Цели:
- составить равенства, иллюстрирующие возможности получения числа 7;
- применять термины, связанные с действием сложения;
- дополнять схему изменения объекта.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверить готовность к уроку
2. Разминка
С каждым хоровым ответом на доску выставляются карточки с цифрами.
Бежал раз зайчик вдоль равнин.
И зайчик, значит, был … (1)
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего … (2) зайца стало.
Еще один к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало … (3)
Мчит новый заяц «Путь мне шире!»
Ну, стало быть, их уж … (4)
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев будет … (5)
Спешит еще один из рощи –
Так, значит … (6), чего же проще.
Тут прибежал еще косой –
Так зайцев … (7), ведь он седьмой.
К ним еще одного попросим,
Тогда всех зайцев будет … (8)
Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»
Он их спросил: «Так нас тут … (9)»
«Да, 9, – молвят те в ответ, –
Но вожака все нет, как нет»
А тот бежит болотце месит.
Примчал и молвит «Нас тут … (10)»
На доске 1 2 3 4 5 6 7 8 9
– Какая запись получилась? (Отрезок
натурального ряда)
– Почему это отрезок натурального ряда чисел? (Есть
начало – 1, конец – 9)
Если не ответят:
– Есть начало? (да – 1) Есть конец? (да – 9)
– Какая геометрическая фигура имеет начало и
конец? (отрезок)
– Можно ли этот ряд чисел назвать отрезком? (Да,
есть начало и конец)
– В каком порядке расположены числа? (в порядке
увеличения)
– Ряд чисел, имеющий начало и конец называется отрезком
натурального ряда чисел.
2) – Посмотрите на геометрические фигуры, изображенные на доске.
– На какие группы можно разделить эти геометрические фигуры?
На доске карточки. <Приложение 1>
Варианты ответов:
1. По цвету (красные, синие, зеленые линии)
2. Прямые линии, кривые линии, ломаные линии.
3. Линии с точкой, линии без точки.
– Обратите внимание на красную прямую линию с
точкой.
– Сколько на данном чертеже прямых? (1)
– Сколько лучей? (2) Сколько отрезков? (Отрезков
нет)
– Что нужно сделать, чтобы на этом чертеже
появился хотя бы один отрезок? (Поставить
точку)
– А теперь сколько на чертеже прямых? (1)
Сколько лучей? (4) Сколько отрезков? (1)
– Что необходимо, чтобы начертить отрезок? (Карандаш,
линейка)
3) – У вас на столах лежат листочки с
заданием. Соедините точки с числами с помощью
отрезков по линейке в порядке убывания. <Приложение 2>
– Сравните в прах. Что у вас получилось? (Цифра
7)
– Проверьте, правильно ли вы соединили точки.
Покажите, у кого правильно. У кого есть ошибки.
Если вы правильно выполнили задание, нарисуйте
на полях цветок.
– Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Состав
числа 7)
– В каком порядке вы соединяли цифры? (Убывания)
– Те ребята, у которых на столах лежат карточки с
цифрами, подойдите к доске и постройтесь в
порядке возрастания чисел. А остальные ребята
будут очень внимательны и проверят, чтобы вы не
ошиблись. Если мы выполним все без ошибок, то
сможем прочитать имя сказочного героя, который
придет к нам на урок.
– Переверните карточки. Прочитаете, имя
сказочного героя. (Незнайка)
– Кто знает где живет Незнайка? (В Цветочном
городе)
– Закройте глаз. Представьте, что мы с вами
очутились в цветочном городе. Нас встретил
Незнайка. Он ведёт нас по дорожке, вдоль которой
растет много красивых цветов.
– А как мы вместе с Незнайкой пойдем по дорожке?
Давайте покажем. Встаньте, давайте выполним
движения, которые нам приготовил Незнайка. (Дети
показывают любые движения Незнайки).
3. Работа по теме
– Садитесь. Откройте учебники на с. 98.
Найдите № 225. Незнайка привел нас на поляну,
где растут красивые алые розы. Жители цветочного
города попросили его сосчитать, сколько роз уже
распустились, а сколько роз в бутонах. Давайте
ему поможем.
– Количество роз будем записывать в строчку и
через клетку.
– Сколько бутонов слева от дороги? (3)
– Сколько бутонов справа от дороги? (2)
– Сколько раскрывшихся цветов слева от дороги? (4)
– Сколько раскрывшихся цветов справа от дороги?
(5)
– Отступите вниз одну клетку. Запишите эти числа
в порядке увеличения.
– Какая запись получилась? (2 3 4 5)
– Для цветов, которые Незнайка видит справа от
себя, запишите сумму и её значение.
– Сколько цветов в бутонах? (2) Сколько
распустились? (5) Какую сумму запишем? (2 + 5 = 7)
Назовите первое слагаемое, второе слагаемое,
сумму.
– Запишите сумму для цветов, которые Незнайка
видит слева от себя, запишите сумму и её значение.
– Сколько цветов в бутонах? (3) Сколько
распустились? (4) Какую сумму запишем? (3 + 4 = 7)
Назовите первое слагаемое, второе слагаемое,
сумму.
– Сравните первые слагаемые в записях сумм. Что
можно сказать? (Каждое следующее слагаемое на
1 больше)
– Сравните вторые слагаемые в записях сумм. Что
можно сказать? (Каждое следующее слагаемое на
1 меньше)
– Сравните значение суммы? (Одинаково)
– Давайте продолжим столбик, соблюдая
закономерность. Какую сумму запишем следующей? (4
+ 3 = 7) Дальше? (5 + 2 = 7) Следующий (6 + 1 =7)
– Подчеркните синим карандашом первый и
четвертый примеры. Сравните их. Что можете
сказать? (слагаемые поменяли местами)
– Подчеркните красным карандашом примеры,
которые тоже составят пару. Какие примеры
подчеркнули? (3 + 4 = 7 4 + 3 = 7)
– Какому примеру пары не хватает? (6 + 1 = 7)
Допишите.
– Что записали (1 + 6 = 7)
– У на получилась таблица сложения на 7.
Проверьте, правильно ли вы записали. Нарисуйте на
полях цветочек.
4. Закрепление
– У Незнайки есть еще одно задание. Он просит
вашей помощи. Вам нужно заполнить пропуски в
схемах <Приложение 3>
по заданию учебника, а вам поможет таблица
сложения, которая у вас записана.
– Пропуски заполните самостоятельно, а
проверьте в группах.
– Проверим схемы которые вы записали. (Вывешиваю
схемы на доску, озвучиваю, дети проверяют).
Нарисуйте на полях цветок, если вы правильно
выполнили задание.
– Подойдите ко мне и возьмите каждый карточку.
Дети, у которых на карточке цифра 1 подойдите к 3
парте 1 ряда. Дети, у которых на карточке цифра 2
подойдите к 3 парте 2 ряда. Дети, у которых на
карточке цифра 3 подойдите к 3 парте 3 ряда.
– Рассмотрите схемы, которые лежат на партах.
Подумайте и запишите слово вместо знака вопроса,
а в круги вклейте необходимые фигуры.
Вывешиваю схемы на доску.
– Посмотрите, какие схемы получились. Давайте
проверим.
– Почему схемы получились разными? Кто же был
прав? Докажите.
– Нарисуйте на полях цветок.
– Каких бабочек вы знаете? (Показываю картинки
бабочек)
5. Рефлексия
– Состав какого числа мы помогли узнать
сегодня Незнайке?
– Какое задание для вас было самым интересным?
– Какое задание для вас было самым трудным?
– Посчитайте сколько цветочков у вас получилось
сегодня?