Цель:
- познакомить обучающихся с историей возникновения куклы;
- научить обучающихся изготавливать куклу-оберег “Кувадка”.
Задачи:
- развитие творческих способностей и творческого мышления;
- овладение практическими навыками изготовления куклы.
Наглядность: Презентация с изображением кукол. (Приложение 1).
Оборудование: Рабочий стол, ИКТ, ножницы, набор ниток, набор лоскутков ткани.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Сообщение темы и целей занятия. Тема занятия “Кукла-оберег “Кувадка”.
II. Знакомство с историей возникновения народной русской куклы.
Традиционная народная кукла, о которой мы будем рассказывать на протяжении всего занятия, почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки... Кукла бережно передавалась из рук; в руки -- от матери к дочери, от бабушки к внучке...Они такие, какими их придумали далекие предки, паши бабушки, прабабушки.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.
Крутить кукол дети начинали с 4—5 лет. Сначала делали самых простых — из 2—3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.
Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.
В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей — она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.
III. Знакомство с куклой Кувадкой.
Для ее изготовления используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребенка,
В древности считалось, что кувадка исполняла важную роль при рождении ребенка. Отец при родах обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия — куваду, а куколки помогали ему отвлечь нечистую силу от матери и новорожденного. Ребенок обычно появлялся на свет в бане (чтобы нечистая сила в дом не попала), и муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы.
Кувадка проста в изготовлении, способов ее изготовления несколько. Кувадка — хорошая основа для изготовления разных игровых кукол: это могут быть женские и мужские образы, а также образы детей.
На основе кувадок можно сделать красивые подарки к самым разным праздникам.
IV. Практическая часть.
Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами, булавками. Учащиеся выполняют работу индивидуально. По ходу работы преподаватель ведёт беседу. Контроль за ходом работы осуществляется постоянно, напоминается методика работы.
Кувадка среднерусская.
1 вариант
Рис. 1-4. Прямоугольный лоскут ткани с двух сторон сворачиваем к середине, получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем, выделяя голову (нить не обрезаем, с ее помощью делаем крест на груди и пояс).
Рис. 5. Чтобы сделать руки, сворачиваем другой лоскут из квадратного кусочка ткани размером поменьше, перевязываем края - получают ся ладошки.
Рис. 6-7, Вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, ниткой делаем крест на груди, перевязываем но поясе.
Кувадка тульская.
2 вариант
Рис 1-3, Прямоугольный лоскут ткани скручиваем несколько раз.
Рис. 4. Из скрученной части складываем кольцо - головку куклы, перевязываем на шее, а нитку не обрезаем. Свободные концы лоскута - это тело куклы.
Рис. 5- Чтобы сделать руки, прямоугольный лоскут поменьше перетягиваем нитью в центре и по кроям (формируя ладошки), расправляем складки.
Рис. 6. Вставляем руки между лоскутами ткани, перетягиваем нитью крест на груди, завязываем на поясе. Кувадка готова!
К голове кувадки привязывают нити, чтобы за них куклу можно было подвесить. Нить удобно привязывать ток: берем нитку, складываем пополам. Получается петля. Концы нитки связываем и просовываем в кольцо - голову. Затем протягиваем через петлю и затягиваем.
Кувадка вятская.
3 вариант
Вятская кувадка похожа на птицу. Или на душу человека, которая прилетает в этот мир. Размер куколки - в ширину ладони.
Делается она из двух лоскутков яркой материи одного цвета. Один лоскут - квадратный, размером примерно с ладонь, второй - прямоугольный, в полтора таких квадрата.
Рис. I -2. Квадратный лоскуток складываем пополам по диагонали и сворачиваем-складываем, начиная с уголка к месту сгиба. Получается тесемочка шириной в палец,
Рис. 3. Получившуюся тесемку удобнее держать в руке между большим пальцем и ладонью. Это будет голова куколки и ее ручки-крылышки, Концы перекрещиваем, получается петля, а торчащие кончики по бокам - ручки. Второй лоскуток (прямоугольный/ собираем складочками вдоль длинной стороны. Это будет тельце - юбочка куколки.
Рис. 4. Собранный складочками прямоугольник просовываем в петельку, как бы навешиваем на ручки, лицевой стороной ткани к себе, оставляя задний конец короче переднего. Рис. 5-6. Ниткой (традиционно красного цвета) закрепляем ручки крест-накрест и несколькими витками - юбочку под ручками (по поясу). Конец нитки закрепляем узлом ток, чтобы нитка оканчивалась сзади. Но ней куколку можно подвесить. Расправляем юбочку - куколка готова.
Почти таким же образом делают и еще одну кувадку. Попробуем сделать ее и мы.
Берем два прямоугольных лоскутка. Один чуть короче - на головку-крылышки. Обо лоскута складываем гармошкой.
А дальше все так, как у вятской кувадки. Концы того лоскута, что короче, перекрещиваем, так что получается петелька. Второй лоскуток просовываем в петлю, как бы навешивая на ручки (также лицевой стороной к себе). Концы его сравниваем по длине. Закрепляем нитью ручки и пояс. Крылышки и юбочку расправляем.
V. Анализ и оценка занятия.
Учащимся предлагается оценить свою работу, если что-то не доделано, предлагается доделать дома, показать технологию изготовления родителям, братьям, сестрам.
VI. Литература.
-
Берстенева
Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная
народная кукла своими руками - Белый
город, 2010.
- Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
- Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
- Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы.- М.: Белый город, 2007.
- Соловьева Л.Н. Игрушка. Русский сувенир.- М.: Интербук-бизнес , 2002.
- Фенхель А. Кукольные тайны // Маруся 2012 №6, с.56-58.