Программа по автослесарному делу для 9-х классов. Первый этап предпрофильной подготовки учащихся по профессии – слесарь по ремонту автомобилей

Разделы: Технология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по автослесарному делу для 9 классов предусматривает осуществление первого этапа предпрофильной подготовки учащихся по профессии – слесарь по ремонту автомобилей.

Целью предпрофильного обучения по автоделу является изучение учащимися устройства автомобилей, техники и технологии слесарных работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, а также освоение ими умений и навыков работы со слесарномонтажным инструментом. В процессе труда при выполнении отдельных технологических операций учащиеся знакомятся с характером трудовой деятельности рабочих массовых профессий – слесаря по ремонту автомобилей.

Раздел “Эксплуатация автомобилей” включает выполнение слесарных работ, которые следует совмещать с производительным трудом. Теоретические вопросы слесарного дела (устройство и назначение инструментов и материалов для их изготовления, оборудование и приспособления, режим обработки, контрольно-измерительный инструмент и способы контроля и организации рабочего места, а также безопасность труда) излагаются в процессе теоретического обучения, а также при проведении текущего инструктажа по каждому трудовому заданию в ходе практического обучения.

Индивидуальное обучение вождению автомобиля на автотренажёре проводится во внеурочное время мастером производственного обучения вождению автотранспортных средств.

Содержание программы предусматривает сознательный выбор учащимися по окончании школы одной из рабочих профессий автомобильного транспорта, которой они будут овладевать в 10-11 классах общеобразовательной школы или средних специальных учебных заведениях.

Полученные учащимися знания и умения дают возможность заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, а также помогут выбрать профессию, которая позволит им самореализовать себя.

Тематический план

Разделы и темы Количество часов
9 класс

Теоретическое обучение

I. Устройство автомобилей.

  1. Классификация и общее устройство транспортных средств.
  2. Механизмы силового агрегата.
  3. Системы охлаждения и смазывания.

II. Техническое обслуживание автомобилей.

  1. Охрана труда, производственная санитария, пожарная безопасность и электробезопасность.
  2. Материаловедение и технология слесарных работ.
  3. Практическое обучение.
  4. Устройство автомобилей.
  5. Слесарные работы

III. Общественно полезный, производительный труд

  1. Устройство автомобилей
  2. Слесарные работы
 
Итого 34

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать: общее устройство транспортных средств; устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, кривошипно- шатунного и газораспределительного механизмов, систем охлаждения и смазывания; правила охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; технологию выполнения слесарных работ: правила разметки, рубки, правки, гибки, резания и опиливания металла; основы технических измерений, допуски и посадки; основные эксплуатационные материалы (бензины, масла, антифризы, тормозные жидкости)

Учащиеся должны уметь: выполнять требования охраны труда, промышленной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; частично разбирать и собирать узлы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем охлаждения и смазывания; выполнять простейшие виды слесарной обработки; применять слесарные инструменты общего назначения (зубило, молоток, ножовка, напильник), измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль, микрометр), штатный инструмент водителя; производить разборку простых механизмов(разборка и сборка водяного насоса)

Теоретическое обучение

I. Устройство автомобилей

1. Классификация и общее устройство транспортных средств

Краткая история возникновения и развития автотранспорта. Определение транспортной машины. Наиболее распространённые типы транспортных средств, их классификация, назначение, общее устройство (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, электро- и автотележки, электромобили). Расположение и взаимодействие двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизмов управления.

Краткие технические характеристики основных базовых моделей российских автомобилей (легковых, средней грузоподъемности, большой грузоподъёмности).

Значение автотранспорта для народного хозяйства и обороны страны. Перспективные виды транспорта.

2. Механизмы двигателя

A. Механизм двигателя общее устройство и рабочий цикл двигателя. Основные конструктивные и эксплуатационные характеристики ДВС крепление двигателей на автомобилях.

