Методика семьи Никитиных в педагогической деятельности, в семейном воспитании

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель: Обобщение опыта использования методики семьи Никитиных.

Задачи:

  • обобщение опыта использования методики Никитиных в семейном воспитании;
  • обобщение опыта использования методики Никитиных в педагогической деятельности;

Семья Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных.

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность. О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Большево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день. Академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: “Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленность. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем”. Особенность раннего развития по Никитиным - начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Важную роль в отечественном акушерстве сыграли “Просьбы к врачам и сестрам родильного дома” Никитиных. В частности, благодаря Никитиным широкое распространение получило прикладывание новорожденного к груди сразу после родов.

Обобщение опыта использования методики Никитиных в семейном воспитании.

Помню себя маленькой девочкой. Когда ходила в детский сад, то на улице здоровалась только со своими воспитателями. И думала, что когда вырасту, обязательно стану Надеждой Иосифовной или Галиной Иосифовной. Какая наивность, ведь не знала, что имя человека остается с ним на всю жизнь.

И вот девочка выросла, стала подростком. Однажды летом, не знаю почему, но пошла в контору сельсовета (сейчас не помню: позвали или сама пошла). А там один дядя вел беседу о чем-то, показывая фотографии детей, которые лазали как обезьяны. Потом только узнала, что это был сам Константин Спиридонович Чиряев и рассказывал он о знаменитой семье Никитиных.

И вот девушка окончила школу, поступила на МФ ЯГУ. К окончанию ВУЗа вышла замуж, ждала ребенка. В “Пушкинке” случайно наткнулась на книгу семьи Никитиных. Взяла на дом и законспектировала в тетрадь. И твердо решила, что своего малыша будет растить как они. Это длилось ни много, ни мало до того, как малыш заболел впервые в пять месяцев, когда у него вырезались первые зубы. А до того его и вправду воспитывали по системе Никитиных: не укутывали, делали висы на руках, стойки и т.д. Если бы они знали о том, что когда у ребенка вырезаются зубки, у него организм чуть-чуть ослабевает, то они бы чуть-чуть укутали ребенка и он бы не заболел. А так, с тех пор он стал часто-часто болеть…

После первенца Юры у нас родились сын Артем и дочка Юля. К этому времени мы были уже чуть опытнее. Экспериментировали уже с умом. Использовали воздушные ванны, стойки на руках, раннюю ходьбу перед кормлением. Когда Юра еще не ходил, мы для него сшили рюкзак по журналу “Работница”, папа, носил его в этом рюкзаке и ему там, было очень комфортно. А для дочки, также по журналу “Работница”, сшили трусики для “Прыгунка”, пришили длинную пружину и прикрепили к потолку и ей очень нравилось попрыгать. Очень скоро она уже пошла на четвереньках, а к 9 месяцу пошла самостоятельно. Артем также пошел в 9 месяцев. Когда чуть подросли стали покупать различные конструкторы, “Лего”, кубики с буквами, магнитный алфавит, магнитные математические действия, книги со сказками, детские энциклопедии, словари и т.д. Может это и послужило для их раннего развития и дальнейшего обучения без трудностей.

Наша семья также прошла через несколько конкурсов. Впервые участвовали в 1994 году в с. Чыаппара, стали победителями. А в 2003 году приняли участие в улусном конкурсе “Семья года - 2003”, где заняли II место. В 2010 году стали победителями в заочном конкурсе улуса “Сельская семья - 2010” и приняли участие в конкурсе Грантов Чурапчинского УУО “Лучшая учительская многодетная семья”.

Обобщение опыта использования методики Никитиных в педагогической деятельности.

В МБОУ “Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова” я работаю с 1990 года. Очень горжусь тем, что работаю в таком дружном, работоспособном, творческом коллективе под руководством директора школы Федоровой В.И., заместителем директора по учебной работе Максимовой В.Г., заместителем директора по воспитательной работе Ноговицыной В.Н. Так вышло, что в моей педагогической деятельности большую роль сыграли участия в различных конкурсах. И в успешном участии в этих конкурсах огромную роль сыграла использование методики семьи Никитиных. В 2000 году приняла участие в улусном конкурсе “Учитель года -2000” (эссе и концепция). Содержание некоторой части эссе использовала во введении настоящего доклада. А в концепции ввела в содержание, структуре математического образования внутриутробное развитие ребенка и семейную школу. И вывела модель Личности “Я – Творческая личность!”. В 2002-2003 учебном году впервые подготовила учащегося к улусной НПК “Шаг в будущее” с докладом “Индекс справедливости”, где был использован скоростной индекс семьи Никитиных. К моей радости доклад получил поощрение. Впоследствии этот доклад становился призером, победителем нескольких улусных, региональных НПК “Шаг в будущее” и напоследок стал победителем республиканской НПК “Фестиваль физической культуры”

Тезис доклада НПК “Индексы физического совершенства организма обучающихся”

Актуальность проблемы:

- Защита прав ребенка.

- Личностная ориентированность.

- Помощь учащимся в определении своего оптимального результата.

Силу, ловкость, быстроту, выносливость во всем мире измеряют в абсолютных результатах (в метрах, секундах, килограммах). Эти величины напрямую зависят от антропометрических данных людей (роста и веса). А вот Б.П. Никитин стал искать другие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенствования человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, которая является ведущей в организме.

Мы заинтересовались этой системой индексов, и нам захотелось опробовать эту систему в нашей школе и сравнить полученные результаты нашей школы с данными других школ.

