Демонстрация опыта:
На доске написано слово “География”. Учитель просит ученика: “Саша, протри доску”
Учитель: Куда делся мокрый след от тряпки? Ученики отвечают на вопросы.
- Куда деваются лужи после дождя?
- Почему зимой на улице изо рта идет пар?
- Что вас удивило? Предложите свои версии. (Испарение)
Вопрос:
1. Кто из вас ранним летним утром бегал босиком по мокрой траве? Ответы детей
2. Как называется это явление? Роса.
3. Как она образуется?
Учитель: Вопросов много. Нам нужно найти ответы на них. И так, что мы будем изучать на уроке? Формулировка темы урока.
Тема: Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.
Учитель: Какие цели мы должны с вами сегодня достичь?
Цели урока:
1. Установить причинно-следственные связи, происходящие в атмосфере с водяными парами.
2. Поиск и выделение необходимой информации, используя текст учебника и презентацию
3. Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: учебник, презентация, таблица на доске.
Учитель: Задание 1.
Посмотрите схему 77 на странице 121 учебника. Слайд 3, 4
Сколько грамм водяного пара может содержать воздух при разной температуре?
Заполните табличку в тетрадь:
t°C Вода в граммах
- Как называется такой воздух? (насыщенный)
- Куда деваются излишки воды при понижении температуры? Вывод:
Задание 2. Слайд 5
Определите:
а) Сколько грамм водяного пара может вместить 1м2 насыщенного воздуха при нагревании:
- От 0°С до 10°С
- От 20°С до 30°С
б) Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?
в) Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении1м2 воздуха. Содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10°С. Запиши решение и подготовь устный ответ.
Как называется такая влажность воздуха? (относительная влажность)
Учитель: Что происходит с насыщенным водяным паром воздухом при соприкосновении с охлажденной земной поверхностью и при поднятии воздуха вверх? Слайд 6
Задание 3. Подберите текст, из которого можно вычитать решение этой проблемы с помощью продуктивного чтения Ответ обсудите с товарищем. (работа с текстом учебника)
- Какие виды облаков вы видите на рис. 79 учебника? Чем они отличаются друг от друга?
- Как образуются эти облака? Из каких видов облаков выпадают осадки?
- Что называется атмосферными осадками? (Запишите определение в тетрадь)
- Назовите вид облаков. Где они формируются? Слайд 7
- Как называются данный вид облаков? Принесут эти облака осадки? Сформулируй свое решение. Слайд 8
- К какому ярусу относятся данные виды облаков? На какой высоте они образуются? Слайд 9
Задание 4. Составьте в тетради схему “Виды атмосферных осадков” Слайд 10
- Назовите условия образования дождя, града, снега.
- Как вы можете объяснить поговорки: “Много снега – много хлеба”. Слайд 11
“Снег глубок - хлеб хорош”
Познакомьтесь с диаграммой количества осадков, составленной для города Братска Слайд 12
Задание 5. По диаграмме определите:
а) Количество осадков, выпадающих за год; Слайд 13
б) месяц, за который выпадает большее количество осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Посмотрите слайд 14: “Мировой круговорот воды в природе”
Задание 6. Какие причины влияют на количество выпавших осадков? Преобразуй информацию в свое решение, подготовь устный ответ. Слайд 15
Учитель: Посмотрите розу ветров, выполненную вами на прошлом уроке.
Определите, откуда летом и зимой дуют ветры в нашем городе. Как ветры влияют на количество и режим осадков?
(опара на знание учащихся полученных при изучении темы “Вода на Земле”)
Учитель: Вы хорошо поработали, а теперь отгадайте загадки: слайд 16
- Выгляну в окошко, идет длинный Антошка
- Ждали, звали, а показался, так все прочь побежали
- С неба пришел, в землю ушел
- Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти
Итог урока: Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Как формируются осадки? Какое значение имеют осадки для человека? (Ответов обычно бывает много и разных, поэтому прошу учеников оценить ответы товарища) Слайд 17
Методы используемые на уроке:
1. Создание проблемной ситуации на уроке.
2. Определение путей поиска.
3. Открытие новых знаний с опорой на ранее изученное.
4. Продуктивное чтение.
5. Самооценка своего труда и труда своего товарища.