Цели урока:
- познакомить детей с зимующими птицами, научить различать их;
- раскрыть важность заботы оптицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой проблемы;
- научить изготавливать простейшую кормушку иподбирать корм для птиц.
Предварительная работа:
- На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
- На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
- Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
- Изучение литературы и заучивание стихотворения о птицах.
- Итог данной работы – стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
Продолжительность урока – 35 минут.
Тип урока – объяснение нового материала
Задачи:
- развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
- воспитание гуманного отношения к природе;
- экологическое и нравственное воспитание;
- пополнять словарный запас детей.
Методы:
– Словесный (индивидуальные рассказы учеников,
рассказ учителя, беседа).
– Наглядный (показ слайдов).
Предварительная работа:
- На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
- На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
- Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
- Изучение литературы и заучивание стихотворения о птицах.
- Итог данной работы – стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, определение готовности учащихся к уроку. Настрой на урок. (Звучит пение птиц. Приложение 3)
Прозвенел веселый звонок,
Начинается урок.
– Сегодня к нам на урок пришли Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик и приготовили для вас задание. Слайд 1 (Приложение 1)
II. Постановка темы, цели урока
У: Муравей Вопросик просит тебе помочь решить вот такое задание.
Игра « Третий лишний»
Слайд 2
У: Кого убрали и почему?
У: Какую пользу приносят птицы? (Они
являются украшением Земли, уничтожают вредных
насекомых…)
У: Что необходимо для жизни птиц? (Пища,
вода, воздух, свет, тепло)
У: В какое время года птицам особенно
тяжело? Почему? Слайд 3. (Трудно зимой, т.к. не
хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в
зимней спячке, ягоды под снегом)
У: С утра до вечера ищут крохи
пропитания, пуховые перья защищают от холода, но
не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает
только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
Ребята, как вы думаете ,о чём или о ком будем
говорить на уроке?
У: Правильно, поэтому сегодня мы
поговорим о птицах зимой, о том, что же надо
делать, чтобы им зимой было легче жить.
Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?»
Слайд 4.
У: Каких птиц мы видели вовремя
прогулки, и где видели? Что делали птицы?
III. Работа по новой теме.
1. Подробное знакомство с птицами.
У: Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.
Слайды 5-6
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
Иполоска шарфика. (Синица)
У: Почему птичку зовут синицей? (Поёт си-си-си)
– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.
Рассказ учителя об этой птице. (Приложение 2)
Слайды 7-8
Подереву— вниз головой!—
Бежит водежде голубой… (Поползень)
– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали птицу у нас.
Рассказ учителя об этой птице.
Слайды 9-10
Чернокрылый, красногрудый,
Небоится онпростуды—
Спервым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали птицу у нас.
Рассказ учителя об этой птице.
Слайды 11-12
Мне едою служат крошки.
Яхитер ишаловлив,
Суетлив,
Чив-чив! (Воробей)
У: Почему воробей имеет такое название?
Рассказ учителя об этой птице.
– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку, если вы встречали у нас.
Слайды 13-14
Засвистели: «Сври-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей… (Свиристели)
– Найдите эту птицу в ваших учебниках и положите фишку , если вы встречали ее у нас.
Рассказ учителя об этой птице.
Физкультминуткa
Скачет шустрая синица,
Ейнаместе несидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела наминутку,
Почесала клювом грудку,
Исдорожки— наплетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
У: Какие из этих птиц живут у нас круглый год? А какие прилетают на зиму?
Слайды 15-16.
У: Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие.
2. Знакомство с новой птицей.
Слайды 17-19
У: А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд).
Рассказ учителя об этой птице.
– Уптиц зимой есть природные столовые. Это рябина и калина. Я прошу неломать ихветки, чтобы неразрушать птичью столовую.
Слайды 20-21
3. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”
У: Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь-то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как импомочь?
Дети рассматривают кормушки.
Слайд 22
4. Практическая работа
У: Нам не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели –
Это в наших руках.
Изготовление кормушки изведра из-под майонеза Слайд 23.
У: Кормушка готова. Кто из вас хочет покормить птиц? Чем же можно подкармливать птиц, ачем нельзя?
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
5. Составление «Меню для птичьей столовой»
У: Значит какой корм будем подсыпать в кормушки?
Слайды 24-27.
У: А что нельзя класть в кормушку? Слайды 28-30.
У: Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна
птичка не погибнет в нашем крае.
6. Ученик читает стих А.Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Слайд 31.
У: Часть кормушек дети можете взять домой, чтобы разместить ихвсвоем дворе. Важно следить затем, чтобы вы регулярно подкармливали птиц.
IV. Итог урока
У: Как помочь птицам зимой?
У: Я довольна вами, вы порадовали меня своими
ответами, желанием помочь птицам, добрым
отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
– Теперь я знаю, что …
– Я понял, что …
– Я буду …
У: Продолжите любое из этих предложений.
Слайд 32
– Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.
Список использованной литературы:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб.для 1
кл. четырехлет. нач. шк. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Фефилова Е.П. Поторочина Е.А. Поурочные
разработки по курсу Окружающий мир для 1 класса:
Азбука природы в подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006
Ссылки на интернет-источники:
http://www.floranimal.ru/gallery/big/1351.jpg
– поползень
http://img-fotki.yandex.ru/get/39/ankudrya.2/0_169cb_a2a267e5_XL
– снегирь
http://kemclub.ru/best/3440680.jpg –
свиристель
http://img-fotki.yandex.ru/get/3111/astra-alaya.27/0_1caa0_4a14dd22_XL
http://forum.materinstvo.ru/uploads/1206285201/post-38074-1206357220_thumb.jpg
http://pics.photographer.ru/nonstop/pics/pictures/153/153947.jpg
– рябина
http://natureworld.ru/
http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp101/rabot/22/images/kopm_2.jpg
– кормушки
http://www.darwin.museum.ru
http://gorod.dp.ua/p
– воробей
http://www.ecosystema.ru/