Интегрированный урок (география + технология) "Кухня народов мира. Евразия". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока: Выявить связь блюд национальной кухни с географическими условиями проживания народов.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания по разделу «Евразия».
  • Развивать навыки работы с тематическими картами атласа.
  • Развивать умения практического применения полученных знаний.
  • Расширение кругозора учащихся, повышение любознательности.
  • Формирование качеств личности, необходимых современному человеку.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карта Евразии, атласы 7 класса.

Если нет возможности использования Интернета на уроке, дать опережающее задание: подготовить сообщения по темам: «Средиземноморская кухня», «Славянская кухня», «Кухня народов Центральной Азии», «Кавказская кухня», «Заполярная кухня», «Кухня народов Юго-Восточной Азии и Восточной Азии».

ХОД УРОКА

Проводится жеребьевка и класс делится на 6 групп.

Учитель географии: В мире насчитывается около 230 стран и у каждой есть свои традиции и обычаи. Сегодня на уроке мы рассмотрим взаимосвязь национальной кухни с географическими условиями той территории, на которой проживают народы. Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить каждую страну. Поэтому рассмотрим эту связь на примере народов, проживающих в Евразии. (Презентация. Слайд 1)
Начнём с севера Европы – Скандинавских стран: Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции (слайд 2). Рассмотрим физическую карту Европы (слайд 3): мы видим, что на данной территории имеются горы (Скандинавские), береговая линия сильно изрезана множеством ущелий, скал, крутые берега которых обрываются в море – фьорды (слайд 4). Равнинная территория заболочена, большое количество озёр.
По карте климата (слайд 5) определяем, что данная территория – умеренного климатического пояса. Преобладают западные ветры. Относительно тёплая зима с неустойчивой погодой. Лето нежаркое. Увлажнение равномерное. Изотермы января – 100 (слайд 6). Изотермы июля +100.
Соответственно, природные условия не способствуют развитию земледелия, но возможно тундровое скотоводство. Основным источником пищи является море.

Учитель технологии: Практически невозможно выделить норвежскую, датскую или шведскую кухню, так как они просто не существуют. Зато есть одна общая, объединяющая всех скандинавов – скандинавская кухня. Ее сформировали естественные условия, в которых пришлось жить обитателям этого региона Европы. Плодов природы, собранных летом и осенью, должно было хватить на долгую и тяжелую зиму, поэтому жители научились консервировать и делать запасы. (Слайд 7) Солёная, квашеная и маринованная пища не была особенно изысканна или богата витаминами.
Однако чем дальше на север, тем суровей естественные условия, а, следовательно, тем беднее кулинарные традиции. Отсутствие растительности и трудности, связанные с животноводством, стали причиной того, что основу скандинавской кухни, несомненно, составляет рыба, среди которой первенствует благородный, нежный лосось. (Слайд 8)
Норвегия имеет богатые кулинарные традиции, связанные с лососем. Норвежцы, которые считают лосось лакомством, подают его по-разному: жареный, копчёный, вареный, поджаренный на гриле, маринованный, как тартар, в супе или с макаронами. Деликатесом в Дании является лосось, затопленный в глиняном горшке, полным мёда. Плотно закрытый горшок помещается на несколько месяцев под землю, где сохраняется низкая температура. После извлечения мясо лосося имеет специфический аромат и вкус. Едят его с добавлением кружков репчатого лука.
Очень популярны в скандинавии маленькие сардинки – brislinger, которые ловят в Ставангере. С давних времён тут перерабатывали сардины, которые потом попадали на столы почти во всей Европе.
Наиболее распространённой является сушёная рыбой, которые местные называют штокфиш (сушёная треска) (слайд 9). Для одних её запах кажется самым восхитительным на земле, других просто отпугивает. Мясо, лишённое воды, сохраняет все питательные вещества, и, что самое главное, если его намочить, восстанавливает свою прежнюю форму, запах и вкус.

Вспомним отрывок одной из сказок датского сказочника Андерсена. (Слайд 10)

Олень остановился у жалкой избушки; крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в неё на четвереньках. Дома была одна старуха лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу.
Когда Герда согрелась, поела и попила, лапландка написала пару слов на сушёной треске, велела Герде хорошенько беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался. Небо опять фукало и выбрасывало столбы чудесного голубого пламени. Так добежал олень с Гердой и до Финмарка и постучался в дымовую трубу финки — у неё и дверей-то не было.
Ну и жара стояла в её жилье! Сама финка, низенькая грязная женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды всё платье, рукавицы и сапоги — иначе девочке было бы чересчур жарко, — положила оленю на голову кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске. Она прочла все от слова до слова три раза, пока не заучила наизусть, и потом сунула треску в котёл — рыба ведь годилась в пищу, а у финки ничего даром не пропадало.

Учитель географии: В данном случае мы видим тесную взаимосвязь кулинарии народа и территории проживания.
Давайте проверим, прослеживается ли связь места жительства с национальной кухней у других народов. Каждой группе предлагается, используя приложение учебника «Планы характеристики географических объектов» стр. 374-376, атласы, показать связь национальной кухни с естественными условиями проживания.
(Данные о национальной кухне берутся либо из Интернета, либо учитель дает предварительное задание некоторым ребятам, подготовить сообщение.)

Группа № 1. Средиземноморская кухня. (слайд 11, 12)
Группа № 2. Славянская кухня. (слайд 13,14,15)
Группа № 3. Центральноазиатская кухня. (слайд 16,17)
Группа № 4. Кавказская кухня. (слайд 18)
Группа № 5. Заполярная кухня. (слайд 19, 20)
Группа № 6. Кухня народов Юго-Восточной Азии и Восточной Азии ( слайд 21 - 27)

Далее каждая группа зачитывает географическое описание и особенности национальной кухни, а учитель показывает соответствующие слайды.

Учитель технологии: Таким образом, мы можем сделать вывод, что используемые продукты, блюда национальной кухни, условия их приготовления, тесно связаны с географическими условиями окружающей среды.