Литературная гостиная "Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Введение

Важное место в работе учителя-предметника занимает внеклассная работа, а особенно – в работе учителя словесника. Часто ученик оказывается не готов к восприятию творчества какого-либо поэта или писателя, в результате чего встреча читателя и художника слова может так и не состояться. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы возбудить в учениках интерес к своему предмету, научить внимательно слушать и слышать писателя или поэта, помочь ребятам приоткрыть свою душу, чтобы впустить в нее светлые и добрые чувства. На уроке, ограниченном временными рамками и установками программы, педагогу порой бывает непросто создать ситуацию, где главная роль отдана звучащему слову писателя или поэта. Но без этого практически невозможно воспитать настоящего читателя и ценителя художественного слова. Этим объясняется стремление учителя расширить рамки урока.

В своей работе я стараюсь использовать различные формы организации внеклассной работы по предмету: экскурсии, заочные путешествия по литературной России, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, театрализованные постановки.

Представленная методическая разработка была подготовлена к 75-летию со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Литературная гостиная побудила ребят больше узнать о личности поэтессы и поближе познакомиться с ее творчеством, послужила толчком и к новым переживаниям.

Жизни и творчеству Беллы Ахатовны Ахмадулиной посвящается.

Цель: изучить биографические источники, воспоминания друзей и близких Б.А.Ахмадулиной; литературоведческие книги, посвященные творчеству автора; материалы интернета, видеоматериалы; подобрать стихотворения, чтобы раскрыть уникальность личности Б.Ахмадулиной как человека и как поэта; помочь увидеть эпоху, почувствовать возвышенность лексики, метафоричность, изысканную стилизацию “старинного” слога, музыкальность и интонационную свободу стиха.

Оборудование: выставка книг Б. Ахмадулиной, импровизация рабочего стола поэтессы, мультимедийный проектор, портрет поэтессы, презентация, экран.

Участники: ведущие – 2, чтецы - 10.

Содержание мероприятия.

Слайд 1, 2. (Презентация.)

Вступительное слово учителя.

Слайд 3. Звучит музыка Э. Морриконе “Ветер, плачь”.

Ведущий 1: Белла Ахмадулина – один из символов целого поколения, которое принято называть “шестидесятниками”.

Ведущий 2: Вместе с Евтушенко, Окуджавой, Вознесенским и Рождественским она входила в знаменитую “пятерку” поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь советских людей в период хрущевской оттепели.

Ведущий 1: Тогда она была настоящей королевой московской богемы, на ее выступления было трудно попасть.

Ее имя, всегда окутанное ореолом таинственности и утонченности, необыкновенные интонации ее голоса и особая женственность манили людей как магнит, а стихи передавались из уст в уста и переписывались от руки в блокнотики и тетрадки.

Слайд 4

Чтец 1:

Я говорю вам: научитесь ждать!
Еще не все! Всему дано продлиться!
Безмерных продолжений благодать
не зря вам обещает бред провидца:
возобновит движение рука,
затеявшая добрый жест привета,
и мысль, невнятно тлевшая века,
все ж вычислит простую суть предмета,
смех округлит улыбку слабых уст,
отчаянье взлелеет тень надежды,
и бесполезной выгоды искусств
возжаждет одичалый ум невежды...
Лишь истина окажется права,
в сердцах людей взойдет ее свеченье,
и обретут воскресшие слова
поступков драгоценное значенье.

Слайд 5

Ведущий 2: По словам кинорежиссера Эльдара Рязанова, “ эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы”.

Слайд 6

Ведущий 1: Фемина сапиенс - чтобы окликнуть ее, нужно дважды ахнуть: Ах-атовна Ах-мадулина. Каких мужчин она вдохновляла, сколькими вдохновлялась! Первый муж Беллы Ахатовны Евгений Евтушенко после того, как любовь ушла, признался: “...когда вижу ее, мне хочется плакать”.

Ведущий 2: Второй муж - писатель Юрий Нагибин в своем “Дневнике” описал ее полубезумной Геллой, дав ей имя вампирши из булгаковского романа “Мастер и Маргарита”, но любимой, бесконечно любимой.

Ведущий 1: А поэтесса Римма Казакова говорила о своей коллеге-красавице в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке: “Она была богиня, ангел”.