Межпредметные связи. Взаимодействие тел (физика), Тепловые явления (физика)

Кривошипно-шатунный механизм. Назначение, принцип действия, устройство и работа.

Газораспределительный механизм. Назначение, принцип действия, устройство и работа.

Б.Система охлаждения смазывания.

Система охлаждения. Назначение системы теплового баланса карбюраторного и дизельного двигателей. Значение перегрева и переохлаждения деталей двигателя. Типы системы охлаждения теплового двигателя и контроль за температурой охлаждающей жидкости. Способы поддержания постоянного теплового режима двигателей.

Система смазывания: Назначение системы смазывания в автомобильных двигателях, способы уменьшения сил трения между трущимися частями. Последствия работы двигателя при недостаточной или избыточной подаче смазки. Тщательная фильтрация масла - одно из средств повышения долговечности двигателя.

3. Эксплуатация автомобилей.

1 .Охрана труда, производственная санитария, пожарная безопасность и эллектробезопастность.

Общие понятия о производственной санитарии и гигиене труда. Закон об охране труда подростков. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса .Личная гигиена рабочего. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах, отравлениях парами бензина и этилированным бензином, поражениях электрическим током.

Обязанности должностных лиц по охране труда. Инструкция по правилам безопасности.

Правила безопасности при ремонте автомобилей. Требования к применяемому оборудованию и инструментам. Правила безопасности при применении электроинструментов.

Действие электрического тока на организм человека. Защита от опасного воздействия статистического электричества.

2. Материаловедение и технология слесарных работ.

4. Основы материаловедения

Металлы, классификация и механические свойства. Сплавы железа с углеродом: стали и чугуны. Их классификация. Марки сталей и область их применения. Цветные металлы и сплавы. Маркировка сплавов. Термическая обработка металлов. Виды термообработки.

Резина и её применение в автомобилестроении.

Эксплуатация автомобилей слесарные работы.

Приемы работы водительскими и слесарными инструментами.

Ознакомление с инструментом водителя, его назначением и использованием ознакомление с инструментом применяемым на слесарных работах. Требование к нему безопасное производство.

Разметка. Техника измерений различным мерительным инструментом с точностью 0,1 мм.

Рубка. Ознакомление с инструментом и требование к нему. Рубки листовой по уровню губок тисков, по разметочным рискам вырубных канавок. Рубка листовых материалов (прокладок) на плите.

Пробка и гибка. Пробки полосовой стали крупного профиля, тонкой листовой стали.

Резание. Ознакомление с инструментом и требование к нему. Установка полотна в рамки ножовки. Резание металла разного профиля. Отрезание колец от трубки по резкам.

Опиливание. Ознакомление с инструментом и требование к нему. Отпиливание широких и узких плоскостей. Отпиливание цилиндрических стержней шпилек.

5. Общественно полезный, производительный труд.

Работа по оснащению кабинета, по устройству автомобилей: изготовление макетов, разрезов узлов автомобилей, планшетов.

Слесарные работы. Изготовление и восстановление деталей приспособление (хомутов, стремянок, кронштейнов, резьбовых деталей).

Вырезание прокладок из тонко-листового материала, картона, паронита,

Бензостойкость резины. Изготовление деталей в учебных мастерских с использованием металлорежущих устройств.

Список литературы.

  1. Автомобиль. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов. М., Просвещение, 1982.
  2. Беляева А.П. Принципы профессионального образования. М., 1991.
  3. Журнал “ Школа и производство” №6. 1986.
  4. Крапивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела. М., 1970.
  5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  6. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
  7. Скакун В.А. Методика производственного обучения. М.,1992.
  8. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М., 1989.
  9. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. М., 2001.
  10. Чумаченко Ю. Т. Герасименко А. И. Рассанов Б.Б. АВТОСЛАСАРЬ. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Ростов н/Д, 2005.
  11. Хатунцева Л.И., Рудакова Н.П. Современный урок производственного обучения. Воронеж, 1998.