Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д"

Разделы: Начальная школа


Задачи: познакомить учащихся с буквами Д, д; учить характеризовать звуки; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; расширять кругозор; воспитывать любознательность; совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения.

Обучение УУД: умение мыслить логически; выполнять фонетический разбор слов; оценивать свою учебную деятельность.

Пропедевтика: однокоренные слова.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

У. С каким настроением вы пришли на урок?

У. Каким бы цветом вы его изобразили?

У. Почему кому-то из вас грустно, скучно?

Я надеюсь, что на уроке вам всем станет интересно и уйдёте вы совсем с другим настроением.

У. Почему говорят, что повторенье - мать ученья?

II. Актуализация знаний.

Так давайте повторим некоторые изученные буквы. Я загадываю загадки на тему “Буквы”, а вы отгадывайте и печатайте букву в тетради.

а) На эту букву посмотри она совсем как цифра “три”.

б)

Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

в)

На этой букве, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

г)

Букву на плече носил,
На лугу траву косил.

д)

Букву эту в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка милый не ленись, подойди и подтянись.

е)

Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы”. А между тем получилось буква…

ж) У сосны шалаш приткнулся, какой буквы обернулся?

(В тетради – З, Р, Н, Г, П, М, Л)

У. Что объединяет эти буквы?

Д. Они согласные. Этими буквами обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

У. Какая буква лишняя?

Д. Буква п, т.к. этой буквой обозначают глухие согласные звуки, а другими буквами звонкие согласные звуки.

III. Постановка целей и определение темы урока.

У. Вот вам следующее задание. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Произношу сочетания слов: короткая ночь.

Д. Сочетанию слов короткая ночь противоположно сочетание длинный день. Первое слово в нем начинается со звука [д], второе - со звука [д’]. Значит, тема сегодняшнего урока –“ звуки [д], [д’] и буква, которая их обозначает”.

У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

Д. Цель урока - познакомится со звуками [д], [д’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [д] ,[д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

IV. Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками [д] и [д’].

Учитель показывает детям две картинки. На одной изображен водолаз — рабочий, на другой водолаз — собака.

 У. Ребята, внимательно посмотрите на живые существа, изображенные на картинках. Скажите, можно ли их назвать одним и тем же словом? Если можно, то каким?

Д. На первой картинке изображен водолаз. Это человек, который работает под водой в специальном костюме.

Д. На второй картинке изображена собака. Это порода собак, которые хорошо плавают. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз. Два разных живых существа названы одним и тем же словом — водолаз.

У. Произнесите слово водолаз. Определите, сколько в нем слогов. (Дети произносят.) Д. В слове водолаз три слога.

У. Произнесите слово водолаз, выделяя первый звук во втором слоге.

Д. Вод-д-д-олаз.

У. Произнесите выделенный звук.

Д. Это звук [д].

У. Произнесите звук [д] перед зеркальцем. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

Д. При произнесении звука [д] губы не растягиваются в стороны. Верхние и нижние зубы находятся близко, но не касаются друг друга. Кончик языка упирается в нёбо.

У. Произнесите звук [д] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.

Д. При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твердо. Значит, звук [д] твердый.

У. Дайте короткую характеристику звука [д].

Д. Звук [д] согласный, звонкий, твердый.

У. Профессия водолаза интересная, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например, в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука. Какое это животное?

Д. Это крокодил. В слове крокодил три слога, восемь звуков, из них два одинаковых согласных звука [к].

У. Произнесите слово крокодил, выделяя в нем первый звук третьего слога.

Д. Крокод-д-д-ил.

У. Произнесите этот звук.

Д. Это звук [д'].

У. Произнесите звук [д'] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].

Д. При произнесении звука [д'] средняя часть языка касается нёба.

У. Произнесите звук [д'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.

Д. При произнесении звука [д'] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [и]. Значит, он мягкий.

У. Дайте короткую характеристику звука [д'].

Д. Звук [д'] согласный, твердый, мягкий.

У. Сделайте общий вывод, с какими звуками мы сегодня познакомились, и охарактеризуйте их.

Д. Мы познакомились со звуками [д] и [д']. Звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.

У. Выберите условные обозначения для звуков [д] и [д'].

(Дети выбирают и прикрепляют на доску.)

У. Давайте представим себе, как выполняет свою работу водолаз, и составим об этом коллективный рассказ. В каждом предложении рассказа должна соблюдаться последовательность действий водолаза и должно быть хотя бы одно слово с новым звуком. Скажите в первом предложении, что делает водолаз перед началом работы?

Д. Перед началом работы водолаз проверяет свое оборудование, надевает специальную одежду и акваланг.

У. Кто продолжит рассказ? Что делает водолаз после этого?

Д. После этого с берега, лодки или корабля он постепенно спускается в водоем.

Д. На дне водоема или просто в воде водолаз выполняет работу.

Д. Затем водолаз поднимается наверх.

У. Хороший получился рассказ. Кто сможет повторить его полностью? (Один из учащихся повторяет рассказ. В это время остальные дети с помощью какого-либо условного знака реагируют на услышанные новые звуки [д] или [д'].)

