ЦЕЛИ:
- Познакомить с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться.
- Развивать умения писать -тся и -ться в глаголах.
- Совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.
II. Актуализация знаний.
- Какую широкую тему мы с вами изучаем?
- Над какой частью речи мы работаем?
Давайте поиграем в игру “Пресс-конференция”. Корреспонденты задают вопросы специалистам по изучаемой теме.
(Проходит повторение знаний о глаголе).
III. Словарная работа.
- Давайте проведем словарную работу. Запишите слова под диктовку.
Готовить, иметь, клеить, сверкать, строить, гладить.
- Слова какой части речи записали?
- Что объединяет эти слова?
- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?
Задание: определить спряжение глаголов.
- Как определили спряжение?
Обозначьте глагольный суффикс.
IV. Наблюдение и постановка проблемы.
Учитель читает строчки: “Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани ...”
- Кто автор этого произведения?
- Как оно называется?
- Назовите глаголы.
- На что они оканчиваются?
- Есть ли лишний среди них?
- Что общего у всех остальных глаголов?
- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает –ся?)
V. Решение проблемы.
На доске записаны слова.
Катать – кататься
Учить – учиться
Получить – получиться
Решать – решаться
- Сравните эти слова по смыслу и по составу. Что вы заметили? (сравнивают по составу и говорят, что –ся – это суффикс).
- Чем интересен этот суффикс? (он всегда стоит на конце слова)
Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал “себя”, “сам”. Давайте проверим, сохранил ли –ся такое значение в глаголах:
Умыться (умыть себя)
Решаться (решает сам0
Вывод: глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
- А вот как называется такая форма глагола, давайте прочитаем по учебнику.
VI. Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса.
Работа в группах. Сравните транскрипцию двух глаголов
[у ч и т] [у ч и ц а]
- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом –ся?
- Как избежать этой ошибки?
- Что вы должны помнить? (ца – у существительных, ся – у глаголов)
VII. Физминутка.
VIII. Исследовательская работа.
Продолжим исследование. Предлагаю вам поработать в группах.
- Сравните глаголы 1 и 2 столбика.
- Чем отличаются глаголы в 1-ом и 2-ом столбиках?
умываться умывается причесываться причесывается решаться решается питаться питается учиться учится
- К чему присоединился суффикс –ся? (к неопределенной форме глагола) Как догадались? (по вопросу и по суффиксу - ть)
- Во втором столбике к чему присоединили суффикс –ся? (к глаголу в форме 3-го лица ед. ч.)
- Чем является в слове –ет?
- Что интересного заметили?
- Чем различаются в написании эти глаголы? Почему?
- Почему в сочетаниях –тся, -ться то пишется буква ь, то не пишется?
Ученики делают вывод.
- Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании сло с –ться, -тся?
Сравните свой вывод с выводом учебника с. 94
- Так какую цель мы сегодня преследуем на уроке?
IX. Первичное закрепление.
1. Работа с компьютерами (выполняют задания, распределяя слова в два столбика).
2. Упражнение 268(самостоятельно). Проверка по образцу.
3. Работа в группах (с пословицами). Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму. Объяснить смысл пословицы.
1. С умным разговорит...ся, что меду напит...ся.
2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.
X. Домашнее задание.
С.86, упр.6
XI. Итог урока
- Какая тема была нашего сегодняшнего урока?
- Что вы для себя нового взяли на уроке?
- А как вы думаете, входит ли в основу слова возвратная форма глагола?
- Почему?