Развитие универсальных учебных действий на уроках в системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Практическая значимость работы.

Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математики в 1-м классе.

Тема. Первое понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств. (1-й класс).

Цель урока: познакомить учащихся с понятием “неравенство”.

Задачи:

  • Формировать УУД.
  • Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику.
  • Актуализировать знания учащихся о равенствах.
  • Познакомить с понятием “неравенство”.
  • Учить читать и записывать числовые равенства и неравенства.
  • Актуализировать знания о геометрических фигурах.
  • Воспитывать толерантность, любовь и интерес к предмету.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме “Равенства и неравенства”.

Оборудование и используемые учебные пособия.

  1. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина “Математика” 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2012.
  2. Наглядный материал, иллюстрации. (Смотри приложение)
  3. Счётные палочки, кружки, касса цифр.

Технические средства. Магнитофон для организации физминутки.

Протокол урока с подробными комментариями.

Организационный момент.

Учитель: Прозвенел уже звонок? (да)

Учитель: Уже кончился урок? (нет)

Учитель: Только начался урок? (да)

Учитель: Хотите учиться? (да)

Учитель: Значит можно всем садиться.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, а какой у нас сейчас урок?

Ученик: Математика.

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в путешествие по стране Математики. Выберем дорогу для путешествия. (Детям предлагается два рисунка с кривой и прямой линией.)

Учитель: Какую дорогу вы выберете и почему?

Ученик: Я предлагаю пойти по прямой дороге, потому что она ведёт в страну Математики.

Ученик: В стране математики живут числа и фигуры, поэтому пойдём по прямой дороге.

Комментарии.

Использование игровых стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.

На этапе актуализации знаний организовано наблюдение за наглядным материалом – геометрическими фигурами, числами, картинками. На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Учитель: Сколько треугольников живёт в стране Математики? (5)

 
Учитель: А сколько четырёхугольников? (6)

Учитель: Чем похожи (различаются) треугольники?

Ученик: У всех треугольников три угла и три стороны.

Ученик: Различаются треугольники размером и цветом.

Учитель: Чем похожи (различаются) четырёхугольники?

Ученик: Все четырёхугольники с четырьмя углами и четырьмя сторонами.

Ученик: Различаются они цветом, размером и формой.

Учитель: Какой четырёхугольник можно исключить?

Ученик: У одного четырёхугольника углы не прямые.

Учитель: Как вы думаете, что обозначают числа 6 и 5?

Ученик: Я догадался, что 6 – это четырёхугольники, а 5 – это количество треугольников.

Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?

Ученик: 6 больше 5, 5 меньше 6.

Учитель: Как вы думаете, что можно взять с собой в путешествие по стране Математики? (на доске цифры 1 4 6 9, знаки = < >, рисунки с игрушками в количестве 1, 4, 6 и 9 штук, смотри приложение 1)

Ученик: Я выбираю числа, потому что в стране Математики можно считать.

Ученик: А ещё в стране Математики можно решать примеры и задачи.

Ученик: Я думаю, что с собой можно взять и знаки.

Учитель: Почему игрушки не взяли? (см. приложение 2)

Ученик: А вот игрушки с собой брать не нужно, потому что мы уже первоклассники.

Ученик: Я считаю, что на уроке играть с игрушками нельзя.

Учитель: А чем же они могут нам помочь?

Ученик: Их можно посчитать.

Ученик: С ними можно тренироваться в счёте.

Учитель: Посчитайте игрушки и поставьте под каждой картинкой нужную цифру.

Дети пересчитывают игрушки и располагают под каждой картинкой нужную цифру. (см. приложение 3)

Учитель: Что вы можете рассказать об этих числах?

Высказывания детей.

Учитель: Назовите самое большое число, самое маленькое число.

Учитель: Что больше 4 или 6?

На этом этапе формировались
  • регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
  • личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.
  • знаково – символические действия: перекодировка полученной информации.
Учитель: Какое задание вы можете предложить?

Высказывания детей.

Учитель: Предлагаю расположить наши числа в порядке возрастания.

Дети работают с кассой цифр. Два человека за закрытой доской.

Проверка. Высказывания детей о работе товарищей.

Формирование общеучебных универсальных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • коррекция.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Открытие темы урока.

На доске остались неиспользованные знаки.

Учитель: Что у нас осталось?

Ученик: Остались знаки.

Учитель: Предположите, с чем мы встретимся в стране Математики?

