Формирование коммуникативной компетенции младшего школьника через игру на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В младших классах мы интенсивно используем игровые приемы для закрепления лексических единиц, для контроля усвоения грамматических структур и создания естественной ситуации с целью употребления речевых образцов учащимися.

Учитывая эмоциональность ребят этого возраста, их склонность к перевоплощению, в играх данного этапа обучения мы используем приём драматизации, что, естественно требует соответствующего реквизита.

Основная цель проводимых игр – усвоение в речи глаголов be, have, must, can и структур с глаголами в Present Continuous и Present Simple.

1. Для проверки усвоения учащимися структур с глаголами в Present Continuous учитель вызывает к доске 6учеников, выбирает из них ведущего и просит его выйти из класса.

К доске прикрепляется картинка, на которой изображен телевизор. Каждый из пяти учеников получает своё задание.

  1. Первое задание: Take a chair, sit down opposite the TV set and watch it;
  2. Второе задание: Take an exercise-book and pen, open exercise-book and write in English;
  3. Третье задание: Take a newspaper, open it and read;
  4. Четвёртое задание: Take a doll. Play with it;
  5. Пятое задание: Open an exercise-book and do the sums.

C помощью вопросов можно проверить правильно ли поняты задания, например:

Учитель: What are you doing?

Ученик: I am watching the TV set.

Затем учитель приглашает ведущего войти в класс и говорит ему: “Guess what they are doing”.

С помощью другого варианта этой игры можно проверить лексику по теме “Семья”.

Ведущему сообщается название игры и предлагается угадать, какую роль будет играть каждый из вызванных пяти учеников и что он будет делать. Ведущий выходит за дверь.

Учитель говорит ученикам: “You are a father (a mother, a daughter, a son, a grandfather)” и предлагает одно из приведённых выше заданий (первый вариант игры). Контроль понимания осуществляется с помощью вопросов: Who are you? What are they doing?

Примерный ответ: I am a son. I am doing my sums.

Ведущий, глядя на ребят, должен ответить на два вопроса: Who are they? и What are they doing?

Например: He is a father. He is reading a newspaper.

2. Учитель, заранее спрятав свои часы, делает вид, что ищет их: “Where is my watch? I can’t find it”. Затем вызывает к столу ученицу и говорит: “Sveta, look for my watch!”

Выразительный жест учителя помогает девочке понять значение глагола look for. Ученица открывает стол.

Учитель (классу): What is she opening?

Класс: She is opening the table.

Учитель (Свете): Is my watch in the table?

Света: No, it isn’t. (Света смотрит на коробку.)

Учитель (классу): What is she doing?

Класс: She is looking at the box. She is opening it.

Учитель (Свете): Is my watch in the box?

Света: No, it isn’t. и т.д.

3. Чтобы закрепить в речи лексику по теме “Утро школьника”, мы проводим игру “Пантомима”. Ведущий выходит из класса, а группа располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме.

Учитель говорит ведущему: “Guess what every pupil is doing”.

Примерный ответ ведущего: “This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. And this girl is having breakfast. This boy is putting books into his school-bag. That girl is sleeping. This boy is putting on his green scarf”. И т.д.

4. Контроль усвоения утвердительных и вопросительных предложений с глаголами have осуществляется с помощью аппликаций по теме “Одежда”.

Учитель вызывает ученицу, дает ей 7-8 предметов и спрашивает “What have you in your hand?”.

Ученица показывает аппликации одну за другой и говорит “I have a dress (a shirt, a skirt, a coat, a red scarf, a hat, a cap)”

Учитель (классу): What has she in her hand?

Класс: She has a dress in her hand.

После этого ведущий выходит из класса, а девочка загадывает один из предметов одежды и показывает его классу. Войдя в класс, ведущий спрашивает: “Has she a dress?”

Класс: “No, she hasn’t”

Ведущий задаёт вопросы до тех пор, пока не угадает задуманный предмет.

