Цели для учащихся:
- определять роль деепричастий в текстах разных стилей;
- распознавать деепричастия в тексте,
- правильно употреблять их в речи.
Цели для учителя:
- Предметные – обобщить знания учащихся о деепричастии, показать роль деепричастий в речи.
- Метапредметные – учить употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.
- Личностные – обогащать словарный запас учащихся для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, совершенствовать речевую практику школьников, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для учащихся.
Ход урока
1. Организация класса.
Цели этапа для учащихся:
- настроиться эмоционально на учебную деятельность,
- проверить наличие необходимых принадлежностей.
Цели для учителя:
- Предметные – настроить учащихся на освоение темы и содержания урока, проверить готовность к уроку.
- Метапредметные – создать рабочую атмосферу на уроке.
- Личностные – обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся.
Слайд 1
2. Актуализация ранее изученного.
Цели этапа для учащихся: показать умение отличать деепричастия от других частей речи, распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Цели для учителя:
- Предметные – проверить знания учащихся о деепричастии, умение отличать деепричастия от других частей речи.
- Метапредметные – развивать у школьников умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать задачи; совершенствовать навыки контроля и оценки своей и чужой деятельности.
- Личностные – развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
Слайд 2. Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?
- Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (поучительный смысл).
Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.
В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.
- Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.
- Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.
На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствовал гостей, наблюдал за действием, сочинял рассказ. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали... Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.
- Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.
- Да, без вдохновения творить не возможно! быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилась по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:
- Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я постараюсь, я помогу...
Беседа с учащимися:
- О чем эта сказка?
- Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?
- А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем предлагает задуматься? (задумались о роли деепричастий в речи).
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (роль деепричастий в речи).
Слайд 3
По-вашему, каковы цели нашей работы (узнать, какова роль деепричастий в речи; научиться использовать деепричастия в речи).
Чтобы использовать деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.
Слайд 4
Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).
- По каким признакам вы находили деепричастие?
- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия?
Слайд 5
Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните.
Взаимопроверка . Слайд 6
3. Изучение нового материала
Цели этапа для учащихся: определить роль деепричастий в речи, особенности их употребления.
Цели для учителя:
- Предметные – показать роль деепричастий в тексах разных стилей;
- Метапредметные – совершенствовать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы по теме.
- Личностные – развивать навык сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Слайд 7
Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь можно приступить к решению нашей проблемы.
Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстами.
- Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)
- Ребята, перед вами лежит карточка. Скажите, сколько текстов на этой карточке? Почему перед вами не один текст?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их (чтение).
- По-вашему, почему для определения роли деепричастий мы используем тексты разных стилей речи?
- Определите стилевую принадлежность текстов (цель - воздействие; место общения - ОО; количество собеседников – много).
- А теперь я вам предлагаю поработать в парах: вам необходимо найти в текстах деепричастия, подчеркнуть их как члены предложения.
- Давайте посмотрим, справились ли вы с заданием. Проверьте, что у вас получилось, исправьте ошибки.
Самопроверка. Слайд 8
- Для чего используются деепричастия в данных текстах.
Слайд 9 Обратимся к первому тексту.
Словарная работа: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак, тулуп, салазки.
Слайд 10
- Перед вами ряд слов. Что между ними общего? (устаревшие)
- Какие слова являются устаревшими? Давайте определим значение этих слов.
- Какова тема этого текста? А в чем заключается его идея?
- Попробуем обойтись без деепричастий. Прочитайте получившийся текст (есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты) Слайд 11
- Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?
- С какой целью автор использует деепричастия в тексте?
- Какова роль деепричастий в тексте художественного стиля? (красочность, выразительность)
Рассмотрим следующий текст и сравним данный текст с текстом А.С. Пушкина.
Слайд 12
- Сколько деепричастий в данном тексте? О чем это говорит?
- Какова роль деепричастий в этом тексте? (конкретизировать, точно показать действие).
- С какой целью в тексте научного стиля используются деепричастия? Какова особенность их употребления?
- Проанализируем третий текст, давайте определим сходства и различия с предыдущими текстами. Слайд 13
Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления? (с точки зрения значения)
- С какой целью автор вводит в текст фразеологизмы? (эмоциональность, выражают отношение).
Слайд 14. Итак, какую же роль играют деепричастия? (дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).
- Нужно ли употреблять в своей речи деепричастия? Почему?
4. Закрепление изученного
Цели этапа для учащихся: правильно употреблять деепричастие в речи, пунктуационно грамотно оформлять текст.
- Предметные – развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; грамотно оформлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
- Метапредметные – совершенствовать навык правильно строить высказывания определенного стиля, используя в них деепричастия и деепричастные обороты.
- Личностные – совершенствовать речевую практику школьников.
Слайд 15
А если так, если деепричастия нужны, будем учиться их использовать. Перед вами предложения. Сконструируйте новые предложения, дорисовав действие. Что вы для этого сделаете? (глаголы для слабых учащихся)
(Сосны и ели всю зиму спят. И дни, и ночи за окнами ревет пурга. С самого утра шел снег.
Застилать, закутаться, сердиться, покрывать, негодовать)
5. Домашнее задание.
Цели этапа для учащихся: отработать навык употребления деепричастий в тексте
определенного стиля.
Цели для учителя:
- Предметные – настроить школьников на самостоятельную работу по закреплению изученного материала.
- Метапредметные – развивать умение учащихся планировать и организовывать самостоятельную работу (домашнюю).
- Личностные – формировать ответственное отношение к учению – важность выполнения домашнего задания.
Предлагаю вам выступить в роли писателей. Ваше домашнее задание будет творческим. Составить текст (8-10 предложений) “Зима в нашем городе”, используя деепричастия.
- Какого стиля будет ваш текст? Роль деепричастий в этом тексте?
6. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 16
Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, чтобы вы, уходя с урока, подумали о том, как прошел он для вас лично и прилепить снежинку к окошку с графами: “Полезно”, “Интересно”, “Трудно”.
Приложение
Словарь
- Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки.
- Бразды – управление.
- Кибитка – крытая дорожная повозка.
- Ямщик – кучер на лошадях.
- Облучок – сиденье на кучере в начале экипажа.
- Кушак – широкий пояс из материала.
- Тулуп – длинная меховая шуба.
- Салазки – маленькие ручные санки.
- Муссоны – ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.
Карточка для учащихся
Текст №1
Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А.С. Пушкин)
Текст №2
Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)
Текст №3
Мишка просит маму:
- Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?
- Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?
- Да.
- Тогда можно, только сломя голову не несись.