Цели урока:
- Обучающие: наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования компьютера при построении графиков функции для самоконтроля, экономии времени при построении графиков функций.
- Развивающие:
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез сравнение, обобщение;
- формирование ИКТ компетентности учащихся.
- Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету путем введения новейших технологий обучения.
Оборудование: презентация на тему "Исследование функций и построение их графиков»; компьютерное сопровождение (слайды к уроку); тесты; дидактические материалы.
Программное обеспечение: презентация Microsoft Power Point "Исследование функций и построение их графиков».
Структура урока:
- Постановка цели (2 мин.)
- Подготовка к изучению нового материала. Повторение пройденного материала. (8 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (15 мин.)
- Первичное осмысление и применение изученного материала (10 мин.)
- Постановка домашнего задания (2 мин.)
- Подведение итогов урока (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Постановка цели урока. Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку (проверка состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверка отсутствующих).
2. Повторение, обобщение и систематизация
1) Устно:
а) Какие из данных функций являются четными, а
какие нечетными: у = 5х, у = (х – 2)2, у = 2х + 1,
у = – 2х + 3, у = х3 – 4х.
б) Найти производную: у = х4, у = 2/х, у = х2/2,
у = 1/2х, у = х6/2
2) Подготовка к изучению нового материала
Предварительная работа, направленная на
подготовку учащихся к усвоению нового материала,
применению имеющихся знаний на уроке.
Работа по группам: 1-я группа учащихся
выполняет тест; 2-я группа выполняет
самостоятельную работу; 3-я группа учащихся
работает с учителем (фронтальный,
индивидуальный, дифференцированный опрос).
Тест (Приложение 1)
Самостоятельная работа (для учащихся 2-го ряда) №.18 (ДМ, с. 128)
Вопросы учащимся 3-го ряда.
Фронтальный опрос.
- Сформулируйте признак возрастания и убывания функции.
- Какую точку называют критической точкой функции?
- Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Отмечается, что закрепление умений построения графиков функций продолжается. Сегодня же будет рассматриваться примеры построения графиков функций с применением производных. Записывается тема урока: “Исследование функций и построение их графиков”.
Алгоритм исследования функции (слайды)
Для исследования функции необходимо пройти следующие этапы:
1. Находим область определения функции: D(f)
– ?
Областью определения функции y = f(x), заданной
аналитически, называют множество всех
действительных значений независимой переменной
х, для каждого из которых функция принимает
действительные значения.
Находим область изменения функции: Е(f) – ?
Областью изменения функции f(х) называют
множество всех чисел f(х), соответствующих
каждому х из области определения функции.
2. Выясняем четность функции.
- Если f(– x) = f(x), то функция f(x) называется четной. График четной функции симметричен относительно оси ординат (оси Oy).
- Если f(– x) = – f(x), то функция f(x) называется нечетной. График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
3. Выясняем периодичность функции
Если f(x + T) = f(x) при
некотором T > 0, то функция y = f(x)
называется периодической. График
периодической функции имеет одну и ту же форму на
каждом из отрезков
…, [–2T; –T], [–T; 0], [0; T], [T; 2T], … .
Поэтому достаточно построить график на каком-нибудь одном таком отрезке и затем воспроизвести полученную кривую на остальных отрезках.
4. Находим точки максимума и минимума функции и интервалы возрастания и убывания (интервалы монотонности).
Для этого:
- вычисляем производную f'(x)и находим критические точки функции, т.е. точки, в которых f'(x) = 0 или не существует;
- определяя знак производной, находим интервалы возрастания и убывания функции: если f'(x) > 0, то функция возрастает, если f’(x) < 0, то функция убывает;
- если производная меняет знак при переходе через критическую точку xo є D, то xo – точка экстремума: если производная меняет знак с «минуса» на «плюс» – то xo – точка минимума, если же с «плюса» на «минус» – то точка максимума. Если производная сохраняет знак при переходе через критическую точку, то в этой точке экстремума нет.
5. Находим точки перегиба функции и интервалы выпуклости вверх/вниз.
Для этого:
- вычисляем вторую производную f''(x) и находим точки, принадлежащие области определения функции, в которых f''(x) = 0 или не существует;
- определяя знак второй производной, находим интервалы выпуклости и вогнутости:
- если f''(x) < 0, то график функции имеет выпуклость вверх,
- если f''(x) > 0, то график функции имеет выпуклость вниз;
- если вторая производная меняет знак при переходе через точку xo є D, в которой f''(x) = 0 или не существует, то xo – точка перегиба.
6. Находим асимптоты функции.
а) Вертикальные: находим односторонние пределы в граничных точках
Если такие пределы существуют, то прямая х = а является вертикальной асимптотой графика функции у = f(x)
б) Наклонные:
Если выполняется условие то прямая у = kx
+ b является асимптотой функции .
Коэффициенты k и b можно найти следующим образом:
7. Есть ли у функции промежутки, где она возрастает (убывает)?
- f'(x) > 0, функция возрастающая
- f'(x) < 0, функция убывающая
8. Есть ли у нее промежутки знакопостоянства?
- f'(x) = 0 на промежутке, => функция f(х) постоянная на этом промежутке.
- Если в точке xo производная меняет знак c «+» на «–», то xo – точка локального максимума;
- Если в точке xo производная меняет знак с «–» на «+», то xo – точка локального минимума.
Пример. Исследовать свойства функции у = х/х2 – 1 и построить её график.
1. Знаменатель выражения х/(х2 – 1)
обращается в нуль при х = – 1 и при х = 1, поэтому D(f)
= (– ∞;– 1)U(– 1; 1) U (1; + ∞).
2. Е(f) = R (видно из дальнейшего
исследования)
3. f(– х) = – f(х) – функция
нечетная.
4. Функция непериодическая.
5. Производная функции в области определения: и f'(x) < 0 во всей
области определения => функция
непрерывна и возрастает во всей области
определения, точек локального экстремума нет.
6. Вторая производная: f"(x) = 2х(х2
+ 3)/( х2 – 1)3 обращается в нуль в
единственной точке х = 0
Знак второй производной f"(x)
x | (–∞; –1) |
(–1; 0) |
(0; 1) |
(1; +∞) |
f"(x) |
– |
+ |
– |
+ |
Вторая производная меняет знак только в одной
точке х = 0 => xo = 0 – точка перегиба.
На интервалах (– ∞; – 1) и (0; 1) график функции имеет
выпуклость вверх, а на интервалах (– 1; 0) и (1; + ∞)
выпуклость вниз.
Вычислим координаты нескольких точек графика:
x | 0 |
1/2 |
2 |
3 |
f(x) |
0 |
–2/3 |
2/3 |
3/8 |
График имеет вид:
Закрепление темы. Решение примеров по учебнику №5.113, 5.117
Домашнее задание
На дом задается прочитать объяснительный текст п.5.11 учебника с.156, решить № 5.115б, в, №5.117б
6. Подведение итогов урока