Ученик: Я думаю, что мы встретимся там со знаками.

Учитель: Вы правы! Сегодня на уроке мы будем говорить о математических знаках.

Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи.
Учитель: Какой из этих знаков вам знаком?

Ученик: Я знаю знак “равно”.

Ученик: Мы в садике выучили знаки “больше” и “меньше”.

Учитель: Как вы думаете, между этими числами можно поставить наши знаки?

Ученик: Да, можно.

Учитель: Поставим знаки между первой парой. Прочитаем.

Учитель: Поставим знаки между второй парой. (третьей) Прочитаем.

Дети расставляют знаки.(см. приложение 4)

Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
Учитель: Предлагаю исследовать знаки “больше” и “меньше”. Помогут нам круги и палочки.

Работа в парах.

Игра. Дощечки – шарики. (Автор игры: Барбарич Елена Владимировна, МОУ “Гимназия № 31”)

Цель игры. Научить различать знаки больше и меньше.

Ход игры. Возьмите две счётных палочки и два круга.

Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.

Учитель: Что вы можете сказать о кругах и палочках.

Ученик: Палочки одинаковой длины.

Ученик: Круги одинаковой формы и размера, а цвет разный.

Учитель: Положите круги между палочками слева и справа.

Учитель: Что получилось?

Ученик: Знак “равно”.

Учитель: Возьмите третий круг и замените круг слева.

Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах?

Ученик: Они разного размера.

Учитель: Какой круг лежит слева? (большой)

Читаем запись слева направо.

Учитель: Какой знак получился? (знак “больше”)

Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число)

Учитель: Поменяйте круги местами

Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький)

Учитель: Какой знак получился?

Ученик: Знак “меньше”.

Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число)

Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Учитель: Какой вывод можно сделать в результате исследования?

Ученик: Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее.

Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование.
Учитель: Чтобы продолжить путешествие нам необходимо разгадать тайну записи.

Закономерность.

< > < < > > < < < > > >

Учитель: Продолжите запись в тетрадях.

Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
Открытие новых знаний.

Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике)

Работа с учебником по заданию 83 стр. 40, выполнение всех заданий.

И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина “Математика” 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2012.

Познавательные универсальные действия.

ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Учитель: Что нового вы узнали из этого задания?

Ученик: Я узнал, что записи со знаками больше и меньше называются – неравенство.

Учитель: Как вы думаете, почему так назвали?

Учитель: Как называются эти знаки?

Ученик: Это знаки сравнения.

Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) (см. приложение 4)

Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа?

Регулятивные действия: оценка – выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.
Закрепление полученных знаний.

Учитель: Положите столько кругов, сколько в классе занавесок.

Учитель: Положите столько треугольников, сколько в классе дверей.

Учитель: Сколько кругов? Сколько треугольников?

Учитель: Какое число меньше – 1 или 6?

Учитель: Помогите сформулировать задание: “Составьте и запишите неравенствО или неравенствА?”

Ученик: Я думаю, что надо составить неравенство, потому что можно записать 6 > 1.

Ученик: А ведь можно записать и 1 < 6.

Ученик: Я догадался, можно составить и записать не одно неравенство, а сразу два.

Ученик: Задание будет такое: составить и записать неравенств А.

Проверка.

Регулятивные действия:
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • коррекция.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Итоговый контроль усвоения новых знаний.

Учитель: А сейчас вам предстоит работа в парах. Поставьте знаки сравнения.

Карточки.

Проверка. Фронтально.

Учитель: Какие знаки поставили ребята на первом ряду?

Учитель: Какие знаки поставили ребята на втором ряду?

Учитель: Какие знаки поставили ребята на третьем ряду?

Учитель: Молодцы!

Учитель: Назовите общее название знаков. (знаки сравнения)

Учитель: Как одним словом назвать эти записи? (неравенство)

Учитель: Кто заметил, в каких рядах ребята поставили одинаковые знаки?

Учитель: А что надо сделать, чтобы у ребят со второго ряда стояли такие же знаки, как у всех? (поменять числа местами)

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
  • коррекция.
Итог урока.

Учитель: Вам понравилось путешествие по стране Математики?

Учитель: Какое настроение у вас в конце урока?

Учитель: О чём расскажете дома?

Общеучебные универсальные действия: рефлексия.

Комментарии.

На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.

Формировались личностные действия: личностное и жизненное самоопределение, смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные действия: саморегуляция – способность к мобилизации, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.