Интегрированный урок русского языка и психологии по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цель урока:

Познавательная:

  • познакомиться с местоимением как частью речи, определить морфологические признаки и синтаксическую роль;
  • находить местоимения в тексте;
  • уметь определять роль местоимений в тексте;
  • познакомить с жизнью и произведениями Януша Корчака;
  • знать важность определения своего места в жизни и обществе.

Развивающая:

  • развитие умения анализировать текст, синтезировать и обобщать материал;
  • развитие творческих способностей.

Воспитательная:

  • развитие интереса к русскому языку и литературе;
  • развитие толерантности.

Тип урока:

  • Урок применения знаний, систематизации и обобщения материала

Тип проекта:

  • исследовательский, проблемный, интегрированный, краткосрочный (в течение урока)

Форма работы: групповая и индивидуальная

Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Исследовательская работа
  4. Выведение определения местоимения как части речи.
  5. Рассказ о подвиге Януша Корчака.
  6. Творческая работа по созданию проекта.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель русского языка: Здравствуйте, все! Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка и психологии. Его поможет мне провести наш школьный психолог Надежда Аюшеевна. Я надеюсь, что вы будете активно работать на этом уроке.

Чтобы познакомиться с темой нашего урока, я прочитаю вам небольшой рассказ:

“Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки Кто, ты должен был спросить: “Это Казик стучит? или Манька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?” А тот все отвечал бы: “Нет, нет, нет”. И ты бы мог так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрым, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы. А так: “Кто там?” - и в этом коротеньком “кто” сидят имена всех на свете людей. “Кто” – это местоимение” [ Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1966. – С. 406–407.(Неверли И. О Януше Корчаке)].

Итак, тема нашего урока: Местоимение – часть речи очень важная. (слайд 1)

II. Запишите в тетради дату и тему урока.

Рассказ, который вы сейчас услышали, принадлежит перу великого человека. (слайд 1)

Я хочу, чтобы вы знали имя Януша Корчака – польского писателя, врача и педагога. Даже те, кто не читал написанное им, знают, что он был Воспитателем с большой буквы; самой своей гибелью он ответил на вопрос: что есть честность, порядочность, ответственность за тех, кого приручал... то есть воспитывал, ведь это зачастую одно и то же.

Сообщение о Януше Корчаке. (краткая биографическая справка – 2 учащихся) (слайд 3,4)

Сегодня мы с вами при прохождении новой темы будем работать с отрывками из его произведений, текстами о нем. И это неслучайно, ведь сегодня 8 февраля – день антифашиста, которым по большому счету был и Януш Корчак. (слайд 5)

Словарная работа. (антифашизм, фашизм – карточки со словами на доске)

III. Постановка проблемы. (слайд 5)

Любая часть речи обладает определенными признаками. По каким признакам мы определяем их? (общее значение и вопросы; морфологические признаки и синтаксическая роль) (на доске в виде ступеней листы, на обороте которых написаны признаки. По мере ответов учащихся листы переворачиваются)

Наша задача: найти особенности местоимений как части речи, научиться их находить в любом тексте, зная его признаки. Давайте будем считать эти признаки ступенями изучения этой части речи на нашем уроке. Покорять эти ступени мы будем вместе, а поможет нам в этом ваша работа

IV. Исследовательская работа (работа с текстом). (слайд 7)

1 задание: найти местоимения и дать подсказку остальным ребятам, как можно найти местоимения в тексте. (листы с заданиями продублированы на партах)

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и ему она тяжела не меньше, чем тебе, потому что у него нет столько опыта.

Нашли ли вы местоимения? (слайд 8 – проверка) Некоторые из них мы уже встречали раньше (подчеркнутые), некоторые видим впервые. С такими местоимениями мы будем знакомиться позже.

Можно ли понять, о ком идет речь? (нет)

Почему?

Вывод: местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Заполнить первую ступень.

Это высказывание было о ребенке, а обращается Я.Корчак ко всем взрослым людям. У него есть такое обращение к ним, которое называется “10 заповедей для родителей”, прочитайте его, ведь когда-то и вы станете родителями.

Обратимся к отрывку из книги Януша Корчака “Король Матиуш Первый” (слайд 9)

2 задание: найти местоимения, определить, по каким признакам они изменяются.

