Урок. 8 класс
Оборудование: физическая карта России, картина с изображением реки, стакан с водой.
На доске слова
- А. И. Воейкова “Реки можно рассматривать как продукт климата”;
- В. О. Ключевского “...русский человек всегда жил с рекой душа в душу...”
Ход урока
1. Организационный момент
Я хочу начать наш урок словами К.Д. Фадеева: “Какую бы задачу вы не решали, в конце вас ждёт счастливая минута – радостное чувство успеха, укрепление веры в свои силы”. Пусть эти слова на нашем уроке обретут реальное воплощение.
2. Актуализация знаний
Стакан воды.
-Перед вами вода. Какие возникают у вас ассоциации со словом вода? В течение одной минуты запишите все ассоциации.
- Зачитаете, свои слова не повторяясь.
Выберите те которые входит в понятие “внутренние воды”
Фиксирует на доске в виде схемы ( кластера).
- Почему первый урок темы посвящён рекам? (работа в парах)
-Прочитайте предположения о теме первого урока.
Фиксирует на доске схему и кратко - предположения ребят о реках, например: их много, несут больше всего воды, дают выход в моря и океаны и т. п.
Заполнение карты ученика. Приложение 1.
Справка 1.
- В России 2,5 млн. рек;
- Из 34 крупнейших рек мира на территории России полностью находятся 6 рек: Енисей, Лена, Обь, Волга, Северная Двина, Колыма.
- Годовой сток рек России составляет 10 % от мирового.
- На одного российского жителя приходится 22 400 м. куб. воды в год.
Задачи урока:
- систематизировать свои знания о речных системах России, их бассейнах, питании и режиме;
- научимся определять падение и уклон реки;
- увидим зависимость рек от климата и рельефа;
- отработаем умение работать с картой, строить диаграммы, составлять схемы;
- получить положительные эмоции от работы на уроке.
С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.
Вопросы для повторения ранее изученного материала:
А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.
Б) Как называется начало реки – исток.
В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.
Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.
Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.
З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.
Использование рек в жизни человека.
Велика роль рек в жизни человека. Реки служили источником воды, пищи, преградой для врагов. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот не писаный закон нашел отражение в поговорке “Как пить дать”. Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно ласково Волга – матушку, Дон – батюшка, Енисей - богатырь, Ока – красавица. В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.
3. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы:
- Куда несут свои воды российские реки?
- Как климат влияет на реки?
- Почему многие реки России медленно текут?
1. Куда несут свои воды реки России?
Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте.
= После того, как отмечены реки: Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.
Учитель задает вопросы:
- Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан
- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу
= После того как отмечен Амур, Камчатка учитель задает вопросы:
- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов
= Отметьте реки Волгу, Урал
- В какое море-озеро они впадают? – Каспийское
отметьте Дон и Кубань
- В какое море впадает Дон? – Азовское
- В какое море впадает Нева? – Балтийское
Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: реки России относятся к 4 бассейнам. Самый большой бассейн Северного Ледовитого океана.
2. Как реки завися от климата?
Задание: Работая с картами атласа на стр. 17 и текстом учебника на стр. 122, определите влияние климата на реки:
- на густоту речной сети;
- тип питания рек;
- режим реки.
Густота речной системы:
- В какой части России рек больше? Объясните.
Тип питания рек
Давайте проанализируем диаграммы:
- Один ли источник питания у рек России? (нет, смешанное)
- Установите, какие реки нашей страны имеют дождевое питание. Почему?
- снеговое, почему?
- Ледниковое, почему?
- определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с поводочным режимом.
- Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.
- Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.
- С летним половодьем? Почему у рек половодье летом?
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? Во время половодья
Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду ловлю их. Вода прибывает.
Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат.
Сообщение учащегося о стихийные явления на реках.
Физ. минутка и активизация внимания.
Сейчас давайте напечатаем ключевые слова следующего этапа урока. Но печатать будем необычно. У каждого из вас есть карточка с буквами.
разминка
- РЕЖИМ РЕКИ
- МЕЖЕНЬ
- ПАВОДОК
3. Почему многие реки России медленно текут?
– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.
– В России, каких рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они малопригодны для судоходства.
– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.
В тексте учебника на стр. 110 найти определение падения реки.
Падение реки – разница абсолютных высот ее истока и устья.
Например, одна из крупнейших рек Сибири – Ангара вытекает из озера Байкал. Оно лежит на высоте 456 м. над уровнем моря. Ангара впадает в Енисей. Абсолютная высота устья Ангары – 76 м. Таким образом. Падение Ангары составит 456 м - 76 м = 380 м.
В тексте учебника на стр. 111 найти определение уклона реки.
Уклон реки – отношение величины ее падения к длине.
Например, уклон Ангары равен: 38 000 : 1826 км = 20,5 см/км.
Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше.
Вывод: Падение у горных рек больше.
Закрепление.
1. Используя данные таблицы, построить круговую диаграмму.
Распределение рек по бассейнам
Океан | % |
Северный Ледовитый океан | 65 |
Тихий океан | 20 |
Область внутреннего стока | 12 |
Атлантический океан | 3 |
К бассейну, какого океана относится большинство рек России?
2. На реки большое значение оказывают климат и рельеф. Дополните схему из перечисленных характеристик реки:
Питание, уклон, межень, паводок, направление течения, режим, падение, характер течения, половодье.
3. На доске написаны слова Александра Ивановича Воейкова, как вы их понимаете с позиции полученных знаний?
5. Домашнее задание. Изучить параграф 23, ответить на вопросы к параграфу.
Творческое задание по выбору:
- подобрать из художественной литературы описание рек;
- составить кроссворд “Реки России”.
6. Рефлексия.
Ребята, а сейчас, пришло время поделиться своими впечатлениями о нашем уроке : Что вы узнали сегодня? С чем познакомились?
Что понравилось? Как вы думаете, где могут пригодиться полученные сегодня знания?
И в заключение хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.
Урок окончен. Спасибо за работу.