Слайд 7

Ведущий 2: “Ахмадулина - один из самых тонких и лиричных российских поэтов. Она привнесла в поэзию свежий голос, особую свежесть и изысканность”, - убежден поэт Евгений Рейн.

Слайд 8

Ведущий 1: Иосиф Бродский называл Ахмадулину “сокровищем русской поэзии”, а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: “...сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание...”.

Слайд 9

Ведущий 2: Тот, кому хоть раз посчастливилось слышать, как Белла Ахмадулина читает стихи, не могли забыть ее особую манеру чтения. Она читала стихи  по-особому, с трепетом и придыханием. “У нее была необыкновенная осанка, необычный голос. Все это завораживало многочисленных поклонников ее таланта и красоты. И я был среди них. В 1956 году, будучи плотником на стройке, я специально приходил в Литинститут, чтобы послушать и посмотреть на Ахмадулину”, - признавался писатель Войнович.

Ведущий 1: В ее стихах слышали и слова, и музыку, и  голос. “Я слышала не чтение, а пение, это был какой-то особый вид пения и как бы стоял, не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет” - из воспоминаний зрителей.

Стих “Памяти погибших поэтов” читает Б. Ахмадулина (видеозапись).

Слайд 10. Звучит лирическая музыка Э. Морриконе.

Ведущий 2: Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой — “По грани роковой, по острию каната” — легкости этих выступлений

Чтец читает стихотворение “Пришла и говорю: как нынешнему снегу…”. (Приложение 1.)

Слайд 11

Ведущий 1: Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 в Москве. Её родители были, что называется, “не из простых”: отец, татарин по национальности, занимал пост замминистра, а мать, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Ведущий 2: Уже в школе Белла была не только юной поэтессой – с детства писала стихи и занималась в литобъединении, - но и юной журналисткой - работала внештатным корреспондентом газеты “Метростроевец”. Первая слава пришла после стихотворения “Родина” в 1955 в “Комсомольской правде”.

Слайд 12

Ведущий 1: Активная общественная позиция чуть не разрушила ее так удачно начавшуюся карьеру: в 1960 году Ахмадулину отчислили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Но затем ей удалось восстановиться, и в том же году она окончила институт, защитив диплом на “отлично”.

Слайд 13

Ведущий 2: Известность приобрела в начале 1960-х. Бродский и ОкуджаваВознесенский и Светлов, Рождественский и Евтушенко, они сразу признали в ней восходящую звезду русской изящной словесности. На официальную критику, называвшую поэзию Ахмадулиной упаднической,  она отвечала аншлагами в Политехническом музее, тысячи поклонников брали его штурмом. Эльдар Рязанов вспоминал: “Белла в юности безо всяких практически усилий, кроме того, что она просто писала стихи, поднялась, взошла на Парнас, на Олимп, на Эверест, на Монблан, на Эльбрус и на все остальное. И осталась там великая, непревзойденная, недосягаемая и прекрасная.”

Слайд 14

Ведущий 1: Первый сборник стихов “Струна” был издан в 1962. За сборник “Сад” она получила Государственную премию СССР.

Слайд 15

Ведущий 2: В 1970-е Белла Ахатовна побывала в Грузии и навсегда полюбила эту страну и ее народ. Изучив грузинский язык, она писала преводы грузинских стихов, в числе переведенных ею авторов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе, С. Чиковани и другие. Журнал “Литературная Грузия” публиковал ее стихи в годы, когда это было невозможно в России.

Ведущий 1: Белла Ахмадулина  долго находилась под запретом за свою непреодолимую тягу к свободе.Союз писателей  СССР предлагал выгнать поэта Ахмадулину не только из своего союза, но и из Советского.

Ведущий 2: Эта хрупкая и нежная женщина никогда шла на компромисс ради собственного профессионального успеха, всегда твердо отстаивала свои убеждения.

Ведущий 1: “Я никогда не боялась за себя, — говорила Ахмадулина, но мне знаком страх за товарищей”. Она подписывала письма в защиту Синявского, Даниэля. Не боялась говорить о Бродском, когда того уже выдворили из страны. Из ее квартиры уезжали в эмиграцию Василий Аксенов и Владимир Войнович. Ей посвящали стихи Высоцкий и Окуджава. Она написала письмо в газету Нью-Йорк Таймс в защиту Андрея Сахарова, когда промолчали все остальные. Вместе с мужем Борисом Мессерером они навестили Набокова в марте 1977-го.

