Авторы программы «Музыка. Начальная школа» – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.
Цель урока: cделать процесс образования привлекательным для детей за счёт использования информационных образовательных ресурсов.
Задачи:
- Обучающие: показать взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной музыки» в жанрах оперы, оперетты и мюзикла.
- Развивающие: прививать интерес, стремление самостоятельно добывать новую информацию.
- Воспитательные: воспитывать в детях умение дружно работать в коллективе, оказывая взаимопомощь.
Тип урока: объяснение нового материала
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте. (По звукам трезвучия вверх и вниз)
(Показ видеофрагмента из оперы «Борис Годунов» М. П.Мусоргского.)
Учитель: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в музыкальный театр. Но, перед тем как мы в него отправимся необходимо вспомнить, произведение какого жанра музыкально-театрального искусства вы только, что увидели.
Дети: Опера
(На магнитной доске прикреплены три листа формата А-4.Учитель открывает, один из прикреплённых листков, на котором написан известный им жанр «опера».)
II. Актуализация и формирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Учитель: Ребята давайте определим, лёгкий или серьёзный жанр «опера»?
Дети: Серьёзный.
Учитель: Молодцы, вы ответили верно. Но мне бы хотелась знать, что вы понимаете под понятиями «лёгкая» и «серьезная» музыка?
Дети: Чаще всего, в наши дни, музыка звучит «лёгкая», потому что с ней можно отдохнуть, развлечься.
Учитель: Да, правильно, такая
музыка легко запоминается, она поднимает
настроение.
– Такая музыка нужна человеку?
Дети: Да!!!
Учитель: А какую музыку «лёгкую» или «серьёзную» мы слушаем больше всего на наших уроках?
Дети: Серьёзную. Эта музыка всегда о чем – то нам рассказывает. Что бы понять серьёзную музыку необходимо знать её содержание, эпоху или время создания и конечно же автора.
Учитель: Действительно ребята, понимание музыки бывает разным: поверхностным и глубоким. Да и музыка разная –«серьёзная» и «лёгкая». Но это вовсе не значит, что «серьёзная» музыка хорошая, а «лёгкая» – плохая. Музыка необходима человеку и «лёгкая» и «серьёзная» в равных пропорциях. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать «лёгкую» музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать «серьёзную» музыку. Ведь человеку необходима разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. И надо уметь отличать хорошую музыку (как «лёгкую», так и «серьёзную») от подделки. А для этого и надо развивать слушательскую культуру.
Учитель:Итак, ребята, вернёмся к опере. Кто знает, в какой стране зародилась опера?
(Обучающиеся вспоминают, что они знают об опере.)
Учитель: Ребята, обратите внимание на
оставшиеся два листа, прикреплённые на доске.
– Как вы думаете, что на них написано?
(Обучающиеся высказывают своё мнение)
Учитель: Давайте мы не будем гадать, а возьмём откроем эти литы с надписями.
(Учитель открывает листки с надписями «Оперетта» и «мюзикл».)
Учитель: Ребята, постарайтесь рассказать о том, что вы знаете об этих жанрах.
(Дети высказывают своё мнение и приходят к выводу, что пока они не владеют информацией об оперетте и мюзикле.)
III. Построение выхода из затруднений
Учитель: Ребята, давайте вы
попробуете самостоятельно добыть информацию,
взяв на себя роль журналистов.
– Вы получите определённое задание от
редакции музыкальной газеты и отправитесь в
виртуальное путешествие: для знакомства с оперой
– в Италию, для знакомства с опереттой – во
Францию, для знакомства с мюзиклом – в Америку.
Итоговым продуктом вашего путешествия – будет
созданная вами, колонки в газете.
– Но, для начала, с помощью жеребьёвки,
вы поделитесь на разные редакции и получите
листы продвижения группы по заданию. (Приложение 1)
(Учитель делит класс на группы, раздаёт обучающимся листы продвижения группы по заданию. Задания в конвертах, в которых находится: информация о данных жанрах; различные картинки по теме; фотографии артистов участвующих в жанрах оперы, оперетты, мюзикла. Для создания газеты – ватман, карандаши, фломастеры, маркеры, клей).
Учитель: Ребята, предлагаю заполнить готовую форму таблицы, включая в сравнительный анализ трёх жанров музыкального искусства. (Приложение 2)
IV. Реализация построенного проекта
(На начальном этапе учитель помогает
определить, кто будет руководителем группы; кто
будет следить за временем; кто будет вести
интервью (задавать другим журналистам по 3
вопроса); кто будет рассказывать о том, что узнали
«журналисты». )
После распределения обязанностей начинается
работа в группах (с текстами в конвертах, с
бланками составляющих компонентов, созданием
газеты).
(Рабочую атмосферу сопровождает мелодия «Вальса» И.Штрауса из оперетты «Летучая мышь»)
V. Пресс-конференция журналистов
В пресс-конференцию входит выступление и защита газеты по одному представителю от каждой «редакции». Остальные отвечают на вопросы «журналистов» других изданий.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
VII. Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, вы, сегодня, хорошо
поработали и я, в качестве музыкального подарка,
предлагая исполнить песню «Мама» из мюзикла
«Волк и семеро козлят».
Давайте, прежде чем исполнить песню распоёмся.
(Сели прямо и т.д.)
1. Закрытым ртом на одном звуке.
2. Ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке.
3. На дикцию: мы перебегали берега, перебегали
берега; лё-па-па-па, лё-па-па-па-лё.
(По звукам гаммы до ч. 5 вверх и вниз.).
VIII. Исполнение песни
IX. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Итак, каким музыкальным
жанрам мы посветили урок? (Опере,
оперетте, мюзиклу.)
– Появилось ли у вас желание узнать эти жанры
поближе?
(ответы обучающихся)
Выставление оценок.