В основу ФГОС НОО положен деятельностный подход в образовании. Ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов.
Занков писал: "Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путем собственных внутренних усилий".
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Анализ учебников системы Л. В. Занкова показывает их полное соответствие ФГОС НОО. Принципы деятельностного подхода в учебном процессе эффективно реализуются в учебниках системы Л.В. Занкова.
Учебники построены так, что всякое усвоение нового идет через микроакты собственных внутренних усилий ребенка, через множество микроактов его собственных поисков, вопросов и ответов. Подавляющее большинство правил, выводов, закономерностей, обобщений, умозаключений младшие школьники, обучающиеся по системе Занкова, формулируют сами, сами приходят не только к ответам на вопросы, но и зачастую к постановке самих вопросов. Учитель и учебник только создают условия для этой самостоятельной умственной работы детей.
Каждая страница учебника отвечает структуре системно-деятельностного метода.
Уроки “открытия” нового знания имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема урока: Понятие “слог”. Деление слов на слоги (с.38)
Содержательная цель урока: понятие “слог”,
Деятельностная цель: учить делить слова на слоги, практическое применение деления слов на слоги.
Учебник: Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец “Азбука”, 2011
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Самоопределение к деятельности. | Проверка рабочего места. | Подготовка класса к работе. | Личн. Самоопределение. Рег. Саморегуляция Ком. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Что записано на доске? у М л Р а Ы н Н о с и (письм.) |
Буквы. | Позн. Поиск и выделение
информации, анализ, выбор оснований для
сравнения и классификации, Личн. Самоопределение (мотивация, ситуация успеха) Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли. Рег. Контроль, коррекция. |
Назовите эти буквы. Что вы можете рассказать об этих буквах? |
Это буквы гласных и согласных звуков. Заглавные и строчные буквы. |
||
Вы можете предложить задание? | Разделить на группы. Исключить Ы и (письм.) |
||
Запишите в тетрадь согласные буквы. Составьте слова из этих букв. |
Задание выполнить невозможно. | ||
А как можно выполнить это задание? | Добавить гласные. | ||
Составьте слова. | Луна сила нос сон осина ус | ||
Постановка учебной задачи. | Что вы можете сказать об этих словах? Прочитайте слово с одной гласной, с двумя гласными, с тремя гласными. Попробуем произнести эти слова со звательной интонацией. Что вы заметили? На сколько частей распалось каждое слово? Как вы думаете почему? |
Слова произносятся как бы по частям. | Рег. Целеполагание (соотнесение
известного с неизвестным) Позн. Самост. выделение и формулирование позн. цели. Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли. |
Кто знает, как называется часть слова? | Слоги | ||
Чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Делить слова на слоги. | ||
Давайте поиграем. Определим сколько слогов в вашем имени. | Работа в парах. Определение количества слогов в имени соседа. | ||
Как это сделать? | Позвать. | ||
Фиксация затруднений в деятельности | А зачем нам слог? Предлагаю детям на узкой полоске бумаги, расположенной вертикально, написать слово “барабан”. |
Затруднение с ответом. Работа в парах. Затруднение: слово не умещается. |
Личн. Смыслообразование (зачем я должен
это знать) Позн. Выдвижение гипотез. Ком. Управление деятельностью партнёра |
Построение проекта выхода из затруднения. | Как же быть? | Затруднение. | Рег. Планирование,
прогнозирование. Позн. Выделение информации, выведение следствий Ком. Личн. Смыслообразование. Мотивация на достижение цели |
Какая тема нашего урока? Эти знания могут нам помочь? | Учиться делить слова на слоги. | ||
Разделим на слоги. Попробуйте теперь записать это слово на полоске бумаги. Зачем же нам уметь делить слова на слоги? |
Ба-ра-бан. Всё получилось! |
||
Первичное закрепление. | Учебник Азбука стр. 38. Раздели слова для переноса. Проблемная ситуация: слово “май” нельзя разделить на слоги. А что ещё можно делать со слогами? Внимательно посмотрите на ребусы. Какие слова получились? |
Луна, малина, лимон, май. Со слогами можно играть. Разгадываем ребусы. |
Рег. Контроль, оценка, коррекция. Позн. Структурирование знаний, осознанное построение высказываний Личн. Интерес к изучаемому материалу. |
Самостоятельная работа с проверкой. | Составьте из слогов слова. Стр. 38. (внизу) |
Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой. | Рег. Контроль, коррекция, осознание
качества и уровня усвоения. Личн. Самоопределение. |
Рефлексия деятельности. | Что нового вы узнали сегодня на уроке? Стр. 38 рисунки вверху страницы. Какое слово зверушкам не удалось разделить на слоги? Почему? Какое настроение у вас в конце урока? Кто сегодня хорошо работал? |
Слова можно делить на слоги и переносить по слогам. | Ком. умение точно выражать свои мысли. Позн. Структурирование знаний. Рефлексия. Личн. Смыслообразование. Рег. Оценка |
Урок обучения грамоте (письмо).
