Практическая значимость работы.
Урок разработан в свете требований ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математики в 1-м классе.
Тема. Первое понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств. (1-й класс).
Цель урока: познакомить учащихся с понятием “неравенство”.
Задачи:
- Формировать УУД.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику.
- Актуализировать знания учащихся о равенствах.
- Познакомить с понятием “неравенство”.
- Учить читать и записывать числовые равенства и неравенства.
- Актуализировать знания о геометрических фигурах.
- Воспитывать толерантность, любовь и интерес к предмету.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме “Равенства и неравенства”.
Оборудование и используемые учебные пособия.
- И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина “Математика” 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2012.
- Наглядный материал, иллюстрации. (Смотри приложение)
- Счётные палочки, кружки, касса цифр.
Технические средства. Магнитофон для организации физминутки.
Протокол урока с подробными комментариями.
Организационный момент. Учитель: Прозвенел уже звонок? (да) Учитель: Уже кончился урок? (нет) Учитель: Только начался урок? (да) Учитель: Хотите учиться? (да) Учитель: Значит можно всем садиться. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, а какой у нас сейчас урок? Ученик: Математика. Учитель: Сегодня мы снова отправимся в путешествие по стране Математики. Выберем дорогу для путешествия. (Детям предлагается два рисунка с кривой и прямой линией.) Учитель: Какую дорогу вы выберете и почему? Ученик: Я предлагаю пойти по прямой дороге, потому что она ведёт в страну Математики. Ученик: В стране математики живут числа и фигуры, поэтому пойдём по прямой дороге. |
Комментарии. Использование игровых стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность. На этапе актуализации знаний организовано наблюдение за наглядным материалом – геометрическими фигурами, числами, картинками. На этом этапе шло формирование логических универсальных действий: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Учитель: Сколько треугольников живёт в стране Математики? (5) | |
Учитель: А сколько
четырёхугольников? (6) Учитель: Чем похожи (различаются) треугольники? Ученик: У всех треугольников три угла и три стороны. Ученик: Различаются треугольники размером и цветом. Учитель: Чем похожи (различаются) четырёхугольники? Ученик: Все четырёхугольники с четырьмя углами и четырьмя сторонами. Ученик: Различаются они цветом, размером и формой. Учитель: Какой четырёхугольник можно исключить? Ученик: У одного четырёхугольника углы не прямые. Учитель: Как вы думаете, что обозначают числа 6 и 5? Ученик: Я догадался, что 6 – это четырёхугольники, а 5 – это количество треугольников. Учитель: Что вы можете сказать об этих числах? Ученик: 6 больше 5, 5 меньше 6. Учитель: Как вы думаете, что можно взять с собой в путешествие по стране Математики? (на доске цифры 1 4 6 9, знаки = < >, рисунки с игрушками в количестве 1, 4, 6 и 9 штук, смотри приложение 1) Ученик: Я выбираю числа, потому что в стране Математики можно считать. Ученик: А ещё в стране Математики можно решать примеры и задачи. Ученик: Я думаю, что с собой можно взять и знаки. Учитель: Почему игрушки не взяли? (см. приложение 2) Ученик: А вот игрушки с собой брать не нужно, потому что мы уже первоклассники. Ученик: Я считаю, что на уроке играть с игрушками нельзя. Учитель: А чем же они могут нам помочь? Ученик: Их можно посчитать. Ученик: С ними можно тренироваться в счёте. Учитель: Посчитайте игрушки и поставьте под каждой картинкой нужную цифру. Дети пересчитывают игрушки и располагают под каждой картинкой нужную цифру. (см. приложение 3) Учитель: Что вы можете рассказать об этих числах? Высказывания детей. Учитель: Назовите самое большое число, самое маленькое число. Учитель: Что больше 4 или 6? |
На этом этапе формировались
|
Учитель: Какое задание вы можете
предложить? Высказывания детей. Учитель: Предлагаю расположить наши числа в порядке возрастания. Дети работают с кассой цифр. Два человека за закрытой доской. Проверка. Высказывания детей о работе товарищей. |
Формирование общеучебных
универсальных действий: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные действия:
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
Открытие темы урока. На доске остались неиспользованные знаки. Учитель: Что у нас осталось? Ученик: Остались знаки. Учитель: Предположите, с чем мы встретимся в стране Математики? Ученик: Я думаю, что мы встретимся там со знаками. Учитель: Вы правы! Сегодня на уроке мы будем говорить о математических знаках. |
Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи. |
Учитель: Какой из этих знаков вам
