Задачи:
- расширение знаний о негативном воздействии психоактивных веществ на организм человека;
- снижение вероятности вовлечение подростков в экспериментирование с наркотическими веществами;
- выработка у подростков таких качеств личности как: уверенности в себе, чувства юмора.
Оборудование:
- рисунки и плакаты воспитанников на данную тему;
- плакаты “Влияние никотина на организм человека”, “Влияние алкоголя на организм человека” и карточки-задания к конкурсу;
- костюмы для артистов, участвующих в инсценировке.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Ведущий - Здравствуйте! Сегодня в нашем детском доме проходит познавательная игра “За здоровый образ жизни!” В ней участвуют 2 сборные команды: команда девочек и команда мальчиков.
На сцену под музыку выходят команды.
Представление команд: (название, девиз).
Слайд 2. Сценка
Звучит “тревожная” музыка.
Автор - С давних пор злые чародеи Наркотик, Алкоголь и Никотин пытаются покорить людей, сделав их своими рабами. Началось это давным-давно. Как-то раз в стране Нездоровье, в его столице, собрались все злые волшебницы и феи.
Королева Болезнь - Мы собрались здесь с вами, дорогие коллеги, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, давно настала пора завоевать нам не только отвратительное царство Здоровье, но и весь мир!
Придворная дама - Как верно, как правильно Ваше величество! Давно надо это сделать!
Королева Болезнь - Но сделать это нелегко. Ведь у Здоровья сильная армия, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся.
Автор - И тогда вперед выступили вперед три колдуна, закутанные в черные плащи с головы до пят.
Алкоголь - Уважаемые дамы и господа! Позвольте нам, трем братьям – Наркотику, Алкоголю и Никотину предложить свой план. Он очень прост. Мы первыми отправляемся на завоевание человечества, чтобы сделать самое сложное – поработить людей.
Наркотик - Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно наших прекрасных дам! (поклон в сторону Болезни, Дряхлости и Старости).
Придворная дама - А почему это вы первыми отправитесь? Вас, страшил в черных плащах, люди сразу же разоблачат.
Никотин - Не разоблачат. Посмотрите. (Три брата одновременно сбрасывают плащи, а под ними другие нарядные).
Алкоголь - Такими одеяниями мы обманем любого. Ведь являясь в образе прекрасного друга, утешающего в печали, веселящего в радости.
Наркотик - Ведь пройдет много времени, прежде чем человек догадается, что за радужной стороной плаща скрываетесь вы – наши верные спутники; Болезнь, Нищета, Горе.
Королева Болезнь - План мне нравится. Возможно, у него есть свои недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будем терять времени. В путь! Желаю вам удачи!
Ведущий – Переходим непосредственно к конкурсам. В ходе первого конкурса участники команд должны будут объяснить, какое влияние на организм человека оказывают такие вещества, как алкоголь и никотин. Представители команд, получите задания.
Конкурс 1. Командам предлагаются силуэты людей, нарисованные на плакате, и карточки на которых написано, какое влияние оказывает на организм человека табак и алкоголь. Командам необходимо выбрать и наклеить на плакаты с силуэтами карточки, относящиеся к воздействию алкоголя или никотина на организм.
Карточки
Влияние алкоголя на организм | Влияние табака на организм |
Поражение тканей печени. Цирроз. Поражение тканей сердца со значительным увеличением его размеров, слабость сердечной мышцы, отдышка, отеки. Раздражение слизистой оболочки желудка. Гастрит. Язва. Психозы. Бред преследования. Страхи. Нарушение функции иммунного аппарата. Резкое снижение сопротивляемости организма инфекции. Нарушение устойчивости организма в пространстве, Снижение аналитических способностей. Нарушение речи. |
Постоянный кашель. Бронхит. Снижение обоняния и осязания. Потеря аппетита. Гастрит. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Онемение пальцев рук и ног. Хромота. Гангрена тканей ног из-за закупорки мелких сосудов. Сужение сосудов. Повышение кровяного давления. Гипертоническая болезнь. Кислородное голодание. Головная боль. Тошнота. Бледность кожи. |
Ведущий – Пока команды работают, позвольте мне представить наше уважаемое жюри (представление членов жюри).
