"Реки России". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Урок. 8 класс

Оборудование: физическая карта России, картина с изображением реки, стакан с водой.

На доске слова

  • А. И. Воейкова “Реки можно рассматривать как продукт климата”;
  • В. О. Ключевского “...русский человек всегда жил с рекой душа в душу...”

Ход урока

1. Организационный момент

Я хочу начать наш урок словами К.Д. Фадеева: “Какую бы задачу вы не решали, в конце вас ждёт счастливая минута – радостное чувство успеха, укрепление веры в свои силы”. Пусть эти слова на нашем уроке обретут реальное воплощение.

2. Актуализация знаний

Стакан воды.

-Перед вами вода. Какие возникают у вас ассоциации со словом вода? В течение одной минуты запишите все ассоциации.

- Зачитаете, свои слова не повторяясь.

Выберите те которые входит в понятие “внутренние воды”

Фиксирует на доске в виде схемы ( кластера).

- Почему первый урок темы посвящён рекам? (работа в парах)

-Прочитайте предположения о теме первого урока.

Фиксирует на доске схему и кратко - предположения ребят о реках, например: их много, несут больше всего воды, дают выход в моря и океаны и т. п.

Заполнение карты ученика. Приложение 1.

Справка 1.

  • В России 2,5 млн. рек;
  • Из 34 крупнейших рек мира на территории России полностью находятся 6 рек: Енисей, Лена, Обь, Волга, Северная Двина, Колыма.
  • Годовой сток рек России составляет 10 % от мирового.
  • На одного российского жителя приходится 22 400 м. куб. воды в год.

Задачи урока:

  • систематизировать свои знания о речных системах России, их бассейнах, питании и режиме;
  • научимся определять падение и уклон реки;
  • увидим зависимость рек от климата и рельефа;
  • отработаем умение работать с картой, строить диаграммы, составлять схемы;
  • получить положительные эмоции от работы на уроке.

С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.

Б) Как называется начало реки – исток.

В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.

Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.

Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.

Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.

Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.

З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.

Использование рек в жизни человека.

Велика роль рек в жизни человека. Реки служили источником воды, пищи, преградой для врагов. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот не писаный закон нашел отражение в поговорке “Как пить дать”. Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно ласково Волга – матушку, Дон – батюшка, Енисей - богатырь, Ока – красавица. В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы:

  1. Куда несут свои воды российские реки?
  2. Как климат влияет на реки?
  3. Почему многие реки России медленно текут?

1. Куда несут свои воды реки России?

Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте.

= После того, как отмечены реки: Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Учитель задает вопросы:

- Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан

- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу

= После того как отмечен Амур, Камчатка учитель задает вопросы:

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

= Отметьте реки Волгу, Урал

- В какое море-озеро они впадают? – Каспийское

отметьте Дон и Кубань

- В какое море впадает Дон? – Азовское

- В какое море впадает Нева? – Балтийское

Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: реки России относятся к 4 бассейнам. Самый большой бассейн Северного Ледовитого океана.

2. Как реки завися от климата?

Задание: Работая с картами атласа на стр. 17 и текстом учебника на стр. 122, определите влияние климата на реки:

  • на густоту речной сети;
  • тип питания рек;
  • режим реки.

Густота речной системы:

- В какой части России рек больше? Объясните.

Тип питания рек

Давайте проанализируем диаграммы:

- Один ли источник питания у рек России? (нет, смешанное)

- Установите, какие реки нашей страны имеют дождевое питание. Почему?

- снеговое, почему?

- Ледниковое, почему?

- определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с поводочным режимом.

- Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

- Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

- С летним половодьем? Почему у рек половодье летом?

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? Во время половодья

Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду ловлю их. Вода прибывает.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

Сообщение учащегося о стихийные явления на реках.

Физ. минутка и активизация внимания.

Сейчас давайте напечатаем ключевые слова следующего этапа урока. Но печатать будем необычно. У каждого из вас есть карточка с буквами.

разминка

  • РЕЖИМ РЕКИ
  • МЕЖЕНЬ
  • ПАВОДОК

3. Почему многие реки России медленно текут?

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– В России, каких рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)

– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они малопригодны для судоходства.

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

В тексте учебника на стр. 110 найти определение падения реки.

Падение реки – разница абсолютных высот ее истока и устья.

Например, одна из крупнейших рек Сибири – Ангара вытекает из озера Байкал. Оно лежит на высоте 456 м. над уровнем моря. Ангара впадает в Енисей. Абсолютная высота устья Ангары – 76 м. Таким образом. Падение Ангары составит 456 м - 76 м = 380 м.

В тексте учебника на стр. 111 найти определение уклона реки.

Уклон реки – отношение величины ее падения к длине.

Например, уклон Ангары равен: 38 000 : 1826 км = 20,5 см/км.

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше.

Вывод: Падение у горных рек больше.

Закрепление.

1. Используя данные таблицы, построить круговую диаграмму.

Распределение рек по бассейнам

Океан %
Северный Ледовитый океан 65
Тихий океан 20
Область внутреннего стока 12
Атлантический океан 3

К бассейну, какого океана относится большинство рек России?

2. На реки большое значение оказывают климат и рельеф. Дополните схему из перечисленных характеристик реки:

Питание, уклон, межень, паводок, направление течения, режим, падение, характер течения, половодье.

3. На доске написаны слова Александра Ивановича Воейкова, как вы их понимаете с позиции полученных знаний?

5. Домашнее задание. Изучить параграф 23, ответить на вопросы к параграфу.

Творческое задание по выбору:

- подобрать из художественной литературы описание рек;

- составить кроссворд “Реки России”.

6. Рефлексия.

Ребята, а сейчас, пришло время поделиться своими впечатлениями о нашем уроке : Что вы узнали сегодня? С чем познакомились?

Что понравилось? Как вы думаете, где могут пригодиться полученные сегодня знания?

И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

Урок окончен. Спасибо за работу.