Урок-исследование по теме "Роль деепричастий в речи"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели для учащихся:

  • определять роль деепричастий в текстах разных стилей;
  • распознавать деепричастия в тексте,
  • правильно употреблять их в речи.

Цели для учителя:

  • Предметные – обобщить знания учащихся о деепричастии, показать роль деепричастий в речи.
  • Метапредметные – учить употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.
  • Личностные – обогащать словарный запас учащихся для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, совершенствовать речевую практику школьников, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для учащихся.

Ход урока

1. Организация класса.

Цели этапа для учащихся:

  • настроиться эмоционально на учебную деятельность,
  • проверить наличие необходимых принадлежностей.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить учащихся на освоение темы и содержания урока, проверить готовность к уроку.
  • Метапредметные – создать рабочую атмосферу на уроке.
  • Личностные – обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся.

Слайд 1

2. Актуализация ранее изученного.

Цели этапа для учащихся: показать умение отличать деепричастия от других частей речи, распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели для учителя:

  • Предметные – проверить знания учащихся о деепричастии, умение отличать деепричастия от других частей речи.
  • Метапредметные – развивать у школьников умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать задачи; совершенствовать навыки контроля и оценки своей и чужой деятельности.
  • Личностные – развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Слайд 2. Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?

- Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (поучительный смысл).

Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.

В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.

- Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.

- Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.

На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствовал гостей, наблюдал за действием, сочинял рассказ. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали... Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.

- Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.

- Да, без вдохновения творить не возможно! быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилась по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:

- Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я постараюсь, я помогу...

Беседа с учащимися:

- О чем эта сказка?

- Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?

- А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем предлагает задуматься? (задумались о роли деепричастий в речи).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (роль деепричастий в речи).

Слайд 3

По-вашему, каковы цели нашей работы (узнать, какова роль деепричастий в речи; научиться использовать деепричастия в речи).

Чтобы использовать деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.

Слайд 4

Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).

- По каким признакам вы находили деепричастие?

- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия?

Слайд 5

Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните.

Взаимопроверка . Слайд 6

3. Изучение нового материала

Цели этапа для учащихся: определить роль деепричастий в речи, особенности их употребления.

Цели для учителя:

  • Предметные – показать роль деепричастий в тексах разных стилей;
  • Метапредметные – совершенствовать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы по теме.
  • Личностные – развивать навык сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Слайд 7

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь можно приступить к решению нашей проблемы.

Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстами.

- Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)

- Ребята, перед вами лежит карточка. Скажите, сколько текстов на этой карточке? Почему перед вами не один текст?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их (чтение).

- По-вашему, почему для определения роли деепричастий мы используем тексты разных стилей речи?

- Определите стилевую принадлежность текстов (цель - воздействие; место общения - ОО; количество собеседников – много).

- А теперь я вам предлагаю поработать в парах: вам необходимо найти в текстах деепричастия, подчеркнуть их как члены предложения.

- Давайте посмотрим, справились ли вы с заданием. Проверьте, что у вас получилось, исправьте ошибки.

Самопроверка. Слайд 8

- Для чего используются деепричастия в данных текстах.

Слайд 9 Обратимся к первому тексту.

Словарная работа: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак, тулуп, салазки.

Слайд 10

- Перед вами ряд слов. Что между ними общего? (устаревшие)

- Какие слова являются устаревшими? Давайте определим значение этих слов.

- Какова тема этого текста? А в чем заключается его идея?

- Попробуем обойтись без деепричастий. Прочитайте получившийся текст (есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты) Слайд 11

- Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?

- С какой целью автор использует деепричастия в тексте?

- Какова роль деепричастий в тексте художественного стиля? (красочность, выразительность)

Рассмотрим следующий текст и сравним данный текст с текстом А.С. Пушкина.

Слайд 12

- Сколько деепричастий в данном тексте? О чем это говорит?

- Какова роль деепричастий в этом тексте? (конкретизировать, точно показать действие).

- С какой целью в тексте научного стиля используются деепричастия? Какова особенность их употребления?

- Проанализируем третий текст, давайте определим сходства и различия с предыдущими текстами. Слайд 13

Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления? (с точки зрения значения)

- С какой целью автор вводит в текст фразеологизмы? (эмоциональность, выражают отношение).

Слайд 14. Итак, какую же роль играют деепричастия? (дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).

- Нужно ли употреблять в своей речи деепричастия? Почему?

4. Закрепление изученного

Цели этапа для учащихся: правильно употреблять деепричастие в речи, пунктуационно грамотно оформлять текст.

  • Предметные – развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; грамотно оформлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
  • Метапредметные – совершенствовать навык правильно строить высказывания определенного стиля, используя в них деепричастия и деепричастные обороты.
  • Личностные – совершенствовать речевую практику школьников.

Слайд 15

А если так, если деепричастия нужны, будем учиться их использовать. Перед вами предложения. Сконструируйте новые предложения, дорисовав действие. Что вы для этого сделаете? (глаголы для слабых учащихся)

(Сосны и ели всю зиму спят. И дни, и ночи за окнами ревет пурга. С самого утра шел снег.

Застилать, закутаться, сердиться, покрывать, негодовать)

5. Домашнее задание.

Цели этапа для учащихся: отработать навык употребления деепричастий в тексте

определенного стиля.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить школьников на самостоятельную работу по закреплению изученного материала.
  • Метапредметные – развивать умение учащихся планировать и организовывать самостоятельную работу (домашнюю).
  • Личностные – формировать ответственное отношение к учению – важность выполнения домашнего задания.

Предлагаю вам выступить в роли писателей. Ваше домашнее задание будет творческим. Составить текст (8-10 предложений) “Зима в нашем городе”, используя деепричастия.

- Какого стиля будет ваш текст? Роль деепричастий в этом тексте?

6. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 16

Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, чтобы вы, уходя с урока, подумали о том, как прошел он для вас лично и прилепить снежинку к окошку с графами: “Полезно”, “Интересно”, “Трудно”.


Приложение

Словарь

  • Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки.
  • Бразды – управление.
  • Кибитка – крытая дорожная повозка.
  • Ямщик – кучер на лошадях.
  • Облучок – сиденье на кучере в начале экипажа.
  • Кушак – широкий пояс из материала.
  • Тулуп – длинная меховая шуба.
  • Салазки – маленькие ручные санки.
  • Муссоны – ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.

Карточка для учащихся

Текст №1

Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А.С. Пушкин)

Текст №2

Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)

Текст №3

Мишка просит маму:

- Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?

- Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?

- Да.

- Тогда можно, только сломя голову не несись.