Ведущий – Команды справились с заданием. Слово представляется представителю первой команды. Он(а) расскажет нам о том, какое воздействие на организм человека оказывает алкоголь (слайд 3).
Представление командой выполненного задания
Ведущий – Слово предоставляется второй команде. Представитель команды расскажет, какое воздействие на организм оказывает табак (слайд 4).
Представление командой выполненного задания
Ведущий – На первый взгляд все злодеи разные. Однако, раскидывая свои сети, запутывают в них жертву, совершенно одинаково. Вот посмотрите как это происходит.
Слайд 5. Продолжение сценки
Звучит “тревожная” музыка. Сцена. На сцене стоит мальчик, к нему подходит Наркотик.
Наркотик – Познакомься со мной. Я смогу дать тебе то, что никто не даст. Со мной ты забудешь про горе, неудачи, а если у тебя радость, то со мной она станет ещё больше. Говорят я опасен? Ерунда! Посмотри на меня, что во мне опасного? И я не заставляю тебя дружить со мной вечно. Попробуй меня один раз, ну может два – и хватит. Увидишь, ничего страшного не произойдет. Ну, смелее!
Мальчик берет шприц и делает вид, что он уколол себя. На него тут же набрасывают сети Болезнь, Нищета и Горе и уводят его со сцены.
Ведущий – Порой человек не может устоять против такого соблазна. Действительно, думают иные, почему бы не попробовать разок. Коварные братья только этого и ждут. А сейчас, мы переходим ко второму конкурсу.
Какое влияние оказывают на организм человека никотин и алкоголь команды нам уже рассказали. А теперь команды ответят на вопросы о том, какое влияние на организм человека оказывают наркотические вещества.
Слайд 6,7. Конкурс 2. Вопросы и ответы к конкурсу
Вопросы командам задаются по очереди.
Что означает термин “наркомания”?
Его буквальный перевод (narke –оцепенение; mania – тяга), как нельзя лучше передает суть явления. Это медицинский термин, определяемый следующим образом “болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом... психической и физической зависимости”.
На какие три группы, по типу воздействия, делятся вещества, изменяющие сознание?
- Стимуляторы – это кокаин и амфетамины, ряд медицинских препаратов, производные эфедрина, кофеин и никотин.
- Депрессанты – к ним относятся успокаивающие и снотворные препараты, все вещества группы опия, антидеприссанты и алкоголь.
- Галлюциногены – ЛСД, марихуана, экстези, кетамин, галлюциногены, содержащиеся в отдельных грибах и кактусах.
Можно ли после первого же употребления наркотического вещества получить наркотическую зависимость?
Да. Это связано со многими причинами, в том числе, от:
- индивидуальных особенностей организма;
- вида использованных наркотиков.
У человека, употребляющего наркотики, формируется психическая и физиологическая зависимость. Как проявляется психологическая зависимость?
В желании еще раз употребить наркотическое вещество, т.е. тяга.
Назовите наиболее частые причины смерти наркоманов.
- Передозировка
- Цирроз печени
- Сепсис (заражение крови)
- Тромбоэмболия (закупорка сосудов пузырьками воздуха)
- Вирусный гепатит
- СПИД
Как называется состояние, которое наркоман описывает такими словами: “Кажется, что в тебя вколачивают сотни гвоздей, рвут на части, а тело пронизывает раскаленный стержень”?
Абстинентный синдром или ломка.
Почему у наркомана, не получившего очередную дозу, возникают болевые ощущения?
Причина – глубокие биохимические изменения, происходящие в структурах мозга, при которых мозг не в состоянии четко управлять работой организма и деятельность всех органов и систем оказывается рассогласованной: затрудняется дыхание, повышается или понижается температура, появляется тошнота, рвота, судороги и т.д.
Назовите “органы-мишени” в организме человека, которые в первую очередь страдают от воздействия наркотических веществ?
- Мозг
- Печень
- Половые органы
Метод опиатной дитоксикации употребляют для выведения наркотиков из организма. Это первый этап лечения от наркотической зависимости. Почему этого этапа недостаточно для излечения от наркотической зависимости?
