Театр музыкальной комедии

Разделы: Музыка


Авторы программы «Музыка. Начальная школа» – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.

Цель  урока: cделать процесс образования привлекательным для детей за счёт использования информационных образовательных ресурсов.

Задачи:

  • Обучающие: показать взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной музыки» в жанрах оперы, оперетты и мюзикла.
  • Развивающие: прививать интерес, стремление самостоятельно добывать новую информацию.
  • Воспитательные: воспитывать в детях умение дружно работать в коллективе, оказывая взаимопомощь.

Тип урока: объяснение нового материала

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной  деятельности

Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте ребята. 

Дети: Здравствуйте.  (По звукам трезвучия вверх и вниз)

(Показ видеофрагмента   из оперы  «Борис Годунов» М. П.Мусоргского.)

Учитель: Ребята, я приглашаю вас  совершить путешествие в музыкальный театр.  Но, перед тем как мы в него отправимся  необходимо вспомнить, произведение какого жанра музыкально-театрального искусства вы только, что увидели.

Дети: Опера

(На магнитной доске прикреплены три листа  формата А-4.Учитель открывает, один из прикреплённых  листков, на котором написан известный им жанр «опера».)

II. Актуализация и формирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Учитель: Ребята давайте определим, лёгкий или серьёзный жанр «опера»?

Дети: Серьёзный.

Учитель:  Молодцы, вы ответили верно. Но мне бы хотелась знать, что вы понимаете под понятиями «лёгкая» и «серьезная» музыка?

Дети:  Чаще всего, в наши дни, музыка звучит «лёгкая»,  потому что с ней можно отдохнуть, развлечься.

Учитель:  Да, правильно, такая музыка легко запоминается, она поднимает настроение.
Такая музыка  нужна человеку?

Дети:  Да!!!

Учитель:  А какую музыку «лёгкую» или «серьёзную» мы слушаем больше  всего на наших уроках?

Дети: Серьёзную. Эта музыка всегда о чем – то нам рассказывает. Что бы понять серьёзную музыку  необходимо знать  её содержание, эпоху или время создания и конечно же  автора.

Учитель:  Действительно ребята, понимание музыки бывает разным: поверхностным и глубоким. Да и музыка разная –«серьёзная» и «лёгкая». Но это вовсе не значит, что «серьёзная» музыка хорошая, а «лёгкая» – плохая. Музыка необходима человеку и «лёгкая» и «серьёзная» в равных пропорциях. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать «лёгкую» музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать «серьёзную» музыку. Ведь человеку необходима разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. И надо уметь отличать хорошую музыку (как «лёгкую», так и «серьёзную») от подделки. А для этого и надо развивать слушательскую культуру.

Учитель:Итак, ребята, вернёмся к опере. Кто знает, в  какой стране зародилась опера?

(Обучающиеся вспоминают, что они знают об опере.)

Учитель: Ребята, обратите внимание на оставшиеся два листа, прикреплённые на доске.
Как вы думаете, что на них написано?

(Обучающиеся высказывают своё мнение)

Учитель:  Давайте  мы не будем гадать, а возьмём откроем эти литы с надписями.

(Учитель открывает листки с надписями «Оперетта» и «мюзикл».)

Учитель:  Ребята, постарайтесь рассказать о том, что вы знаете об этих жанрах.

(Дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что пока они не владеют информацией об оперетте и мюзикле.)

III. Построение выхода из затруднений

Учитель:  Ребята, давайте вы попробуете самостоятельно добыть информацию, взяв на себя роль журналистов.
Вы получите определённое задание от редакции музыкальной газеты и отправитесь в виртуальное путешествие: для знакомства с оперой – в Италию, для знакомства с опереттой – во Францию, для знакомства с мюзиклом – в Америку. Итоговым продуктом вашего путешествия – будет созданная вами, колонки  в газете.
Но, для начала, с помощью жеребьёвки, вы поделитесь на разные редакции и  получите  листы продвижения группы по заданию. (Приложение 1)

(Учитель делит класс на группы, раздаёт обучающимся листы продвижения группы по заданию. Задания в конвертах, в которых находится: информация о данных жанрах; различные картинки по теме; фотографии артистов участвующих в жанрах оперы, оперетты, мюзикла. Для создания газеты – ватман, карандаши, фломастеры, маркеры, клей).

Учитель: Ребята, предлагаю заполнить готовую форму таблицы, включая  в сравнительный анализ трёх жанров музыкального искусства. (Приложение 2)

IV. Реализация построенного проекта

(На начальном этапе учитель помогает определить, кто будет руководителем группы; кто будет следить за временем; кто будет вести интервью (задавать другим журналистам по 3 вопроса); кто будет рассказывать о том, что узнали «журналисты».  )
После распределения обязанностей начинается работа в группах (с текстами в конвертах, с бланками составляющих компонентов, созданием газеты).

(Рабочую атмосферу сопровождает мелодия «Вальса» И.Штрауса из оперетты «Летучая мышь»)

V. Пресс-конференция журналистов

В пресс-конференцию входит выступление  и защита газеты по одному представителю от каждой «редакции». Остальные отвечают на вопросы «журналистов» других изданий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

VII. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вы, сегодня, хорошо поработали и я, в качестве музыкального подарка, предлагая исполнить песню «Мама»  из мюзикла «Волк и семеро козлят».
Давайте, прежде чем исполнить песню распоёмся. (Сели прямо и т.д.)

1. Закрытым ртом на одном звуке.
2. Ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке.
3. На дикцию: мы перебегали берега, перебегали берега; лё-па-па-па, лё-па-па-па-лё.

(По звукам гаммы до ч. 5 вверх и вниз.).

VIII. Исполнение песни

IX. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Итак, каким музыкальным  жанрам  мы  посветили урок?  (Опере, оперетте, мюзиклу.)
– Появилось ли у вас желание узнать эти жанры поближе?
(ответы обучающихся)

Выставление оценок.