Роль управляющего совета в обеспечении открытости системы образования внешним запросам

Разделы: Администрирование школы


Слайд (название)

Презентация.

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации.

Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению “прорыва” России к новому качеству жизни ее граждан.

Слайд (цель)

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Слайд (задачи)

Реализация этой цели предполагает решение основных задач, направленных на:

  • модернизацию институтов образования как инструментов социального развития, включая:
    создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
  • обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода;
  • обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. 

В процессе решения этих задач формируется система позитивных ценностей, что приводит к созданию новых образовательных стандартов, введению объективной оценки качества образования, обновлениюсистемы финансирования школ.

Слайд (общественные институты)

Для более качественного решения поставленных задач необходимо расширение общественного участия в образовании.Совокупность общественных структур, связанных с определенным кругом общественных отношений позволяют влиять на развитие образования. На наш взгляд, на месте отвлечённой социологической категории “общество” должна быть оставлена гораздо более конкретная категория “общественные институты” и сегодня мы считаем, что потенциальными игроками на образовательном поле выступают такие общественные институты как:

  • непосредственные участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги;
  • родители (семья);
  • образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • государство;
  • бизнес;
  • политические партии;
  • инновационное сообщество (эксперты образовательной политики).

Можно сформулировать ряд основных направлений, подтверждающих существенное действие общественных институтов в части формирования социального заказа и его реализации- это влияние на образовательную программу;улучшение условий обучения детей;влияние на кадровую политику в образовательном учреждении.

Сегодня уже все профессиональное сообщество педагогов стало понимать необходимость диалога со своими “потребителями”, необходимость сделать школу более открытой и “прозрачной”. Открытость школы предполагает прозрачность всей ее деятельности: от хода учебного процесса до расходования средств, от планирования учебных программ до выявления критериев начисления заработной платы учителю. Общественные институтыспособствующиеее прозрачности, состоят в первую очередь из педагогов, активных родителей учеников, представителей организаций,администрации поселения, в котором находится школа.

Повышение открытости системы образования одновременно создает предпосылки для формирования общественного заказа на образование через включение потребителя образовательных услуг в оценку их качества.

В основу современной модели образования должны быть положены принципы, отмеченные в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” - это  как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Политика открытости позволяет максимально привлечь внимание общественности к проблемам и перспективам развития учреждения и обеспечить ее деятельное участие в их решении через благотворительную, общественную деятельность, попечительство.

Развитие общественной составляющей в управлении современной школой позволяет учесть общественные запросы на качество и условия образования, а также привлечь в школу дополнительные ресурсы, одновременно качественно увеличивая общественную прозрачность их использования.

Большую роль в этом выполняет управляющий совет, работающий в нашей школе с 2008 года.

Слайд (управляющий совет)

Считаю, очень важно понять, что деятельность Управляющих советов отнюдь не означает прекращения работы органов внутришкольного самоуправления – профессионально-педагогического (педагогический, методический, научно-методический Советы), родительского (Родительские комитеты), ученического. В отличие от этих органов управления, призванных защищать интересы различных групп участников образовательного процесса, Управляющий совет отстаивает интересы школы как целостного и руководствуется в своей работе балансом этих интересов.

На мой взгляд, эффективность деятельности Управляющего совета, во многом зависит от того, насколько широко вовлечены другие органы внутришкольного самоуправления, родители, общественность в обсуждение вопросов, выносимых на заседания Управляющего совета, проектов принимаемых решений, их подготовку.

Полагаю, что Управляющий совет позволяет улучшать условия жизни детей в школе, создавать в ней более разумный уклад школьной жизни. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов Управляющего совета. Управляющий совет влияет на обучение детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить каждый ученик.

Считаю, что Управляющий совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств.

Известно, что основой эффективных отношений, партнерского сотрудничества служит взаимный обмен информацией. Для оптимального развития совместной деятельности ее субъекты должны обладать полной и достоверной информацией.

Так, например, доклад директора школы Управляющему совету, педагогической и родительской общественности с предложениями об оценке вклада каждого педагога в учебные и внеучебные достижения детей окажется убедительным и аргументированным, если слова подкрепляются определенными документами. Наконец, общественность из публичного доклада директора школы имеет представление о личностном прогрессе детей.С этой точки зрения, цель публичного доклада директора школы– превращение ее в центр консолидации общественности.

