Пояснительная записка
Формирование прочных знаний, умений и навыков,
экологически целесообразного поведения,
этических норм и принципов отношения к
окружающей природной среде невозможно в рамках
только классно-урочной системы. Необходимо
расширение контактов учащихся с природой,
вовлечение их в реальную деятельность по
изучению и охране окружающей среды.
Одна из форм организации такой деятельности –
уголок живой природы. Уголок живой природы –
достаточно привлекательный для детей объект
наблюдений и заботы. Учитывая то, что в городе
отсутствуют подобные уголки и условия для их
оснащения, в МОУ ДОД ЦДЮТ и Э решено организовать
живой уголок, доступный для посещения любыми
желающими, а также при организации уроков
школьного курса биологии.
Данная программа рассчитана на уч-ся 4-6 классов
ОУ. Программа разработана на двухгодичный цикл
изучения материала (4 часа – первый год обучения,
6 часов – во второй год).
Цель работы объединения – вовлечение уч-ся в
деятельность по изучению и уходу за животными и
комнатными растениями на основе полученных в нем
знаний об особенностях физиологии и поведения.
Базовыми на начало занятий для учащихся
являются знания, полученные в ходе изучения
школьных курсов природоведения (в начальном
звене), ботаники, зоологии (в среднем звене).
Предложенная система практических и творческих
заданий направлена на решение ряда задач:
углубление знаний учащихся о многообразии
живых организмов, особенностях их внешнего
строения и физиологических функций, их
взаимосвязи и взаимодействии с окружающей
средой; формирование умений, связанных с
изучением, заботой и уходом за живущими рядом с
человеком животными и растениями, воспитание
добросовестного и ответственного отношения
перед теми, чья жизнь зависит от наших действий.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» – эта мысль
должна стать основой воспитательной линии
программы.
В целом курс будет способствовать:
- обобщению, углублению и расширению знаний по ботанике, зоологии, природоведению;
- формированию у воспитанников адекватных общепринятых ценностей и нравственных ориентаций;
- профориентации воспитанников.
Особые условия работы в объединении (необходимость ежедневного ухода за животными, ограниченность пространства в живом уголке, необходимость поддержания щадящего шумового режима для большинства животных) диктуют необходимость организации работы мелкими группами. Более удобна такая форма работы при организации опытнической работы в объединении. Немаловажен и тот факт, что многие животные представляют определенную опасность при непосредственном контакте с ними, поэтому требования к технике безопасности при работе подобного объединения должны соблюдаться неукоснительно, что просто невозможно при одновременном присутствии в маленьком помещении более 6-8 человек.
Курс рассчитан на изучение материала в объеме 144 (4 недельных) часа в объединениях первого года обучения и 216 (6 недельных) часов в объединениях второго года обучения.
Основные методы и формы организации изучения курса: рассказ-беседа, экскурсии, семинары, практические работы, опыты, лабораторные занятия.
Программа реализуется через следующие формы работы:
- групповая (экскурсии, поездки, теоретические занятия);
- мелкогрупповая (уход за животными, заготовка кормов, практические работы, опыты, лабораторные занятия).
Основной целью является выработка у учащихся чувства ответственности по отношению к домашним питомцам и диким обитателям флоры и фауны, осознание своего места в мире природы.
Достигнуть поставленной цели считается возможным при решении следующих задач:
- знакомство учащихся с конкретными представителями животного и растительного мира, знакомство с их биологическими особенностями, правилами безопасного обращения с ними;
- формирование у детей потребности заботиться о домашних питомцах, представителях дикой флоры и фауны;
- получение и развитие навыков по уходу за конкретными представителями уголка живой природы;
- развитие интереса к познанию природных взаимосвязей и явлений;
- развитие навыков правильного поведения в окружающей природной среде;
- привитие навыков наблюдения, постановки опытов, анализа полученных данных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (1 год обучения)
Темы занятий |
В том числе часов | Формы проведения | ||||
всего | теоретических | практических | экскурсии | Формы проведения | ||
Техника безопасности при нахождении в
УЖП Растения в УЖП Животные в УЖП УЖП как модель агроценоза Межтематические мероприятия ИТОГО |
2 35 67 20 20 144 |
2
50 |
60 |
|
групповая групповая
групповая
мелкогрупповая массовая |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (2 год обучения)
Темы занятий | В том числе часов | Формы проведения занятий | |||
всего | теоретических | практических | экскурсии | ||
Террариум и его обитатели Устройство террариума Черепаха Прыткая ящерица Уж Опытническая работа в УЖП Аквариум и его обитатели Птицы Межтематические мероприятия Поездка в музей Природы г.Владимир ИТОГО |
14 4 4 6 10 72 48 36 8 180 |
2 2 2 2
59 |
2 2 2 8
91 |
2
8
8 30 |
групповая
мелкогрупповая групповая
групповая
массовая |
К концу первого учебного года уч-ся объединения должны знать:
- комнатные растения УЖП
- биологические особенности животных и растений, обитающих в живом уголке,
- животных, растения – возможных обитателей живого уголка;
- взаимосвязь животных и растений в природных экосистемах;
- особенности ухода за растениями и животными УЖП;
- правила безопасного обращения с животными и растениями;
- роль Человека в создании и поддержание связей в агрокомплексах, в т.ч. УЖП
- роль учащихся в поддержании жизнедеятельности обитателей живого уголка.
Учащиеся должны уметь:
- правильно ухаживать за животными и растениями, обитающими в живом уголке;
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- взаимосвязь особенностей строения обитателей террариума и аквариума;
- правила оборудования террариума;
- правила оборудования аквариума;
- правила постановки опытнической работы с животными;
Учащиеся должны уметь:
- грамотно ухаживать за обитателями террариума и аквариума;
- проводить некоторые лабораторные анализы и исследования;
- грамотно анализировать результаты проведенных опытов;
- организовать опыт, делать выводы по итогам опытнической работы.
Информационно-методическое обеспечение образовательной программы.
- Акимушкин И. Мир животных. Изд. «Мысль». М., 1993.
- Гусев В.Г. Живой уголок. «Лесная промышленность». М., 1977.
- Гусев В.Г. Наши питомцы. «Лесная промышленность». М., 1986.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. «Просвещение». М., 1988.
- Зорина Т.Г. Школьника о лесе. «Лесная промышленность» М., 1967.
- Калинин В.Ф. Твой аквариум. Культурно-просветительский центр «Товарищ» Горький, 1990.
- Кученева Г.Г. От первых цветов до первых снежинок. Калининград, 1979.
- Морковская М.М. Уголок природы в детском саду. «Просвещение». М., 1984.
- Наумов Д. Мир океана. «Молодая гвардия». М., 1982.
- Папорков М.А. Школьные походы в природу. «Просвещение». М., 1968.
- Снегирев Г. Как животных цвет защищает. М., 1982.
- Сосновский И.П. Уголок природы в школе. «Просвещзение». М., 1986.
- Херриот Д. И все они создания природы.
- Энциклопедия Жизнь животных «Просвещение». т.4, 5, 6. М., 1970.
- Яхонтов А. Зоология для учителя. «Просвещение». М., 1970.