Урок по теме "Органы чувств"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Формируемые УУД:

  1. Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
  2. Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.
  3. Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.
  4. Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование:

для учителя:

  • Ноутбук;
  • Проектор
  • Колонки;
  • Запись ритмичной и спокойной музыки.

для учеников:

  • карточки к заданию по группам «Запрещается – Разрешается» ;

Здоровьесберегающие технологии:

  • Проветривание кабинета перед уроком;
  • Комплекс физических упражнений;
  • Физминутка. Игра “Наши глаза”;
  • Смена деятельности: работа фронтальная – групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.

1) Комплекс физических упражнений. Слайд 2

Учитель показывает упражнения.

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо. 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

2) Вводная беседа.

При помощи какого органа мы различаем цвета? (С помощью глаз)

– Слышим звуки? (Нам помогают уши)

– При помощи чего различаем запахи? (При помощи носа)

– Вкус пищи? (Наш помощник – язык)

– Чем чувствуем тепло, холод? (С помощью кожи)

II. Сообщение темы урока.

Правильно. Все эти органы называются органами чувств. А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Органы чувств)

– У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

III. Работа над новым материалом.

1) Глаза – орган зрения. Слайд 3

– Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.

Загадка.

Видят целый свет,
А друг друга нет.

– Что это? (Глаза) Слайд 4

Или орган зрения – это наше новое понятие, прочитайте его.

– Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения?

– Что это?

– Какой он формы?

Рассказ. Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Итог. Слайд 5

– Что мы различаем зрением?

– Какое значение имеют веки и ресницы?

– Какое значение имеют слезы?

– Какое строение имеет глаз?

– Как нужно охранять зрение?

2) Сценка. Береги зрение.

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал: – Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Учитель: Я вот тоже к вам сегодня пришла в очках, потому что вчера долго работала на компьютере, а потом еще и лежа почитала книгу. Утром почувствовала, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки. Как же быть? Как правильно беречь свои глаза?

IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.

Посмотреть друг другу внимательно в глаза.

Учитель говорит задание, ребята выполняют, например:

  • похлопали в ладоши у кого карие глаза;
  • присели 3 раза у кого зеленые глаза;
  • подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
  • погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.

Игра «Цепочка слов» – «Какими бывают глаза» ребята стоят по кругу. Учитель берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу, говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.

3) Продолжим изучать нашу тему.

Уши – орган слуха.

Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. Слайд 6

Один говорит,
Двое глядят,
Два слушают.

– Что это? (Уши) Слайд 7

– Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха – это второе новое понятие, прочитаем его.

– Что было бы, если у нас не было органа слуха?

– Что мы различаем с помощью ушей?

– Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)

Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом – это часть уха – ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

Итог. Слайд 8

– Какое значение имеет орган слуха? (Ответы детей)

– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?

– Строение уха?

– Куда идет возбуждение?

– Скажите, а как надо беречь уши?

– Почему в городах борются с шумом?

4) Нос – орган обоняния.

– Следующий орган чувств.

Загадка. Слайд 9

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.

– Что это? (Нос)

– Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.

– Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?

– Проношу апельсин.

– Что это? (Это апельсин)

Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

Итог. Слайд 10

– Чем мы различаем запахи? (Ответы детей)

– Как по-другому называется нос?

– Куда попадают пахучие вещества?

– Куда передается возбуждение (сигналы)?

– Как нужно оберегать органы обоняния?

5) Язык – орган вкуса.

Следующий орган чувств.

Загадка. Слайд 11

За стеной костяной
Соловейко спой.

– Что это? (Язык)

– Как по-другому можно называть язык?

– Что ощущает человек языком?

Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Итог. Слайд 12

– Что мы можем различать органом вкуса?

– Чем покрыт язык?

– Почему мы ощущаем вкус пищи?

– Что помогает языку определить качество пищи?

6) Кожа – орган осязания. Слайд 13

– И последний орган чувств.

– Кожа – орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.

– Что мы ощущаем при помощи кожи?

Опыт.

  1. Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишка)
  2. Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)

– Скажите, как нужно заботиться о коже?

V. Закрепление.

А сейчас мы будем играть в «Запрещается – разрешается». Мы разделились по группам до начала урока. Теперь каждая группа получает своё задание. Приложение 1, Приложение 2

Слайд 14-16

VI. Домашнее задание.

Памятки вы составили почти без моей помощи – осталось выучить их и соблюдать не только на уроке по окружающему миру, а всегда.

В учебнике с. 49-52, рабочая тетрадь с. 40-42 (заполнить таблицу)

VII. Подведение итогов урока.

– Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

– Что нового вы узнали на уроке?

И завершая путешествие по органам чувств предлагаю поиграть.

– Вам девчонки и мальчишки, приготовила я частушки.

Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ, говорите – нет, нет, нет!

  1. Постоянно нужно есть для зубов для ваших
    Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
    Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Да)

  2. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
    Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
    Это правильный совет? (Нет)

  3. Говорила маме Люба – Я не буду чистить зубы.
    А теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
    Каков будет ваш ответ? (Нет)

  4. Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
    С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
    Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? (Нет)

  5. Блеск зубам чтобы придать нужно крем сапожный взять.
    Выдавить пол тюбика и почистить зубики.
    Это правильный совет? (Нет)

  6. Навсегда запомните милые друзья!
    Не почистив зубы, спать идти нельзя!
    Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши! (Да)

  7. Зубы вы почистили и идите спать
    Захватите булочку сладкую в кровать.
    Это правильный совет? (Нет)

  8. Запомните совет полезный
    Нельзя грызть предмет железный.
    Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Нет)

  9. Чтобы зубы укреплять полезно гвозди пожевать.
    Это правильный совет? (Нет)

  10. Вы ребята не устали, пока мы здесь стихи читали?
    Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.

Учитель: Мы славно путешествовали. Теперь вы знаете правила, которые помогают человеку расти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде и учёбе.

VIII. Рефлексия.

Слайд 17

Кому на уроке было комфортно работать?

– Кому было трудно?

– Кто устал?

Сообщение классу итогов работы на уроке.

– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.

Список литературы:

  1. А.А. Плешаков, Н.Ю. Новицкая «Окружающий мир», – Москва: «Просвещение», 2011.
  2. С.А. Авилова, Т.В. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», – Волгоград: «Учитель», 2008.
  3. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», – Москва: «Вако», 2007.
  4. Серия «Всё обо всём», Адреас Пиль «Моё тело», – Москва: «Планета детства», «Издательство Астрель» АСТ, 2000.