Цель урока: ознакомиться с планетарной моделью атома по Э.Резерфорду.
Задачи урока:
Задачи образования:
- Ввести понятие о естественной радиоактивности, вскрыть его природу.
- Дополнить знания учащихся о строении атома, полученные в 8 классе новыми сведениями.
- Ознакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью атомного ядра.
- Ввести понятия “нуклон”, “нуклид”.
- Ввести понятие изотоп.
- Научить объяснять различия атомов исходя из их строения.
Задачи воспитания:
- Показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений.
- Показать значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира.
- Показать взаимосвязь строения вещества и внешних его свойств как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.
Задачи развития:
- Развитие речи (обогащение словарного запаса, коммуникативных свойств, усложнение смысловой функции речи).
- Развитие мышления (умения выделять основные признаки, умения соотносить и сопоставлять).
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
ХОД УРОКА
Дидактическая цель | Используемые методы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат по содержанию | Результат по способу работы |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | |||||
Стимулирование деятельности учащихся | Словесные | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет готовность наглядных пособий и т.д. | Приветствуют учителя, занимают свои места | Определяется степень готовности к уроку | Развивается умение вовремя сосредоточиться и внутренне организоваться |
ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |||||
Выявление и анализ имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков | Словесные и наглядные (по источникам знаний), беседа (по степени взаимодействия учителя и учеников), репродуктивный (по характеру познавательной деятельности) | Проводит беседу с учащимися в целях актуализации опорных знаний по теме “Строение атома”, определяет степень усвоения учениками материала, изученного ранее по данной теме | Отвечают с места на вопросы учителя, комментируют ответы одноклассников, в случае необходимости корректируют эти ответы или делают дополнения к ним, делают записи в тетрадях | Выявляется общий уровень знаний учащихся по изучаемой теме на репродуктивном уровне. | Выявляется уровень умений и навыков, необходимый для дальнейшей работы по реализации цели урока |
ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |||||
Ознакомление учащихся с новым материалом, осознание практической значимости материала | Словесные, наглядные, практические (по источникам знаний), изложение и самостоятельная работа (по степени взаимодействия учитель-ученик), проблемный (по характеру познавательной деятельности) | Сообщает цель урока, обеспечивает
мотивацию к усвоению новых знаний и излагает
новый материал, используя иллюстративный
материал, объясняет суть явления
радиоактивности, состав излучения, знакомит учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра, вводит понятие “изотоп” |
Слушают учителя, выдвигают гипотезы для объяснения результатов изучаемых экспериментов, работают с учебником, делают записи в тетрадях | Усвоение на репродуктивном уровне предлагаемого для изучения материала | Формирование умений применять полученные знания для объяснения результатов экспериментов, явлений, для решения практических заданий |
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |||||
Усвоение умений пользоваться полученными знаниями | Словесные и наглядные (по источникам получения знаний), беседа, самостоятельная работа (по степени взаимодействия учитель-ученик) | Предлагает учащимся применить
полученные знания для решения простейших
заданий, проводит кратковремен ную тестовую работу по изученному материалу с целью установления обратной связи |
Слушают объяснения учителя, выполняют предложенные задания, выполняют тест, проводят в парах взаимную проверку | Формируется навык практического применения полученных знаний при выполнении заданий по теме | Выявляется способность объяснять явления, применять знания для решения задач |
ЭТАП ИНФОРМИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ О СОДЕРЖАНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |||||
Самоконтроль и оценка своей дальнейшей деятельности по овладению знаниями | Словесные | Информирует учащихся об объеме домашнего задания и порядке его выполнения | Слушают учителя, записывают задания в дневники | Для каждого ученика выявляются пробелы в знаниях, акцентируется внимание на необходимости дополнительной работы дома | Индивидуально выявляются те практические навыки, которые требуют доработки дома |
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКА
Этап | Иллюстрации, вопросы, организация деятельности | Предполагаемые ответы |
Второй | Что можно сказать об атоме?