Снять абстинентный синдром можно у 100% наркоманов методом быстрой опиатной детоксикации, позволяющей за 6-7 часов очистить организм от наркотика, причем сделать это практически безболезненно. Однако успешное прохождение этого трудного этапа не дает надежды на то, что больной человек не вернется к употреблению наркотиков. Именно изменения в психической, духовной и биологической сферах принуждают больного когда-либо к этому вернуться. Обычно, через 3 дня срываются 10%- прошедших очистку, через месяц – 40%, полгода – 70%.
Через какое время человек, переставший употреблять наркотики, считается излечившимся?
Через 7 лет.
Ведущий – Человек, употребляющий наркотики, жалок и смешон. Вы все не раз слышали, да и сами рассказывали анекдоты про наркоманов. Сейчас объявляется третий конкурс. Командам было дано домашнее задание, подготовить инсценировку анекдотов в которых рассказывается о наркоманах.
...А пока команды готовятся, послушайте частушки про наркотики.
Слайд 8. Музыкальная пауза. Частушки про наркотики
Думай, думай, думай, думай!
Брать наркотик иль не брать,
Слыть подонком, тупоумным
Или Человеком стать!На погосте тихо-тихо...
Покосилися кресты...
Не покончишь с наркотою, -
Попадешь туда и ты!
Кайф поймал – одно мгновенье!
А расплата – смерть и тленье!
Если не скажешь наркотикам “Нет”,
То испытаешь множество бед!Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Ханка – это хорошо
Или это плохо?Папа снял с штанов ремень
И ответил сыну:
Коль уколешься разок,
Зашибу скотину!
Сын сказал, пустив слезу:
Папа я не буду.
Я урок твой никогда
В жизни не забуду.
Если хочешь долго жить,
Перестань гашиш курить.
“Нет” наркотикам скажи.
Другим пример ты покажи.О наркотиках мечтает,
Видит сны, хоть и не спит.
А его уж поджидает
Финка, пуля или СПИД.Наркоман попал в болото,
Покарежился и стих,
Прихватив с собой кого-то,
Захватив с собой других.
Сел на иглу – провалился во мглу...
В ад попал, сгорел, пропал!
Зачем ты ляпку покупаешь?
Ведь это смерть! Ты ж это знаешь!Анашей дымит Наташа,
Крыша едет набекрень:
Была умной – стала глупой,
Водит тени на плетень.Чижик пыжик, где ты был?
На Форштадте план купил.
С ним я кайф хотел поймат,
Но пропал, ядрена мать!
Чем купить за 40 “ляпку”,
Лучше скушать шоколадку!
Чем варить в подвале ханку,
Лучше борщик со сметанкой.Не дурак я, вот те шиш,
Не возьму я твой гашиш!
Не нужна мне анаша, - без неё поет душа!
Дружок мой милый, котик,Зачем тебе наркотик?
Возьмешь его ты крошечку,
Забудешь свою кошечку.
Ханка, ляпка, марафет –
Всем им громко скажем “НЕТ”!
Ведущий – На сцену приглашается команда номер 1 для представления домашнего задания.
Представление командой выполненного задания
Ведущий – На сцену выходят представители команды номер 2.
Представление командой выполненного задания
Ведущий – Спасибо жюри. Переходим к конкурсу номер 4. Помимо инсценировки анекдота, командам было дано домашнее задание подготовить плакаты о вреде употребления психоактивных веществ.
Слайд 9.
Конкурс 4. Команды представляют свои плакаты.
Ведущий - Человек, попавший в сети к Черным братьям, становиться их рабом и причиняет вред не только себе, но и близким, самым дороги для него людям. Он забывает своих друзей, а слезинки на щеках мамы не огорчают его. Встречаясь с Черными братьями, он постепенно теряет здоровье и силы. Сейчас команды сделают выбор, что необходимо, для того, чтобы быть здоровым.
Командам выдаются плакаты, на которых нарисованы различные предметы: овощи, фрукты, сигареты, наркотики, средства личной гигиены, спортивный инвентарь. А так же команды получают темные повязки и фломастеры.
Слайд 10.
Конкурс 5. “Веселые старты”. С завязанными глазами необходимо вычеркнуть с плаката предметы, которые причиняют вред здоровью.
