Продолжительность: 15-20 минут.
Цели:
- формирование базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог - ребенок – родитель;
- формирование культуры семейных отношений.
Техническое обеспечение:
- использование средств ИКТ:
- программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.
- Презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Слайд №2
Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Слайд №3
Среди русского населения обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек.
По мнению многих, сегодня наше общество переживает духовно-нравственный кризис. И одной из причин является разрушение нравственных устоев семьи.
Слайд №4
Приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
Слайд №5
Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" [9]. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека. Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи . Что для этого необходимо сделать?
Прежде всего восстановить традиционную ценность брака, семьи, престиж материнства и отцовства.
Возродить отечественные культурно-исторические и религиозные традиции.
Воссоздать в современных условиях традиционный уклад жизни общества и семьи.
Слайд №6
Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. Обычаи, которые установились и стали привычными формами поведения
2. Традиции, переходящие из поколения в поколение
3. Отношения, которые установились между всеми членами семьи.
4.Определённые правила доброй и благочестивой жизни.
5. Распорядок дня, недели, года.
Слайд №7
Прекрасной традицией должны быть семейные праздники.
Слайд №8
Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами. Праздник - это наша повседневная педагогика. У ребёнка должно быть счастливое детство. И без этого условия, человек не сможет научиться любить.
Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства. Теоретические знания не дают возможности превратится в привычку, если они не закреплялись практически.
Слайд №9
В каждом доме складывается свой ритуал.
“Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ..... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники......” — писал К. Д. Ушинский.
Слайд №10
Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.
Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт только знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая в этой семье. От воспитания в семье зависит, кем и каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья.
Праздник - это своеобразный итог тому, что получил в своём воспитании ребёнок. Хорошо наблюдать ребёнка в гостях, где он должен уметь вести себя достойно и свободно. А это достигается благодаря привычкам. Даже на плохих примерах можно научить как не надо себя вести, хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее достижение родителей. Ради этого стоит потрудиться и приложить максимум любви, терпения, времени.
Слайд №11
В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних обсуждений, свободных высказываний и обмена мнениями.
Заключительное слово учителя.
И согласитесь, приятно собраться всей семьей, забраться под вязаный бабушкин плед в черную морозную ночь, зажечь свечу и помечтать о том, что сказка за разрисованном окном есть.