Сценарий урока-проекта по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с зимующими птицами, научить различать их;
  • раскрыть важность заботы оптицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы;
  • научить изготавливать простейшую кормушку иподбирать корм для птиц.

Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
  • Изучение литературы и заучивание стихотворения о птицах.
  • Итог данной работы – стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.

Продолжительность урока – 35 минут.

Тип урока – объяснение нового материала

Задачи:

  • развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • экологическое и нравственное воспитание;
  • пополнять словарный запас детей.

Методы:

– Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
– Наглядный (показ слайдов).

Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
  • Изучение литературы и заучивание стихотворения о птицах.
  • Итог данной работы – стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, определение готовности учащихся к уроку. Настрой на урок. (Звучит пение птиц. Приложение 3)

Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.

– Сегодня к нам на урок пришли Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание. Слайд 1 (Приложение 1)

II. Постановка темы, цели урока

У: Муравей Вопросик просит тебе помочь решить вот такое задание.

Игра « Третий лишний»

Слайд 2

У: Кого убрали и почему?
У: Какую пользу приносят птицы? (Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых…)
У: Что необходимо для жизни птиц? (Пища, вода, воздух, свет, тепло)
У: В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? Слайд 3. (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
У: С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко? Ребята, как вы думаете ,о чём или о ком будем говорить на уроке?
У: Правильно, поэтому сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить.
Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 4.
У: Каких птиц мы видели вовремя прогулки, и где видели? Что делали птицы?

III. Работа по новой теме.

1. Подробное знакомство с птицами.

У: Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.

Слайды 5-6

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
Иполоска шарфика. (Синица)

У: Почему птичку зовут синицей? (Поёт си-си-си)

– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице. (Приложение 2)

Слайды 7-8

Подереву— вниз головой!—
Бежит водежде голубой… (Поползень)

– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Слайды 9-10

Чернокрылый, красногрудый,
Небоится онпростуды—
Спервым снегом
Тут как тут! (Снегирь)

– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали птицу у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Слайды 11-12

Мне едою служат крошки.
Яхитер ишаловлив,
Суетлив,
Чив-чив! (Воробей)

У: Почему воробей имеет такое название?

Рассказ учителя об этой птице.

– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали у нас.

Слайды 13-14

Засвистели: «Сври-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей… (Свиристели)

– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее у нас.

Рассказ учителя об этой птице.

Физкультминуткa

Скачет шустрая синица,
Ейнаместе несидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела наминутку,
Почесала клювом грудку,
Исдорожки— наплетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

У: Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?

Слайды 15-16.

У: Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.

2. Знакомство с новой птицей.

Слайды 17-19

У: А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд).

Рассказ учителя об этой птице.

– Уптиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу неломать ихветки, чтобы неразрушать птичью столовую.

Слайды 20-21

3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

У: Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь-то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как импомочь?

Дети рассматривают кормушки.

Слайд 22

4. Практическая работа

У: Нам не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели –
Это в наших руках.

Изготовление кормушки изведра из-под майонеза Слайд 23.

У: Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц? Чем же можно подкармливать птиц, ачем нельзя?

Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.

5. Составление «Меню для птичьей столовой»

У: Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 24-27.
У: А что нельзя класть в кормушку? Слайды 28-30.
У: Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

6. Ученик читает стих А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Слайд 31.

У: Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить ихвсвоем дворе. Важно следить затем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.

IV. Итог урока

У: Как помочь птицам зимой?
У: Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

– Теперь я знаю, что …
– Я понял, что …
– Я буду …

У: Продолжите любое из этих предложений.

Слайд 32

– Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Список использованной литературы:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб.для 1 кл. четырехлет. нач. шк. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Фефилова Е.П. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир для 1 класса: Азбука природы в подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006

Ссылки на интернет-источники:

http://www.floranimal.ru/gallery/big/1351.jpg – поползень
http://img-fotki.yandex.ru/get/39/ankudrya.2/0_169cb_a2a267e5_XL – снегирь
http://kemclub.ru/best/3440680.jpg – свиристель
http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/astra-alaya.27/0_1caa0_4a14dd22_XL
http://forum.materinstvo.ru/uploads/1206285201/post-38074-1206357220_thumb.jpg
http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/153/153947.jpg – рябина
http://natureworld.ru/
http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp101/rabot/22/images/kopm_2.jpg – кормушки
http://www.darwin.museum.ru
http://gorod.dp.ua/p – воробей
http://www.ecosystema.ru/