Урок по теме "В Тридевятом государстве"

Разделы: Начальная школа


Цель: повышение мотивации к учению, развитие памяти, кругозора и мышления, умения осмысливать, планировать, анализировать, оценивать учебные действия, регулировать собственные действия.

Оборудование: для каждой группы приготовить карточки с алгоритмом работы, с описанием сказочных героев, карточки с именами существительными, карточки с дробями, лекарственные растения и их названия.

Ход урока

1. Организационный момент.

В коридоре. (прочитать в ускоренном темпе)

В коридоре кто-то плакал,
Кто – то окал, кто –то акал,
Кто-то некал, кто-то дакал,
Кто-то нукал, кто-то якал,
Кто-то клеил, кто-то тыкал,
Кто-то тренькал и пиликал. (Пауза, говорить спокойным тоном.)
А сейчас прозвенел звонок,
Начинается урок.
На урок зайди спокойно
И веди себя достойно.

– Ребята, предлагаю вместе поскороговорить.

Игра “Снежный ком”. Кто больше запомнит и проговорит скороговорок. Первый начинает, второй проговаривает скороговорку первого, а затем свою, третий – первого, второго и свою. Первого игрока выбираем с помощью считалочки. Ра – ра – ра – начинается игра.

Вовремя игры звучит сигнал тревоги.

На экране появляется машина времени. (Приложение. Слайд 1)

– Поступил тревожный сигнал из Тридевятого царства. Близнецы Оля и Игорь просят вас из нашего мира перенестись на машине времени в сказочный.

– Как вы думаете зачем?

– Нужна помощь.

– Сегодня на уроке мы обобщим наши знания. В путь.

– Внимание! Внимание! В аэропорту собрались сказочные герои, чтобы лететь на всемирный кинофестиваль.

Мы в аэропорту. Объявление! Слайд 2

– Прочитайте.

– Прочитайте те, которые успокоят пассажиров.

– Что именно может их утешить?

– Какие вызовут огорчение и много вопросов?

– Прочитайте громко, тоном информационного сообщения, те объявления, которые особенно понравились.

– Что будут делать герои после такого сообщения?

– Они будут друг друга утешать и успокаивать.

– Давайте с ними познакомимся. Разделимся на группы. Каждой группе дано задание. По очереди выразительно зачитывают и отгадывают сказочного героя. Устно описывают его внешний вид.

– Первая группа.

– “Спокойствие, только спокойствие! Наверняка мы успеем на прощальный банкет. Так хочется пирогов и варенья!” Это – Карлсон. Мужчина в самом расцвете сил, с пропеллером на спине. Слайд 3

– Поиграем игру “Два притопа, два прихлопа.” На слова с безударными окончаниями вы топаете, на ударные – хлопаете.

На крыше, около варенья, под креслом, у сестры, к Малышу, во дворе.

– Какие задания еще можно выполнить с этими словами?

– Разделить на группы по родам, по типу склонения, по орфограмме безударная гласная.

– Вторая группа.

– “Мои дорогие! Какие вы сказочно трудолюбивые, добрые, красивые, удачливые. Все мы вместе обязательно найдем выход, но до полуночи бы успеть!” Это-Золушка. Маленькая девочка. Запачканная в золе и пыли, скромном платьице, с передником, в башмаках. Слайд 4

– Из платочка сделаем куколку. Схема работы на экране. Чтобы не было скучно, споем песню “Встаньте, дети, встаньте в круг”

– Для чего нужна такая кукла?

– Третья группа.

– “Что ты, молодец не весел, что головушку повесил?” Это – Василиса Премудрая. Красивая. Умная. Слайд 5

– Игра “Замени одним словом”.

Сотая доля– процент.

Число в дроби над чертой – числитель.

Число в дроби под чертой – знаменатель.

Две целых три пятых – это смешанная дробь.

Двадцать пять вторых – это неправильная дробь.

– Прочитай зашифрованное Василисой слово. Для этого расположи дроби в порядке возрастания и прочитай слово.

– Узнаем из истории дробей. Сообщение. Слайд 6

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении древнеримской единицы массы, которая называлась АСС. Ее делили на 12 равных частей. Двенадцатую часть асса называли унцией. Запись дробей и алгоритмы действий с ними в древности были так сложны, что учение о дробях и умение оперировать с ними оценивалось как чудо. А современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали дробную черту. А черту стали записывать арабы.

– Что интересного узнали?

– Четвертая группа.

– “Здравствуй князь, ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Не печалься! Не тужи, душа моя!” Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит
А сам то – величава,
Выступает будто пава
А как речь– то говорит
Словно реченька журчит.

– Ты садись дружок в кружок, почитай ты нам стишок. Чтение или цитирование по памяти любимых стихов. Слайд 7

– Чье чтение вам понравилось?

– Пятая группа.

“Добрый доктор Айболит!

Онподдеревомсидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица
И жучок, и червячок,
и медведица.”

Это – Айболит. Добрый доктор, ставит всем градусники. Слайд 8

– “Найди пару” Подбери название к лекарственному растению.

– О каком растении вы можете нам рассказать?

– Сообщение о шиповнике.

– В августе– сентябре поспевают красные плоды шиповника. Содержится витаминов в 8 раз больше, чем в ягодах черной смородины, в 100 раз больше, чем в яблоках, а витамина P (цитрина) – в 10 раз больше, чем в лимонах и апельсинах. Из ягод делают витаминные экстракты, сиропы, драже. В семенах содержится ценное масло, не уступающее по своим свойствам маслу облепихи.

– Поднимите руку, кто сможет помочь себе при простуде?

– Шестая группа.

“Правду, неправду сказали, никто не знает! Может все это сказали на смех.

– По – моему, не так. Напрасно бы говорить на стали. И так все ясно”. Это – два брата из сказки Л.Н. Толстого “Два брата”. Слайд 9

– В этой сказке много пословиц. Соберите пословицы. Искать большого счастия — малое потерять. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Волков бояться, в лес не ходить. Под лежачий камень вода не потечет.

– Что вы уже знаете из жизни и творчества Л.Н. Толстого? Послушайте рассказ о писателе.

– Что вас удивило? Поразило?

– Мы познакомились со всеми сказочными героями. Так кто же отправляется на кинофестиваль? Слайд 10

– Все эти герои по характеру разные и слова утешения их разные.

– А чем мы поможем?

– Какие утешительные слова сказали бы вы?

– Попадали ли вы в ситуации, когда приходилось утешать. Если да, то какие слова использовали?

– Возвращаемся домой.

– Среди невезенья иного,
Среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.

Спасибо за работу.

Итог. Рефлексия.