Цель: повышение мотивации к учению, развитие памяти, кругозора и мышления, умения осмысливать, планировать, анализировать, оценивать учебные действия, регулировать собственные действия.
Оборудование: для каждой группы приготовить карточки с алгоритмом работы, с описанием сказочных героев, карточки с именами существительными, карточки с дробями, лекарственные растения и их названия.
Ход урока
1. Организационный момент.
В коридоре. (прочитать в ускоренном темпе)
В коридоре кто-то плакал,
Кто – то окал, кто –то акал,
Кто-то некал, кто-то дакал,
Кто-то нукал, кто-то якал,
Кто-то клеил, кто-то тыкал,
Кто-то тренькал и пиликал. (Пауза, говорить спокойным тоном.)
А сейчас прозвенел звонок,
Начинается урок.
На урок зайди спокойно
И веди себя достойно.
– Ребята, предлагаю вместе поскороговорить.
Игра “Снежный ком”. Кто больше запомнит и проговорит скороговорок. Первый начинает, второй проговаривает скороговорку первого, а затем свою, третий – первого, второго и свою. Первого игрока выбираем с помощью считалочки. Ра – ра – ра – начинается игра.
Вовремя игры звучит сигнал тревоги.
На экране появляется машина времени. (Приложение. Слайд 1)
– Поступил тревожный сигнал из Тридевятого царства. Близнецы Оля и Игорь просят вас из нашего мира перенестись на машине времени в сказочный.
– Как вы думаете зачем?
– Нужна помощь.
– Сегодня на уроке мы обобщим наши знания. В путь.
– Внимание! Внимание! В аэропорту собрались сказочные герои, чтобы лететь на всемирный кинофестиваль.
Мы в аэропорту. Объявление! Слайд 2
– Прочитайте.
– Прочитайте те, которые успокоят пассажиров.
– Что именно может их утешить?
– Какие вызовут огорчение и много вопросов?
– Прочитайте громко, тоном информационного сообщения, те объявления, которые особенно понравились.
– Что будут делать герои после такого сообщения?
– Они будут друг друга утешать и успокаивать.
– Давайте с ними познакомимся. Разделимся на группы. Каждой группе дано задание. По очереди выразительно зачитывают и отгадывают сказочного героя. Устно описывают его внешний вид.
– Первая группа.
– “Спокойствие, только спокойствие! Наверняка мы успеем на прощальный банкет. Так хочется пирогов и варенья!” Это – Карлсон. Мужчина в самом расцвете сил, с пропеллером на спине. Слайд 3
– Поиграем игру “Два притопа, два прихлопа.” На слова с безударными окончаниями вы топаете, на ударные – хлопаете.
На крыше, около варенья, под креслом, у сестры, к Малышу, во дворе.
– Какие задания еще можно выполнить с этими словами?
– Разделить на группы по родам, по типу склонения, по орфограмме безударная гласная.
– Вторая группа.
– “Мои дорогие! Какие вы сказочно трудолюбивые, добрые, красивые, удачливые. Все мы вместе обязательно найдем выход, но до полуночи бы успеть!” Это-Золушка. Маленькая девочка. Запачканная в золе и пыли, скромном платьице, с передником, в башмаках. Слайд 4
– Из платочка сделаем куколку. Схема работы на экране. Чтобы не было скучно, споем песню “Встаньте, дети, встаньте в круг”
– Для чего нужна такая кукла?
– Третья группа.
– “Что ты, молодец не весел, что головушку повесил?” Это – Василиса Премудрая. Красивая. Умная. Слайд 5
– Игра “Замени одним словом”.
Сотая доля– процент.
Число в дроби над чертой – числитель.
Число в дроби под чертой – знаменатель.
Две целых три пятых – это смешанная дробь.
Двадцать пять вторых – это неправильная дробь.
– Прочитай зашифрованное Василисой слово. Для этого расположи дроби в порядке возрастания и прочитай слово.
– Узнаем из истории дробей. Сообщение. Слайд 6
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении древнеримской единицы массы, которая называлась АСС. Ее делили на 12 равных частей. Двенадцатую часть асса называли унцией. Запись дробей и алгоритмы действий с ними в древности были так сложны, что учение о дробях и умение оперировать с ними оценивалось как чудо. А современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробную черту. А черту стали записывать арабы.
– Что интересного узнали?
– Четвертая группа.
– “Здравствуй князь, ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Не печалься! Не тужи, душа моя!” Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
А сам то – величава,
Выступает будто пава
А как речь– то говорит
Словно реченька журчит.
– Ты садись дружок в кружок, почитай ты нам стишок. Чтение или цитирование по памяти любимых стихов. Слайд 7
– Чье чтение вам понравилось?
– Пятая группа.
“Добрый доктор Айболит!
Онподдеревомсидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
И жучок, и червячок,
и медведица.”
Это – Айболит. Добрый доктор, ставит всем градусники. Слайд 8
– “Найди пару” Подбери название к лекарственному растению.
– О каком растении вы можете нам рассказать?
– Сообщение о шиповнике.
– В августе– сентябре поспевают красные плоды шиповника. Содержится витаминов в 8 раз больше, чем в ягодах черной смородины, в 100 раз больше, чем в яблоках, а витамина P (цитрина) – в 10 раз больше, чем в лимонах и апельсинах. Из ягод делают витаминные экстракты, сиропы, драже. В семенах содержится ценное масло, не уступающее по своим свойствам маслу облепихи.
– Поднимите руку, кто сможет помочь себе при простуде?
– Шестая группа.
“Правду, неправду сказали, никто не знает! Может все это сказали на смех.
– По – моему, не так. Напрасно бы говорить на стали. И так все ясно”. Это – два брата из сказки Л.Н. Толстого “Два брата”. Слайд 9
– В этой сказке много пословиц. Соберите пословицы. Искать большого счастия — малое потерять. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Волков бояться, в лес не ходить. Под лежачий камень вода не потечет.
– Что вы уже знаете из жизни и творчества Л.Н. Толстого? Послушайте рассказ о писателе.
– Что вас удивило? Поразило?
– Мы познакомились со всеми сказочными героями. Так кто же отправляется на кинофестиваль? Слайд 10
– Все эти герои по характеру разные и слова утешения их разные.
– А чем мы поможем?
– Какие утешительные слова сказали бы вы?
– Попадали ли вы в ситуации, когда приходилось утешать. Если да, то какие слова использовали?
– Возвращаемся домой.
– Среди невезенья иного,
Среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
Спасибо за работу.
Итог. Рефлексия.