Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.
- Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.
- Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
для учителя:
- Ноутбук;
- Проектор
- Колонки;
- Запись ритмичной и спокойной музыки.
для учеников:
- карточки к заданию по группам «Запрещается – Разрешается» ;
Здоровьесберегающие технологии:
- Проветривание кабинета перед уроком;
- Комплекс физических упражнений;
- Физминутка. Игра “Наши глаза”;
- Смена деятельности: работа фронтальная – групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.
1) Комплекс физических упражнений. Слайд 2
Учитель показывает упражнения.
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо. 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
2) Вводная беседа.
– При помощи какого органа мы различаем цвета? (С помощью глаз)
– Слышим звуки? (Нам помогают уши)
– При помощи чего различаем запахи? (При помощи носа)
– Вкус пищи? (Наш помощник – язык)
– Чем чувствуем тепло, холод? (С помощью кожи)
II. Сообщение темы урока.
– Правильно. Все эти органы называются органами чувств. А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Органы чувств)
– У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
III. Работа над новым материалом.
1) Глаза – орган зрения. Слайд 3
– Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.
Загадка.
Видят целый свет,
А друг друга нет.
– Что это? (Глаза) Слайд 4
– Или орган зрения – это наше новое понятие, прочитайте его.
– Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения?
– Что это?
– Какой он формы?
Рассказ. Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Итог. Слайд 5
– Что мы различаем зрением?
– Какое значение имеют веки и ресницы?
– Какое значение имеют слезы?
– Какое строение имеет глаз?
– Как нужно охранять зрение?
2) Сценка. Береги зрение.
К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал: – Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!
Учитель: Я вот тоже к вам сегодня пришла в очках, потому что вчера долго работала на компьютере, а потом еще и лежа почитала книгу. Утром почувствовала, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки. Как же быть? Как правильно беречь свои глаза?
IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.
Посмотреть друг другу внимательно в глаза.
Учитель говорит задание, ребята выполняют, например:
- похлопали в ладоши у кого карие глаза;
- присели 3 раза у кого зеленые глаза;
- подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
- погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.
Игра «Цепочка слов» – «Какими бывают глаза» ребята стоят по кругу. Учитель берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу, говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.
3) Продолжим изучать нашу тему.
Уши – орган слуха.
– Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка. Слайд 6
Один говорит,
Двое глядят,
Два слушают.
– Что это? (Уши) Слайд 7
– Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха – это второе новое понятие, прочитаем его.
– Что было бы, если у нас не было органа слуха?
– Что мы различаем с помощью ушей?
– Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)
Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом – это часть уха – ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
Итог. Слайд 8
– Какое значение имеет орган слуха? (Ответы детей)
– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?
– Строение уха?
– Куда идет возбуждение?
– Скажите, а как надо беречь уши?
– Почему в городах борются с шумом?
4) Нос – орган обоняния.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 9
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
– Что это? (Нос)
– Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.
– Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?
– Проношу апельсин.
– Что это? (Это апельсин)
Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
Итог. Слайд 10
– Чем мы различаем запахи? (Ответы детей)
– Как по-другому называется нос?
– Куда попадают пахучие вещества?
– Куда передается возбуждение (сигналы)?
– Как нужно оберегать органы обоняния?
5) Язык – орган вкуса.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 11
За стеной костяной
Соловейко спой.
– Что это? (Язык)
– Как по-другому можно называть язык?
– Что ощущает человек языком?
Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Итог. Слайд 12
– Что мы можем различать органом вкуса?
– Чем покрыт язык?
– Почему мы ощущаем вкус пищи?
– Что помогает языку определить качество пищи?
6) Кожа – орган осязания. Слайд 13
– И последний орган чувств.
– Кожа – орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.
– Что мы ощущаем при помощи кожи?
Опыт.
- Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишка)
- Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)
– Скажите, как нужно заботиться о коже?
V. Закрепление.
– А сейчас мы будем играть в «Запрещается – разрешается». Мы разделились по группам до начала урока. Теперь каждая группа получает своё задание. Приложение 1, Приложение 2
Слайд 14-16
VI. Домашнее задание.
Памятки вы составили почти без моей помощи – осталось выучить их и соблюдать не только на уроке по окружающему миру, а всегда.
В учебнике с. 49-52, рабочая тетрадь с. 40-42 (заполнить таблицу)
VII. Подведение итогов урока.
– Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали на уроке?
И завершая путешествие по органам чувств предлагаю поиграть.
– Вам девчонки и мальчишки, приготовила я частушки.
Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ, говорите – нет, нет, нет!
-
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Да) -
Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет) -
Говорила маме Люба – Я не буду чистить зубы.
А теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? (Нет) -
Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? (Нет) -
Блеск зубам чтобы придать нужно крем сапожный взять.
Выдавить пол тюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет) -
Навсегда запомните милые друзья!
Не почистив зубы, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши! (Да) -
Зубы вы почистили и идите спать
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет) -
Запомните совет полезный
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Нет) -
Чтобы зубы укреплять полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет) -
Вы ребята не устали, пока мы здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.
Учитель: Мы славно путешествовали. Теперь вы знаете правила, которые помогают человеку расти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде и учёбе.
VIII. Рефлексия.
Слайд 17
– Кому на уроке было комфортно работать?
– Кому было трудно?
– Кто устал?
Сообщение классу итогов работы на уроке.
– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.
Список литературы:
- А.А. Плешаков, Н.Ю. Новицкая «Окружающий мир», – Москва: «Просвещение», 2011.
- С.А. Авилова, Т.В. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», – Волгоград: «Учитель», 2008.
- Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», – Москва: «Вако», 2007.
- Серия «Всё обо всём», Адреас Пиль «Моё тело», – Москва: «Планета детства», «Издательство Астрель» АСТ, 2000.