Общественный смотр знаний по органической химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (606 кБ)


  1. Умение грамотно проводить сравнительную характеристику основных классов органических соединений способствует осмысленному усвоению основных понятий, закономерностей данного курса.

  2. «Краткость – сестра таланта». Терминологический бой развивает и расширяет химический лексикон учащихся, способствует ясному и точному изложению изученного материала.

  3. Знание основных представителей классов органических соединений, умение отличать их друг от друга по общим закономерностям их произношения немаловажно для работы с научной литературой, для их практического применения.

  4. Химия – наука экспериментальная. Для грамотного проведения практической работы, химического эксперимента немаловажно знание основных  свойств органических веществ, правильное применение теоретических основ органической химии  для качественного эксперимента.

  5. Строение определяет свойства веществ. Знания по названию веществ по систематической и тривиальной номенклатуре облегчает изучение основ органической химии.

  6. Химия – наука аналитическая, сравнительная. Поэтому необходимо учащихся приучать нахождению генетической связи между классами веществ, акцентировать их внимание на усвоение процессов взаимопревращения веществ, явлений, которые их сопровождают.

  7. Изучение теоретических основ химии рассматривает правильное применение веществ во всех сферах деятельности человека, соблюдения правил безопасности при их применении, на что упирается химический аукцион.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся, проверить умение ориентироваться в основных химических понятиях, находить причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Задачи: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; организовать и направить  групповую и индивидуальную деятельность учащихся.

Девиз: «Просто знать – еще не все, знание надо уметь использовать» (И.В. Гете).

План урока:

I. Конкурс «Ромашка»
II. «Терминологический бой»
III. Конкурс «Третий лишний»
IV. Конкурс на знание качественных реакций органических веществ
V. Конкурс «Знатоки номенклатуры веществ»
VI. Конкурс «Дайте правильный ответ»
VII. Каламбур (Найди ошибку)
VIII. Аукцион

Класс делится на 3 команды по 9 учащихся. Каждый ученик на листе контроля знаний выставляет самооценку, которую должен «отработать» в ходе зачета. Затем начинаются конкурсы.

I. Конкурс «Ромашка»

 «Наши знания суть зерна наших творений» (Г. Бюффон)

На лепестках цветка написаны классы органических соединений. Капитаны команд готовят ответ по характеристике представителей данного класса.

План характеристики класса:

  1. Общая формула класса
  2. Пространственная модель строения представителей класса
  3. Преобладающие виды химической связи
  4. Виды изомерии класса
  5. Простейший представитель класса
  6. Основные типы химических реакций класса согласно их строению (перечислить)

II. «Терминологический бой»

 «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!»

За одну минуту необходимо дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы к «Терминологическому бою» в Приложении 1.

III. Конкурс «Третий лишний»

«Знание тогда знание, когда оно приобретается усилиями  своей мысли, а не одной памяти» (Л.Н. Толстой)

На слух определить лишнее вещество и объяснить, почему?

  1. Фенол, формальдегид, бензол.
  2. Глюконовая кислота, молочная кислота, муравьиная кислота
  3. Сахароза, фруктоза, глюкоза.
  4. Ацетон, бутанон, бутанол.
  5. Крахмал, целлюлоза, мальтоза
  6. Глицин, аланин, формалин.

IV. Конкурс на знание качественных реакций органических веществ

«Не торопись вычислять; сначала подумай, зачем это делаешь»

Из дневника начинающего химика-аналитика:

«Придя в лабораторию, я получил образец для анализа и сразу приступил к работе. Это был раствор какого-то вещества без цвета и запаха. Я взял индикаторную бумажку и решил проверить среду раствора. Результат не дал ответа. Тогда небольшую порцию его прилил к раствору хлорида железа (III). Безрезультатно. Вспомнил медную проволочку. Нагрел ее на пламени спиртовки и опустил в исследуемый раствор. Нет, это не то, что я думал. Проверил действие раствора КMnO4 на предложенное вещество. Опять без успеха. Тогда я решил исследовать раствор в специальном приборе, где через него пройдет направленный луч света. Удача! Осталось провести,  для подтверждения, реакцию со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) концентрированной азотной кислотой при нагревании. Догадки мои подтвердились».

Какое вещество было выдано для анализа? О каких качественных реакциях идет речь? Группы дают письменный ответ, затем идет обсуждение.