знаком? Ученик: Я знаю знак “равно”. Ученик: Мы в садике выучили знаки “больше” и “меньше”. Учитель: Как вы думаете, между этими числами можно поставить наши знаки? Ученик: Да, можно. Учитель: Поставим знаки между первой парой. Прочитаем. Учитель: Поставим знаки между второй парой. (третьей) Прочитаем. Дети расставляют знаки.(см. приложение 4) |
Регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить. |
Учитель: Предлагаю исследовать
знаки “больше” и “меньше”. Помогут нам круги и
палочки. Работа в парах. Игра. Дощечки – шарики. (Автор игры: Барбарич Елена Владимировна, МОУ “Гимназия № 31”) Цель игры. Научить различать знаки больше и меньше. Ход игры. Возьмите две счётных палочки и два круга. |
Регулятивные действия: планирование –
составление плана и последовательности
действий. Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра. |
Учитель: Что вы можете сказать о
кругах и палочках. Ученик: Палочки одинаковой длины. Ученик: Круги одинаковой формы и размера, а цвет разный. Учитель: Положите круги между палочками слева и справа. Учитель: Что получилось? Ученик: Знак “равно”. Учитель: Возьмите третий круг и замените круг слева. Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах? Ученик: Они разного размера. Учитель: Какой круг лежит слева? (большой) Читаем запись слева направо. Учитель: Какой знак получился? (знак “больше”) Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число) Учитель: Поменяйте круги местами Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький) Учитель: Какой знак получился? Ученик: Знак “меньше”. Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число) |
Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. |
Учитель: Какой вывод можно сделать в
результате исследования? Ученик: Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее. |
Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование. |
Учитель: Чтобы продолжить
путешествие нам необходимо разгадать тайну
записи. Закономерность. < > < < > > < < < > > > Учитель: Продолжите запись в тетрадях. |
Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений. |
Открытие новых знаний. Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике) Работа с учебником по заданию 83 стр. 40, выполнение всех заданий. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина “Математика” 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2012. |
Познавательные универсальные действия. ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. |
Учитель: Что нового вы узнали из
этого задания? Ученик: Я узнал, что записи со знаками больше и меньше называются – неравенство. Учитель: Как вы думаете, почему так назвали? Учитель: Как называются эти знаки? Ученик: Это знаки сравнения. Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) (см. приложение 4) Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа? |
Регулятивные действия: оценка – выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить. |
Закрепление полученных знаний. Учитель: Положите столько кругов, сколько в классе занавесок. Учитель: Положите столько треугольников, сколько в классе дверей. Учитель: Сколько кругов? Сколько треугольников? Учитель: Какое число меньше – 1 или 6? Учитель: Помогите сформулировать задание: “Составьте и запишите неравенствО или неравенствА?” Ученик: Я думаю, что надо составить неравенство, потому что можно записать 6 > 1. Ученик: А ведь можно записать и 1 < 6. Ученик: Я догадался, можно составить и записать не одно неравенство, а сразу два. Ученик: Задание будет такое: составить и записать неравенств А. Проверка. |
Регулятивные действия:
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. |
Итоговый контроль усвоения новых
знаний. Учитель: А сейчас вам предстоит работа в парах. Поставьте знаки сравнения. Карточки. Проверка. Фронтально. Учитель: Какие знаки поставили ребята на первом ряду? Учитель: Какие знаки поставили ребята на втором ряду? Учитель: Какие знаки поставили ребята на третьем ряду? Учитель: Молодцы! Учитель: Назовите общее название знаков. (знаки сравнения) Учитель: Как одним словом назвать эти записи? (неравенство) Учитель: Кто заметил, в каких рядах ребята поставили одинаковые знаки? Учитель: А что надо сделать, чтобы у ребят со второго ряда стояли такие же знаки, как у всех? (поменять числа местами) |
Коммуникативные действия: умение
слушать и вступать в диалог, участие в
коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные действия:
|
Итог урока. Учитель: Вам понравилось путешествие по стране Математики? Учитель: Какое настроение у вас в конце урока? Учитель: О чём расскажете дома? |
Общеучебные универсальные действия: рефлексия. |
Комментарии.
На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей.
Формировались личностные действия: личностное и жизненное самоопределение, смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные действия: саморегуляция – способность к мобилизации, к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.