Конкурс. Участники команд, с завязанными глазами, по очереди подходят к плакату и вычеркивают различные предметы. Помощники ведущего завязывают глаза участникам конкурса и следят за порядком во время конкурса.
Конкурс “Веселые старты”.
Ведущий – Пока члены жюри подводят итоги. Послушайте вредные советы, которые дают нам младшие школьники.
Слайд 11.
Вредные советы
Вредный совет №1
Если спецразведка папы донесла ему внезапно,
Что ты пробовал курить,
И в родительском генштабе принимается решенье:
Меры строгие к ребенку, не колеблясь, применить,
Ты решительно и твердо протестуй и возмущайся,
Ведь сейчас диктат не в моде – демократии почет.
Пусть родители считают, что курение опасно,
У тебя другое мненье может быть на этот счет.
Разве это так опасно, что у тех, кто курит,
Часто легкие похожи на закопченный мешок?
Ну, подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья
Поступает непрерывно, едкий дым.
Пусть при этом очень сложно сердцу – органу мотору
Свои важные задачи, не сбиваясь выполнять.
И совсем не важно то, что у курящих очень быстро
Разрушаются порою зубы белые во рту.
Человеку много ль надо?
Пусть же выпадет десяток,
Остальных надолго хватит- что печалиться, грустить?
Ты запомнил?
А теперь все это четко, смело, не сбиваясь,
Маме с папой растолкуй!
Вредный совет №2
Если друг-приятель Толя
Предложил тебе немножко “очень вкусного” вина,
Без сомненья соглашайся.
Что тут думать, размышлять?
Ведь вино не просто вкусно –
Это очень-очень нужный и полезный для здоровья
Человека компонент.
Пусть в начале – только выпьешь,
В голове внезапно что-то сильно-сильно зашумит.
Пусть в глазах вдруг потемнеет
И покажется случайно, что уходит постепенно
Полквартиры из-под ног,
Пусть и стул, и стол, и кошка,
Кошка Мурка на комоде, в хороводе закружатся,
Словно бабочки весной –
Не пугайся, без сомненья, это все идет на пользу,
Лишь представь, что очень скоро ты совсем
Похожим станешь на любителей вина.
И тогда ты сможешь так же, как они,
Подобно свиньям,
В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.
Хочешь быть на них похожим?
Ну, тогда не сомневайся и, конечно, пей вино!
Ведущий - Подведем итоги 5 конкурса. Команда № 1 ошиблась в выборе ... раз. Команда № 2 ... раза. В этом конкурсе побеждает команда № ... .
За 4 конкурс “Конкурс плакатов” команда номер 1 получает ... баллов, команда номер 2 ... баллов. Общий итог...
Ведущий – Переходим к заключительному конкурсу. Традиционно – это конкурс капитанов.
Слайд 12.
Конкурс 6. Конкурс капитанов. Капитаны команд получают задание: “Вспомнить и записать на листах бумаги как можно больше пословицы о здоровом образе жизни (ЗОЖ). А пока капитаны работают, вашему вниманию предлагается танец, который нам покажут участники танцевального кружка “Брейг-данс”.
Танец
Ведущий – Время истекло. Капитаны, приготовьтесь зачитать ваши пословицы.
Выступление капитанов
Ведущий – Наш КВН подошел к концу. Сейчас жюри подведет итоги 6 конкура и объявит победителя.
Награждение участников
Список литературы.
1. Белогуров С. Ю., Климович В. Ю. Программа “Профилактика подростковой наркомании. Навыки противопостояния и сопротивления распространению наркомании”
2. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании/ по редакцией В. В. Аршиновой. - М.: Сфера, 2004.
3. Макеева А. Г. Не допустить беды. Педагогическая профилактика наркотизма школьников. Части 1-3. – М.: Просвещение, 2004.
4. Ольшанский Г. С., Райх В. В. Как предупредить наркоманию и токсикоманию у детей и подростков. – Новокузнецк: Издательство Новокузнецкого государственного педагогического института, 1999.
5. Сизанов А. Н., Хрипович В. А. Модульный курса профилактики курения. - М.: ВАКО, 2004.