Тема урока: Письмо заглавных букв М, Л. Ударение. Деление слов на слоги.
Содержательная цель урока: значение заглавных букв.
Деятельностная цель урока: научить писать заглавные буквы Л и М.
Тетрадь по письму. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва, 2011 год.
ЭТАП урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент) | Заливистый школьный звонок Позвал 1 “А” на урок. Будьте внимательны, А еще старательны. Проверка рабочего места. Пальчиковая гимнастика. |
Подготовка класса к работе. | Личн. Самоопределение. Рег. Саморегуляция Ком. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Задание в прописи: | Ответы на вопросы, выполнение заданий, тренирующие отдельные способности. | Позн. Поиск и выделение
информации, анализ, выбор оснований для
сравнения и классификации. Постановка и
формулирование проблемы. Личн. Самоопределение (мотивация, ситуация успеха) Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение точно выражать свои мысли. |
Какие буквы здесь спрятались? Какие звуки они обозначают? Что лишнее? Все ли буквы вы уже умеете писать? |
А М у Л Не умеем писать буквы Л и М заглавные. |
||
3. Постановка учебной задачи. | Какую цель перед собой вы можете сегодня поставить? | Ставят цель, формулируют тему урока. Научиться писать заглавные буквы Л и М. |
Рег. Целеполагание (постановка
учебной задачи) Личн. Смыслообразование. Позн. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
А зачем нужно уметь заглавные буквы Л и
М? Приведите примеры названий. |
С заглавных букв пишутся названия городов, имена, фамилии, начало предложений. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднений. | Стр. 18. | Построение плана работы. | Рег. Составление плана и
последовательности действий. Контроль.
Коррекция. Позн. Анализ объектов, синтез, выбор способов решения проблемы. Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
С чего же начать учиться писать эти
буквы? Назовите количество элементов в каждой букве. |
Элементы букв. | ||
Какие общие элементы. | Письмо общих элементов. | ||
Кто уже готов писать буквы Л и М? Письмо букв. | Кто может пишет самостоятельно, с тем кому нужна помощь ещё раз показать написание букв. | ||
5. Первичное закрепление. |
Прочитайте, что написано на следующей строке. |
Слоги, слова. Составлять слова. Слова переносят по слогам. |
Позн. Структурирование знаний,
осознанное построение высказываний. Смысловое
чтение. Анализ объектов. Синтез. Рег. Контроль. Коррекция. Ком. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Какой первый слог? (Ло) Какое соединение?
В каком слове встретится? (Лола). Кто это? |
Это девочка - её имя. | ||
Второй слог? (Ми) Какое соединение? В
каком слове встретится? (Мила) Кто это? |
Это девочка - её имя. | ||
К нам присоединились ребята мальчик и
девочка. Как их зовут. Прочитайте в "Прописях" Назовите слоги, которыми различаются их имена.
Подчеркните слоги-отличия. |
Письмо слогов и слов. | ||
6. Включение в систему знаний. | На доске полоска предложение:
Как вы думаете, что это записано? Докажите. Сколько в нём слов? |
Анализируют предложение. | Рег. Контроль, коррекция,
осознание качества и уровня усвоения. Оценка. Личн. Самоопределение. Позн. Структурирование знаний. Ком. умение точно выражать свои мысли. |
Какое задание нам предлагают выполнить
авторы прописи? Давайте составим схему нового предложения. |
Расставить слова по порядку номеров. | ||
Запишем новое предложение на следующей
строке. Что нужно помнить при написании предложений? Прочитайте полученное предложение. |
Вместе с учителем записывается
предложение, а дети комментируют (Мама мыла Милу мылом.) |
||
7. Рефлексия деятельности. | Поднимите руку, кто узнал что-то новое. Что нового сегодня узнали? С какой целью? Где будем применять? Что понравилось на уроке? Какое настроение было у вас? |
Осуществляют самооценку собственной деятельности. | Ком. умение точно выражать свои мысли. Позн. Структурирование знаний. Рефлексия. Личн. Смыслообразование. Рег. Оценка |
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Именно этому, по моему мнению, способствует система Л.В. Занкова. На первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т.п.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.