И приснился ему сон. Будто на троне сидит отец, а перед ним навытяжку стоят все министры. Вдруг в тронном зале пробили часы, которые испортились, кажется, лет четыреста назад, и в зал торжественно вступил министр, а за ним четыре лакея с золотой короной. Отец подозвал к себе Матиуша и протянул ему корону с такими словами: "Передаю тебе свою корону и свой ум, потому что корона без разума – кусок золота, который может принести большой вред людям". Сказал и положил Матиушу руку на плечо.

Какие признаки определяются у всех местоимений? Какие признаки только у некоторых? (слайд 10 – проверка)

Вывод: местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам, числам и лицам. Заполнить вторую ступень.

Чему учит нас этот отрывок? (Без разума даже корона не имеет ценности)

Что нужно делать, чтобы развивать свой ум? (учиться, стремиться узнавать новое)

Другие свойства личных местоимений будем наблюдать, читая следующий отрывок. (слайд 11)

3 задание: найти местоимения и определить, какими членами предложения они являются.

Обойдя два раза сад, Матиуш присел отдохнуть на площадке, где играли дети. Только он сел, как к нему подбегает девочка и говорит:

- Мальчик, хочешь играть с нами? - и, не дожидаясь ответа, взяла Матиуша за руку и повела в круг.

Они пели песенки, водили хоровод. В перерыве между играми девочка разговорилась с Матиушем.

- У тебя есть сестра?

- Нет.

- А кем работает твой папа?

- Мой папа умер. Он работал королем. Девочка, конечно, подумала, что Матиуш шутит.

- Будь мой папа королем, я бы его попросила купить мне куклу до потолка, - засмеявшись, сказала она.

Какими членами предложения являются местоимения в предложенном отрывке? (слайд 12 – проверка)

Вывод: местоимения в предложении играют роль подлежащего, дополнения и определения. Заполнить третью ступень.

Эти отрывки из книги Януша Корчака “Король Матиуш Первый”, в которой рассказывается грустная история о мальчике, оставшемся без родителей. И, хотя он был королем, он был несчастным, потому что для человека важнее не трон, а то, чтобы рядом были близкие, родные люди, любимые и любящие.

V. Выведение определения местоимения как части речи.

Все три ступени мы с вами прошли, сделали выводы.

В чем заключается особенность местоимения как части речи? Можем ли мы сказать, что такое местоимение, следуя по нашим ступеням? (определение местоимений)

Сравните наше получившееся определение с тем, что есть в вашем учебнике на странице 165. (слайды 13, 14)

Но роль местоимений в нашей жизни более глубокая. (слайд 15) Каждый человек в своей жизни должен осознать собственное Я, тогда он научится воспринимать другого человека (ТЫ, ОН), научится понимать свое место в обществе (МЫ). К этому призывал нас и Януш Корчак. Этому учил своих воспитанников и нас, читателей. Примечательно наблюдение одной знакомой писателя: “Корчак приучал своих пациентов бояться причинить зло: другим людям, животным, растениям, предметам”.

“Я часто думал о том, что значит быть добрым. Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует”.

Всю жизнь Корчак мечтал о мире, в котором люди понимали бы друг друга.

“Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее”,- говорил он.

VI. Рассказ о подвиге Януша Корчака. (слайд 16 с музыкальной вставкой – Моцарт “Реквием” приложение 1)

Подвиг, который он совершил, навсегда останется в памяти человеческой:

Под грохот падающих с неба бомб и рвущихся снарядов он бегает в своем мундире по улицам Варшавы, под угрозой смерти ежедневно совершает вылазки в центр. Поднимает с асфальта заблудившихся, испуганных и зачастую раненых детей, относит их в медпункты и перевязочные, по пути добывая еду и обувь.

Этот период – время величайшего героизма Корчака. Ему уже 64 года, недуги и голод подточили его силы.

Корчак мог покинуть свой дом сирот, дети которого были обречены на гибель. Друзья подготовили ему безопасное убежище и документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту. Но когда к нему с документами пришел его друг и сотрудник Игорь Неверли, он понял, что о бегстве старого доктора не может быть и речи: “Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он просто не ждал от меня такого предложения.

Смысл ответа был такой: Не бросишь же своего ребенка в несчастье, в болезни, опасности. А тут двести детей. Как можно оставить их в запломбированном вагоне и в газовой камере одних? И можно ли все это пережить? Корчак не мог и не хотел”.