Речь ведется о глицерине:

1. Он неэлектролит, не меняет цвет индикаторов.
2. Не вступает в качественную реакцию для фенолов с FeCl3 c образованием фиолетового окрашивания).
3. Не является одноатомным спиртом – не окисляется прокаленным медным проводом до альдегидов.
4.Не окисляется раствором KMnO4, т.к. является продуктом окисления.
5. Является истинным раствором, пропускает световые лучи.
6. Качественным реактивом на глицерин и его гомологи является свежеприготовленный гидроксид меди (II) с образованием ярко-синего раствора глицерата меди (II). А с концентрированной азотной кислотой образует тринитроглицерин.

Можно предложить командам определение следующих веществ:

I команда – этиловый спирт
II команда – глюкоза
III команда – крахмал

V. Конкурс «Знатоки номенклатуры веществ»

Кто хочет многого достигнуть, должен ставить высокие требования» (И.В. Гете)

Группам предлагаются карточки с формулами веществ. За 2 минуты необходимо дать названия предложенным соединениям.

I команда

II команда

III команда

VI. Конкурс «Знатоки номенклатуры веществ»

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь»

За 2 минуты необходимо дать названия предложенным соединениям.

Дай правильный ответ.

Ученики получают карточку с вопросами:

1.

А) В чем сходство свойств фенола и толуола?
Б) Чем жидкое мыло отличается от твердого?

2.

А) Какие органические вещества вступают в реакции присоединения и каков их механизм?
Б) Что общего и чем отличаются реакции полимеризации и поликонденсации?

3.

А) Приведите два примера соединений, обладающих двойственными функциями?
Б) Как из жидкого жира можно получить твердый?

4.

А) Какое основание более сильное и почему: диэтиламин, аммиак или анилин?
Б) У какой из карбоновых кислот две функциональные группы? Какие?

5.

А) Какие органические соединения вступают в реакции замещения? Каков их механизм?
Б) В чем сходство строения и функции ДНК и РНК?

VII. Каламбур (Найди ошибку)

«Все знать, изведать, испытать»

1-я команда. Анилин – это непредельный (1) (ароматический) амин, полученный в 1942г. (2) (1842) русским химиком Зелинским (3) (Н.Н. Зинин). Он хорошо (4) (мало) растворим в воде, не ядовит (5) (ядовит). Изменяет (6) (не изменяет) окраску лакмуса, взаимодействует с основаниями (7) (с кислотами). – 7 ошибок.

2-я команда. Я хочу рассказать о таком известном веществе, как сахароза, имеющем эмпирическую формулу С12Н22О10 (1) (О11). Это моносахарид (2) (дисахарид) (2), его иначе называют виноградный (3) (свекловичный) сахар, это белок (4) (углевод),  искусственно  (5) (много в природе ) полученный и нерастворимый (6) (растворим) в воде. Он расщепляется в поджелудочной железе (7) (печени) . – 7 ошибок.

3-я команда. Аминокислоты – это ароматические (1) (амфотерные соединения), нерастворимые (2) ( растворимые) в воде. Из β (α) аминокислот состоят полисахариды (4) (белки). Аминокислоты соединяются  друг с другом при помощи водородной (5) (амидной) связи. Все они изменяют (6) (не все) цвет индикаторов, одна из них глицин (7) (аминокапроновая) используется для получения капрона. – 7 ошибок.

VIII. Аукцион

«Химия разума: мудрость конденсирует, а глупость растворяет»

О каком веществе идет речь?

а) Бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом. Это вещество в больших количествах идет на получение формальдегида, используемого в производстве пластмасс, некоторых лекарственных веществ. Сильный яд! Даже незначительное попадание в организм приводит к отравлению (потере) зрения, судорогам, с увеличением дозы – к летальному исходу. (Метанол).

б) Это розовые кристаллы за счет окисления на воздухе. Легкоплавкое. Имеет характерный запах. Ядовито! Способно убивать микроорганизмы, отсюда его применение. (Фенол).

в) Это ценное питательное вещество, легко усваивается организмом и дает ему энергию. Имеет две различные функциональные группы. (Глюкоза).

В конце урока подводятся итоги с подсчетом количества командных и индивидуальных баллов (у жюри имеется листок регистрации баллов в индивидуальном первенстве ) и награждение победителей и активных участников урока.