Новизна: Апробация скоростного индекса и индекса прыгучести в АСШ, ЧРССШИ и составление новых нормативов “Эрэл” для I, II, III ступеней.

Цель: Выявление индексов физического совершенства организма.

Задачи:

  • Сравнить показатели индексов семьи Никитиных и учащихся АСШ, ЧРССШИ.
  • Выявить причины повышения физических возможностей учащихся и изучение их по методике Б.П. Никитина.

Гипотеза: При введении в практику индексов школьников ожидается появление стимула к своему дальнейшему физическому совершенствованию и укреплению здоровья.

По этим индексам были проведены спортивные соревнования в школе.

Настал 2005 год. В этом году я со своим мужем Гавриилом Иннокентьевичем стали победителями улусного конкурса “Учитель года - 2005” “Педагогическая семья” и на республиканском конкурсе приняли участие в суперфинале. В этом конкурсе развила концепцию 2000 года под названием: “Индекс справедливости” как фактор повышения мотивации в математическом образовании”. Будучи учителем математики меня волнует подход к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.

“Индексом справедливости” моей педагогической деятельности являются личностно-ориентированное обучение и технология справедливого обучения. Что означают слова “индекс”, “справедливость”?

Справедливость: 1. справедливый 2. справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

Индекс: 1. список, указатель 2. цифровой (или буквенный) показатель чего-нибудь (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова).

Значит, “индекс справедливости” – это показатель справедливого отношения к

личности человека. А “Индекс справедливости” в математическом образовании – это показатель справедливого отношения к фактору повышения мотивации в математическом образовании. Идея взята у семьи Елены и Бориса Никитиных, которые ввели “индексы справедливости” как критерии физического совершенства личности. С помощью этой идеи разработала свою работу об “индексе справедливости” в математическом образовании.

Классификационные параметры технологии справедливого обучения.

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: природосообразная.
  • По основному фактору развития: социогенная.
  • По характеру содержания: общеобразовательная, гуманистическая, воспитывающая.
  • По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная.
  • По подходу к ребенку: ребенок – взрослый – субъект жизнедеятельности.
  • По преобладающему методу: диалогическая, развивающая.
  • По категории обучающихся: массовая.

Ситуация справедливости не возникает там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха. Решение этой проблемы зависит от системы действий учителя.

“Индекс справедливости” педагогической деятельности на уроках математики включает:

  • любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
  • сотрудничество, мастерство общения;
  • отсутствие прямого принуждения;
  • приоритет положительного стимулирования.

Цель: создание психолого-педагогических условий для реализации идей “индекса справедливости” в математическом образовании, учитывая индивидуальные особенности каждой самоактуализирующей личности.

Задачи:

  • повысить мотивацию к учебно-познавательной деятельности; привлечение школьников в научной работе;
  • раскрыть перед учащимися возможности самовоспитания;
  • стимулировать и вооружать учащихся приемами работы самоусовершенствования;

Новизна работы заключается во введении “индекса справедливости” в математическом образовании, где созданы условия для эмоционального комфорта каждого ученика.

Для этого выявлены следующие критерии:

  • психологический комфорт;
  • желание достичь успеха;
  • способность к самоорганизации;
  • потребность и способность прилагать волевые усилия;
  • способность к самооценке, саморефлексии.

И на этом конкурсе был проведен классный час “Сайдыы уктэллэрэ” для 11-тиклассников о роли семьи в жизни человека, о семье Никитиных, о нашей семье использованы игры Никитиных.

А на уроках математики использую игры Никитиных “Квадраты” и “Дроби”, которые действительно были выпущены в начале 21 века.

Заключение.

Предполагаю, что использование методики семьи Никитиных дало мне и моей семье следующее.

В семейном воспитании:

  • успешную учебу наших детей в школе, ВУЗах;
  • успешное участие в различных олимпиадах: по математике, физике, английскому языку, русскому языку, информатике;
  • успешное участие в различных математических боях: кустовых, улусных, региональных;
  • успешное участие в различных НПК: “Шаг в будущее”, “Красильниковские чтения”, “Протодьяконовские чтения”, Всероссийский фестиваль “Портфолио” и т.д.
  • успешное участие в различных танцевальных конкурсах: “Полярная звезда”, “Маралаайы оьуордара”; “Сардацалаах аартык” и т.д.
  • успешное участие в спортивных соревнованиях: по ОФП, ген-син-кан, аэробике, военно-патриотической игре, волейболу и т.д.

В педагогической деятельности:

  • развитие идей Никитиных до использования их в эссе, концепции;
  • использование игр Никитиных: “Сложи квадрат”, “Дроби” на уроках математики;
  • пропаганда теории раннего развития в семейном воспитании на классном часе “Сайдыы уктэллэрэ”;
  • использование скоростного индекса и индекса прыгучести в спортивных соревнованиях.
  • апробация скоростного индекса и индекса прыгучести в АСШ, ЧРССШИ и составление новых нормативов “Эрэл” для I, II, III ступеней.

Надеюсь, что для наших детей развиты навыки самообразования, мотивации к учению; наше семейное воспитание способствует самореализации, самопознанию и что, приобретенные в семье различные навыки воспитания помогают им в дальнейшей учебе, в дальнейшей жизни. А в педагогической деятельности, думаю и в дальнейшем использовать методику Никитиных и, если возможно, расширить направления их использования. За успехи в педагогической деятельности хочу выразить благодарность своему коллективу, администрации школы и ветеранам педагогического труда: Ефимовой М.Т., Оконешниковой В.Г., Слепцовой В.Г., Оконешниковой И.Г., Сокольниковой П.Е. и т.д.