Учитель рассказывает учащимся о первой модели атома, где в положительно заряженном шаре “плавают” электроны (модель Д.Д.Томсона - “кекс с изюмом”) Учитель объясняет, как проводился эксперимент Э. Резерфорда (1911 год), какие результаты получены и, какие выводы были сделаны. Учитель рассказывает учащимся, какую установку использовал Э. Резерфорд и предлагает обсудить результаты. Учащимся предлагается объяснить результаты эксперимента, используя модель Томсона. Модель, объясняющая результат была предложена Э. Резерфордом, название этой модели – планетарная. Что представляет собой атом? Почему атом нейтрален? Как определить заряд ядра? Каков физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ? Чем определяются химические свойства элемента? Распределение электронов тоже определяется Z, следовательно, именно от Z зависят химические свойства любого элемента. |
Атом - микрочастица, являющаяся
наименьшей частью химического элемента. Он
электрически нейтрален.
Модель Томсона не позволяет объяснить, почему очень малое число частиц отклонилось на углы, большие 900, и что заставило тяжелые частицы так резко изменить направление движения.
В центре находится маленькое и плотное ядро, а снаружи – электроны. Суммарный заряд электронов равен заряду атомного ядра. q = Ze, где Z – порядковый номер элемента в ПСХЭ, е = 1,6 * 10 –19Кл – элементарный заряд, равный заряду электрона. Он определяет атомного ядра и число электронов, окружающих ядро. Числом валентных электронов, которые могут принять участие в образовании химических связей. |
Третий | 1896 г. - А. Беккерель обнаружил, что уран
самопроизвольно испускает излучение, способное
проходить через картон и бумагу и действующее на
фотопластину. Радиоактивность – самопроизвольное превращение атомного ядра, сопровождающееся испусканием заряженных частиц, нейтронов и фотонов. 1899г – 1900г. – Э. Резерфорд пропустил это излучение через сильное магнитное поле, выделил три составляющие: 1. положительная, a - частицы, ядра гелия. 2. отрицательная, - частицы, быстрые электроны. 3. нейтральная, – излучение, фотоны (кванты электромагнитного поля). 1913 г. – Э. Резерфорд предположил, что ядро водорода – протон. Протон – положительная частица, заряд который равен заряду электрона, а масса приблизительно равна атомной единице массы. 1 а.е.м.= 1.66 * 10 -27 кг. Если ядро состоит из Z протонов, то как найти его заряд? Чему тогда равна масса ядра (если использовать аналогию в ядром водорода)? На самом деле массы ядер больше, чем суммы масс протонов. Как можно это объяснить? 1932 г. – Дж. Чедвик обнаружил нейтроны, экспериментально подтвердив гипотезу Э. Резерфорда об их существовании. Нейтрон - частица, не имеющая заряда, масса которой равна mп = 1.67 * 10 –27кг = 1,0087 а.е.м. Какие частицы входят в состав ядра? Эти частицы называют нуклонами. Дайте определение “нуклонам”. Ядро – стабильное образование, в нем плотно упакованы положительные и нейтральные частицы? Можно ли связь нуклонов в ядре объяснить действием кулоновских сил? В ядре нуклоны связаны ядерными силами (сильным взаимодействием). Массовое число A = Z + N. Ядро атома называют нуклидом. Какими числами можно охарактеризовать нуклиды? Ученикам предлагается по предложенным записям определить состав нуклидов: и т.д. Учащимся предлагается ответить на вопросы, используя знания, полученные на уроках химии: Что называют изотопами? Отличаются ли по свойствам изотопы одного и того же элемента? Почему? Слово “изотоп” образовано от греческих слов isos и topos, то есть “одинаковое место”. Как вы думаете, почему? |
При анализе иллюстрации учащиеся выдвигают свои предположения, как и почему Э. Резерфорд получил такие результаты: -отклонение лучей в магнитном поле, говорит о том, этот компонент имеет определенный заряд, положительный или отрицательный.
Заряд ядра равен Ze. Z атомных единиц массы. Вероятно, в состав ядра помимо положительных протонов входят еще какие-то нейтральные частицы.
Протоны и нейтроны. Нуклоны - это частицы, входящие в состав ядра Нельзя, так как протоны – положительные, следовательно, между ними существуют силы отталкивания; нейтроны – электрически нейтральны, значит, они не участвуют в кулоновском взаимодействии.
A , Z.
A = 238, Z = 92, N = 146. Изотопы – нуклиды, имеющие одинаковое число протонов, но разное число нейтронов. Так как заряд ядра не меняется, то химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковы. Изотопы занимают одно место в ПСХЭ. |
Четвертый | Учащимся предлагается выполнить тестовую работу с целью проверки первичного усвоения материала | |
Пятый | Домашнее задание: п.20, ответить письменно на вопросы 4,5. |