V. Физкультминутка

У. На физкультминутке мы тоже освоим с вами движение погружения в воду и выхода на поверхность. Если в произнесенном мною слове есть звук [д] или [д'], вы погружаетесь в воду и поднимаетесь наверх. Но делать это надо очень медленно, чтобы организм постепенно привыкал к давлению воды. Если в слове нет новых звуков, то вы делаете движения головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.

Спуск, медленно, вода, водоем, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъем.

VI. Продолжение работы по данной теме.

1) Знакомство с новой буквой.

У. Перед вами сейчас будут проплывать рыбки из того водоема, куда спускался наш водолаз. На боку у каждой рыбки напечатано по одной букве. Если вы эту букву знаете, то хлопаете один раз, если не знаете – два раза.

(Показ рыбок с помощью проектора.)

У. Кто знает, как называется новая буква?

Д. Это буква “дэ”.

У. На что похожа буква Д?

Д. Эта буква похожа на крышу домика или на печную трубу.

У. Послушайте стихотворение.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

У. Изобразите букву Д с помощью счетных палочек.

У. Куда надо поместить новую букву на ленту букв?

Д. Мы поместим букву Д на первую строчку, т.к. она согласная. Этой буквой обозначаются твердый и мягкий согласные звуки. Значит, под буквой Д должен быть квадратик, разделенный на две части – синий и зеленый.

У. Давайте поучимся печатать большую и маленькую буквы Д, д.

(Печатание в тетради.)

2). Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.

У. Давайте откроем учебники на стр.105 и прочитаем выделенные слова.

(Учебник “Азбука”, автор В.Г.Горецкий.)

вода водопад водолаз водные подводные

труд трудна

У. Почему именно так разделили слова?

Д. В первой группе все слова относятся к слову вода. Во второй - к слову труд.

У. Ребята, значит, каждую группу слов можно назвать родственными. Они близки по значению и имеют один и тот же корень. Слова первой группы - корень “ вод”, а второй - корень “ труд”. Так же эти слова называются однокоренными.

У. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть подводного мира

отражена в этой записи. Внимательно посмотрите на нее и составьте к ней свое задание.

Д. Надо составить слова, используя одну и ту же геометрическую фигуру.

Д. Первое слово медуза. Его слоги напечатаны в ромбиках. (Учитель последовательно, по мере составления слов детьми, показывает изображения названных детьми предметов.)

У. Какое еще слово вы прочитали?

Д. Слово бельдюга. Его слоги напечатаны в кружочках.

У. Назовите оставшиеся слова.

 

Д. Мидия, дюгонь.

У. Молодцы, ребята! Вы правильно прочитали такие трудные слова. Скажите, что в них есть общее?

Д. Все слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.

Д. Во всех словах есть буква Д.

У. Найдите признаки, с помощью которых три слова из данных четырех можно объединить, а одно — исключить.

Д. В словах бельдюга, медуза, дюгонь буква Д обозначает мягкий звук [д'], а в слове медуза — твердый.

Д. Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а слово дюгонь — два.

Д. В словах бельдюга, медуза, дюгонь ударение падает на второй слог, а в слове мидия — на первый.

У. Внимательно посмотрите на данный текст. Скажите, какую работу надо с ним выполнить?

Водолаз ма..тер на все ..уки. Под ..одой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры..ником, и электро..варщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод без водолаза не о..ойтись. Водолаз заде..ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за..онувший ..ораблъ.

Д. Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его.

(Дети читают текст.)

У. Озаглавьте данный текст, используя для этого одно из имеющихся в нем предложений.

Д. Текст можно озаглавить так: “Водолаз — мастер на все руки”.

У. Как вы понимаете выражение “мастер на все руки"?

Д. Так говорят про человека, который умеет многое делать сам и делает это хорошо.

У. Молодцы, ребята. Хорошо справились с трудным заданием. А теперь прочитайте в учебнике текст про водолазов.

(Учащиеся читают текст.)

У. Какую еще работу выполняют водолазы на дне реки?

Д. Они укрепляют опоры моста, чтобы снова по нему пошли поезда.

У. Да. Работа водолаза опасна, трудна, интересна, приносит огромную пользу.

Давайте вместе повторим предложение - Да, да, да – работа водолаза трудна.

У. Молодцы! Отлично потрудились. Наш урок подходит к концу.

VII. Итог урока.

У. Что нового сегодня узнали на уроке?

Д. Мы узнали много нового о профессии водолаза. Познакомились с новыми звуками и буквой.

У. Охарактеризуйте новые звуки.

Д. Звук [ д ] согласный, звонкий, твердый. Звук [д’] согласный, звонкий, мягкий.

У. Какой буквой обозначаются эти звуки?

Д. Звуки [д] и [д’] обозначаются буквой Д.

Домашнее задание.

У. Пофантазируйте и нарисуйте то, что необычного могут увидеть водолазы на дне водоема.