Специфической особенностью функционирования наших школ является не только тесное взаимодействие непосредственных участников образовательного процесса (учителей и учащихся разного возраста), но и, по сути, единство школы и местного сообщества. Другими словами, не только школа влияет на общекультурный фон местности, но и общественность поселка, так или иначе, непосредственно влияет на деятельность образовательного учреждения. Это свидетельствует о том, что неформальное государственно-общественное управление образованием в поселке в какой-то мере уже сложилось. Отсюда важно, с одной стороны, то что на территории школы сосредоточена образовательная, культурно-досугоая, спортивно-оздоровительная, превратив школу в своеобразный социокультурный центр. С другой стороны, в управление школой включены всезаинтересованные в развитии образовательного учреждения представители общественности – родители, выпускники школы, пенсионеры, глава поселения, депутаты, работодатели, органы территориального общественного самоуправления и другие организации.

Тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса нашей школы, позволяет создавать в школе комфортные условия организации образовательного процесса, добиваться высокого уровня обученности учащихся и многочисленных побед в различных конкурсах, то есть всё то, из чего складывается формула успеха школы.

Слайд (схема)

Мы работаем в команде с представителями различных структур поселения:

Представление проблем на заседании представителей всех служб при администрации поселения (каждый вторник), решение основных задач, оказание помощи по отдельным вопросам.

Участие в совместных мероприятиях с библиотекой поселения, молодежным центром, культурно-спортивным комплексом, музыкальной школой, обеспечивает открытость и успешность деятельности школы.

Публикация статей в школьной газете “По секрету всему свету”.

Слайд (газета)

Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство для обеспечения открытости, повышения интереса к школе.

Публикация статей о работе школы, о педагогах, интересных мероприятиях в местной газете “НашТалинский”.Тесное сотрудничество с редакцией поселковой газеты “Наш Талинский”, дает возможность представлять информацию о школе всей общественности поселка..Благодаря этой газете наш опыт и наиболее интересные материалы становятся общеизвестными в поселении. За этот учебный год опубликовано около 30 статей о  деятельности школы, об учителях, о наших учениках и достижениях.

Слайд (видеоновости)

Работа школьного информационного центра,еженедельное представлениевидеоновостейшколы, обеспечивает информацией учащихся и работников школы

Слайд (сайт)

Работа школьного сайта http://okttalsch7.86.i-schools.ru первая версия была создана  в еще в 2004 году и на протяжении последнего времени постоянно обновлялась ,http://86talsch-okt.edusite.ru/p75aa1.html. Школьный сайт способствует повышению статуса и открытости образовательного учреждения. Сегодня сайт является одновременно и “визиткой”, позволяющей познакомиться не только с настоящим, но и с летописью школы, перелистать страницы её истории, местом встреч  и общения. Сайт, как выход во внешнее пространство, заставляет нас, представляя свое образовательное учреждение, строго относиться к отобранному для публикации материалу.

Слайд (публичный отчет)

Публичные отчеты директора на общешкольных конференциях, на педагогическом совете, на Управляющем совете, на школьном сайте.Публичный отчет, регулярно обновляемая информация на сайте школы, позволяют информировать общественность о состоянии дел в нашем учреждении; выстроить "диалог" с общественностью с тем, чтобы в условиях дефицита бюджетного финансирования продемонстрировать эффективность расходования финансовых средств и потребности, которые испытывает школа; обеспечить понимание общественностью возникающих проблем и участие в их разрешении.

Слайд (соц. Проект)

Участие педагогов и учащихся в социальных проектах, эта ещё одна из форм, обеспечивающих открытость деятельности образовательного учреждения. Социальные проекты были представлены на суд администрации поселения, выносились на обсуждение на Совет поселения. За последние 3года было подготовлены 9 социальных проекта.

Нашими союзниками стали общественные институты. Давайте вспомним ситуацию четырехлетней давности. Мы ведь даже предположить не могли, что кто-то будет участвовать в разработке профессиональные стандарты, что работодатели будут участвовать в экспертизе образовательных стандартов.

Появились система внешней оценки образовательной действительности, которые при оценке учебных заведений учитывают не только количество педагогов с высшей категорией и книг в библиотеке, но и, что гораздо важнее, показатели трудоустройства выпускников и востребованность образовательных программ. Мы создали нормы обратной связи образования и общества. По крайней мере, процесс налаживания взаимодействия общественных институтов и сферы образования теперь можно назвать необратимым. Это общественные рейтинги, общественная аккредитация образовательных программ, обязательное информирование общества о деятельности образовательных учреждений

Главным итогом всех форм работы образовательных учреждения стало то, что школы стали ещё более открытыми. Мы понимаем, что мы на правильном пути. Каково же направление дальнейшего развития?

Это: путь инноваций и открытости.