Ведущий 2: “Я часто была под запретом. Под запретом. Но это и были мои минуты покоя. Никто меня не снимал, никто у меня интервью не брал. Зато я писала хорошо” - Белла Ахмадулина.

Ведущий 1: В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха “Метрополь”.

Слайд 16

Ведущий 2: “Безукоризненно самоуверенная, дерзко нарядная особа, поражающая героя даже не чужеземностью, а инопланетной столичностью обличья и нрава”. Такая героиня требовалась на главную роль в фильме “Живет такой парень”. Никого, кроме молодой поэтессы Беллы Ахмадулиной режиссер Василий Шукшин не мог и представить.

Ведущий 1: После опыта съемок в кино, больше Ахмадулина на экране как актриса не появлялась. Зато сочинила несколько фильмов – ленты “Чистые пруды”, “Стюардесса”, “Времена года” сняты по ее сценариям.

Слайд 17

Ведущий 2: В юности Белла Ахмадулина вышла замуж за поэта Евгения Евтушенко. Браки поэтов, увы, редко бывают прочными. Но история их отношений, сила их переживаний породила несколько прекрасных стихотворений.

Фрагмент из к/ф “Ирония судьбы или С легким паром!”. Звучит песня на стихи Е.Евтушенко “Со мною вот что происходит”.

Слайд 18

Ведущий 1: Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был писатель Юрий Нагибин. Мастер слова, успешный кинодраматург, он оставил немало строк об Ахмадулиной в своём невероятном “Дневнике”.

Слайд 19

Ведущий 2: В середине 1970-х годов Белла Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера. Супружеская пара была неразлучна вплоть до кончины Беллы Ахатовны.

Слайд 20. Звучит мелодия К. Дебюсси. “Воспоминание”.

Ведущий 1: “Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался кассовый зал. На полу талый снег. Толпится много людей, томящихся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже стоим с Левой Збарским в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих.

Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей с нее шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

Ведущий 1:

— Кто это? — спрашиваю Леву.
— Это Белла Ахмадулина!
Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности...” (Борис Мессерер. Книга “Промельк Беллы”.)

Ведущий 2: А после второй встречи Ахмадулина напишет такие строки:

В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в том постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе...

Слайд 21

Ведущий 1: “В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, погрузились в нирвану и, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали...

Мы ни с кем не общались, никому не звонили, никто не знал, где мы находимся”.

Ведущий 2:

В том декабре и в том пространстве
Душа моя отвергла зло,
и все казались мне прекрасны,
и быть иначе не могло.
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.
Пульсировала бесконечность
в груди, в запястье и в виске…

Слайд 22. Звучит лирическая мелодия.

Ведущий 1: Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной — стремление воспеть, “воздать благодаренье” “любой малости”; ее лирика переполнена признаниями в любви.

Чтец 2 читает стихотворение “Не уделяй мне много времени…”. (Приложение 1.)

Чтец 3 читает стихотворение “Мы расстаемся — и одновременно…”. (Приложение 1.)

Слайд 23

Чтец 4 читает стихотворение “Прохожий, мальчик, что ты?..”. (Приложение 1.)

Чтец 5 читает стихотворение “Апрель” (Приложение 1.)

Слайд 24

Ведущий 2: Особое место в поэзии Беллы Ахмадулиной занимает тема дружбы.

Стих “По улице моей который год” читает Б. Ахмадулина (видеозапись).

Ведущий 2: Друзей она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. “Дружество” — основополагающая ценность ее мира. Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности.

Слайд 25

Ведущий 1: Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них. О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме.

Чтец 6 читает стихотворение “Заклинание”. (Приложение 1.)

Слайд 26

Ведущий 2: Творчество для Ахмадулиной — и “казнь”, “пытка”, и единственное спасение, исход “земной муки”, вера в слово и верность ему, в нерасторжимость “словесности и совести” у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество “мукой превосходства”, страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства.