Но страшное дело свершилось. В ближайший день дом был окружен фашистами, детей приказано было готовить к отъезду. Дети не понимали, что их ждет, “доктор” сказал им, что они поедут в деревню. Он дал им спокойно доесть последний завтрак, заботливо помогал малышам одеться, вывел их на улицу, построил в пары.

– Доктор Гольдшмит, как государственный служащий, может остаться, – сказали ему в последний момент.

– Как я могу отпустить моих сирот с вами? Я пойду с ними, – ответил Корчак.

И пошел во главе детской колонны по улицам Варшавы на вокзал, где их ожидал поезд, который должен был отвезти их в Треблинку, фашистский лагерь уничтожения. Это было 5 августа 1942 года. Весь дом сирот построился на улице и двинулся на вокзал. Над колонной развевалось зеленое знамя Матиуша. Корчак шел впереди, держа за руки двух детей – мальчика и девочку. Фашисты невольно сторонились. Казалось, что идут победители. Колонна обреченных как бы разрезала строй фашизма.

И еще раз, когда дети были уже в вагоне, ему дали возможность спасти свою жизнь. Комендант поезда, узнав, что с детьми едет Януш Корчак, вспомнил, что в детстве он читал его книги и они ему нравились.

– Выходите из вагона, вы можете остаться, – сказал он.

– А дети?

– Дети поедут.

– Ошибаетесь. Не все негодяи! – ответил старый доктор. И поехал с детьми на смерть.

Только один мальчик выбрался на волю: Корчак поднял его на руки, и мальчику удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом в Варшаве погиб. Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки – больше ничего не сохранилось. (слайд 17-21)

На месте бывшего концлагеря поставлена памятная плита вместо могилы, на ней написано: Януш Корчак и дети. (слайд 22)

VII. Словарная работа.

Януш Корчак и его 200 воспитанников погибли в газовой камере концлагеря как миллионы (вдумайтесь: мил-ли-о-ны!) людей во время Второй мировой войны. Фашисты расстреливали, вешали, жгли, мучили в застенках концлагерей и тюрем...Фашизм уничтожил огромное количество людей! Есть ли фашизм в наше время или он остался в прошлом? (слайд 23)

В наше время фашизм снова поднимает голову. А кроме него появились и новые понятия: экстремизм, терроризм. Все это приводит к насилию, а значит уничтожению людей. Снова гибнут дети и взрослые, снова раздается плач несчастных, ни в чем не повинных людей...

Можем ли мы что-то противопоставить этому? (слайд 24 – на нем 8 картинок наложением, музыкальное сопровождение “Я, ты, он, она – вместе целая страна”). ГУМАННОСТЬ, МИРОТВОРЧЕСТВО, ДРУЖЕЛЮБИЕ. Можем ли мы что-то сделать, чтобы не было войны, гибели, насилия? У великого русского писателя Льва Толстого, есть хорошая и простая в реализации мысль: хорошие люди тоже должны объединяться. Помнить, что “Я, ты, он, она – вместе целая страна”, а это и есть ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Психолог: Что нужно сделать, чтобы люди жили по законам добра и справедливости? Каждый в душе сделать свой выбор. Прочитайте обращение к детям Януша Корчака. (слайд 25)

"Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости.

И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви".

Какие замечательные слова! Если бы трудились ум и сердце каждого человека, было бы прекрасно. А это и есть работа над собой, над самосовершенствованием, над познанием своего Я. От этого выиграем все МЫ.

VIII. Творческая работа по созданию проекта.

Психолог: Какое обращение к ровесникам вы могли бы написать? В нем вы можете предложить все, что кажется вам нужным для того, чтобы не было насилия, войн, то, что приблизит нас к обществу, о котором мечтал Януш Корчак. Используйте в них местоимения. (обращение одно от группы)

(Время на работу сокращает примерный план обращения)

Психолог: Зачитываются обращения от каждой группы.(аплодисменты каждой)

Посмотрите, какой призыв детям написал Януш Корчак (слайд 26):

Дети! Дерзайте, мечтайте о славных делах! Что-нибудь да сбудется! Януш Корчак.

Думаю, сбудутся и пожелания, изложенные в ваших проектах.

IX. Рефлексия. Психолог и учитель русского языка:

  • Я узнал....
  • Я понял...
  • Я научился...

Взаимооценка (самооценка) работы на уроке.

X. Домашнее задание. 

Учитель русского языка. Повторить определение местоимения по ступеням. Упражнение или написать историю с местоимениями.