5. В игре под название “Магазин” учитель дает задание ученикам использовать глагол have и конструкцию there is (are), а так же предложения, выражающие просьбы и ответы на них. Предварительно учитель посредством аудирования вводит фразы Here is a book, Not at all учащиеся хорошо отрабатываю их. На столе помещается табличка “Shop” и раскладываются предметы, которые можно купить в магазине. Предметы могут быть подобраны по темам: “Школьные принадлежности”, “Мебель”, “Одежда”, “Посуда”, “Еда” и т.д. Вначале роль покупателя может сыграть учитель, в дальнейшем все роли в игре исполняют ученики.

Вот примерный диалог между покупателем и продавцом:

Customer: Good morning!

Shop- Assistant: Good morning!

Customer: Have you a bag?

Shop- Assistant: Yes, I have. Here it is.

Customer: Thank you.

Shop-Assistant: Not at all.Customer. Have you a pencil-box?

Shop-Assistant: No I haven’t.

Customer: Good bye.

Вместо глагола to have можно использовать конструкцию there is (are)Is there a bag in the shop?

6. С помощью рифмовки “The Cat and the mouse” отрабатываются глаголы have и can. У нас в кабинете имеются маски котёнка и мышонка, сделанные старшеклассниками. Разучивание этой рифмовки начинается с прослушивания её в записи, а затем учитель предлагает всем ученикам сделать дома маски котят из листа бумаги.

После того как стихотворение разучено, дети драматизируют его в масках в различных режимах.

7. Слова по теме “Профессия” мы используем в игре на закрепление глаголов can и must. На столе разложены (лицевой стороной вниз) карточки со словами: worker, farmer, engineer, doctor, teacher.

До начала игры учитель знакомит ребят со словом hospital и work at the hospital. К столу выходят 5 учеников. Каждый из них берет по одной карточке и прочитывает написанное на ней слово. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: What are you? Where do you work? Where must you go every morning? и т. д.

Ученики по очереди отвечают: “ I am a worker. I work at a factory. I must go to the factory every morning” и т.д.

Состязания двух команд, которые формируются накануне соревнования, начинаются с традиционной разминки капитанов. Первое задание капитанам: рассказать о себе.

Вот примерный вариант такого рассказа: “I am Ivanova. My name is Svetaa. I am a pupil of the fourth form. My school is number 77. I am eleven. I live in Samara”.

Затем в это сообщение могут быть включены такие предложения:. My house is number 46. It is in Frunze Street. I go to school number 77. My school is in Frunze Street too.

Второе задание: рассказать о капитане другой команды в форме 3-го лица.

Третье задание: капитаны задают друг другу вопросы о семье, квартире. В случае, если возникнут затруднения, можно использовать управляемый диалог.

При подсчете очков судьи учитывают количество и характер заданных вопросов.

8. Проверяется навык аудирования. Обе команды поочередно прослушивают в записи короткие тексты по темам: “My Friend’s Family” и “My Friend’s room”. Затем учитель, используя принцип текстового контроля, называет по-русски предложения, которые либо соответствуют содержанию текста, либо не соответствуют. В первом случае учащиеся должны поднять зеленые карточки, во втором – красные.

9. Усвоение учащимися глаголов can и must проверяется с помощью таких заданий:

What can you see in the classroom?

What can you see in the street?

What must you do when you are on duty?

What must you do at the English lesson?

Члены команд по очереди отвечают на вопросы. В случаи неполного ответа ребята по команде дополняют его.

10. С помощью данной игры проверяется усвоение структурной группы She has a dress on и глаголов в Present Continuous.

На столе разложены нарисованные на бумаге и вырезанные различные предметы мужской и женской одежды, а также вырезанные из картона изображения мальчика и девочки. Представитель каждой команды получает задание: “Одень девочку” или “Одень мальчика”.

В процессе одевания ученик комментирует свои действия: “I am putting on a skirt (a hat, a blouse, a dress) on the doll”.

Затем учитель спрашивает: “What has the boy (the girl) on?”

Члены каждой команды по цепочке отвечают: “He has a shirt (a cap, trousers, boots) on”.