Фрагмент из к/ф “Служебный роман”. Светлана Немоляева читает стихотворение Б.Ахмадулиной “О, мой застенчивый герой”

Ведущий 1: В своих стихах она хвалит и боготворит атмосферу 19 века, где с восторгом рассказывает о рыцарстве, благородстве, аристократизме, которые за все это время человечество успело потерять и потеряться.

Ведущий 2: Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация “старинного” слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.

Слайд 27. Звучит мелодия Бетховена “Лунная соната”.

Чтец 7 читает стихотворение “Сумерки”. (Приложение 1.)

Слайд 28

Ведущий 1: Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с “душой” предмета или пейзажа, призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.

Чтец 8 читает стихотворение “Свеча”. (Приложение 1.)

Слайд 29

Ведущий 2:

Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Ахматовой, Цветаевой; в их судьбе она находит свою меру — любви, добра, “сиротства”, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века. 

Чтец 9 читает стихотворение “Четверть века, Марина, тому…” (Приложение 1.)

Слайд 30

Ведущий 1: Белла Ахмадулина, вольный человек, в конце концов получила и государственное признание. Она — лауреат Государственной премии, награждена орденом Дружбы народов, орденом “За заслуги перед Отечеством”.

Слайд 31

Ведущий 2: Сегодня изданы десятки ее сборников: поэзия, переводы, эссе... Стихи Беллы Ахмадулиной переведены более чем на 20 языков мира.

Слайд 32

Ведущий 1: 29 ноября 2010 года Беллы Ахмадулиной не стало. В этот день поэт Андрей Дементьев скажет: “Мне тяжело говорить о том, что она была, потому что трудно представить. Удивительное мистическое совпадение: я вчера открыл книжный шкаф, у меня много в кабинете дома книг, просто открыл шкаф, стал на выбор смотреть книги, подаренные мне, и вдруг нашел книгу Беллы с ее трогательной надписью, и я вспомнил, когда это было написано - это было написано давно. И я вспомнил, вдруг на другой день после того, как я посидел с этой книгой, почитал стихи, взгрустнул, и вдруг на другой день мне звонят и говорят - умерла Белла Ахмадулина.

Ведущий 2: Это невероятно было услышать. Это невероятно было услышать после того, как я сидел с ее стихами, когда я вспоминал ее лицо, ее улыбку, ее глаза. Она была очень ранимым человеком, очень нежным, очень тонким. Такие люди не рождаются часто, не просто потому, что она была невероятно талантлива, а просто потому, что она была так организована, духовно организована”.

Чтец 10:

Ну вот и ты... Ты за друзьями вслед
Печально улыбнувшись, вдруг шагнула
В ноябрьский, осенний мокрый снег,
В безмолвие и строгость караула.

В том карауле все твои друзья,
Они при деле, и при строгой стати 
Стоят они, расправив для тебя
Забытое голубенькое платье.

Они не спят, не пьют и не поют,
Их тени здесь давно расположились,
И те, кто предал, так же предают,
И искренние тоже здесь прижились

А позади осталось меньшинство,
С характером крутым тоска и холод,
Логичный ход часов и естество,
Твое окно, и голос твой и город.

Осталась мудрость, слезы и печаль,
На книжных полках страсти силуэты
Так ветер нежность с горечью венчал
Так уходили в караул поэты.
Мирхат Шарипжанов
29 ноября, 2010

Слайд 33

Звучит песня на стихи Б. Ахмадулиной “Болезнь” в исполнении Инны Мень.

Фрагмент из к/ф “Жестокий романс”. Звучит песня на стихи Б. Ахмадулиной “А напоследок я скажу…”

Слайд 34-35.

Заключительное слово учителя.

Литература

  1. Белла Ахмадулина - Памяти погибших поэтов.wmv. http://www.youtube.com
  2. Белла Ахмадулина “По улице моей который год...”. http://www.youtube.com
  3. Борис Мессерер. “Промельк Беллы”. “Знамя” №9/2011.
  4. Электронное приложение к журналу “Литература” №3/2012.
  5. Фильмы “Жестокий романс”, “Ирония судьбы или С легким паром!”, “Служебный роман”.
  6. http://ru.wikipedia.org.
  7. http://lib.ru.
  8. http://dic.academic.ru./
  9. http://www.abella.in/
  10. http://www.library.ru
  11. http://chtoby-pomnili.com.