Цели:
- Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
- Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.
- Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.
- Развивать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приложение 1 (слайд 1)
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).
II. Повторение изученного материала.
1. Учитель:
- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.
Ответ ученика:
- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.
2. Учитель:
- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.
(Приложение 1, слайд 2).
Работа с перфокартой.
Предпол_гать дол_жить сл_жение изл_жение к_снусь изл_гать сл_гаемое прик_снется неприк_сновенный прик_сновение предл_жение предпол_гаемый отл_жить прил_гать распол_житься прик_саться к_сание прил_гательное
Учитель:
- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.
Ответ ученика.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель:
- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
Запись темы урока.
2. Исследовательская работа.
(Приложение 1, слайд 3-4).
На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.
- Запишите эти слова и выделите в них корень.
- Какие это слова? (Однокоренные.)
- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)
- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях
-раст-, -ращ-, -рос-.
Ответ ученика.
3. Знакомство со словами-исключениями.
(Приложение 1, слайд 5-6).
Учитель:
- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.
А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.
Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.
4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).
Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.
Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.
Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)
Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.
IV. Закрепление изученного.
Учитель:
- А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.
1. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9).
Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.
Подчеркнуть изученную орфограмму.
Учитель:
- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!
Вбегают пираты.
Пираты (хором):
- Ага, попались!
Первый пират:
- Сейчас мы вас утопим.
Второй пират:
- Или в плен возьмем.
Учитель:
- Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.
Первый пират:
- Умные, говорите? Пишут грамотно?
Второй пират:
- Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.
Первый пират:
- Ну-ка, кто быстрее и правильнее?
Учитель:
- Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)
2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2).
Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. | Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли. |
Капитаны выполняют задания.
Учитель:
- Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?
Первый пират:
- Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.
Второй пират:
- Тогда уж точно всех в плен возьмем.
Первый пират:
- Или утопим.
Пираты уходят.
Учитель:
- Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.
3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).
а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.
Один ученик выполняет задание у доски.
Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.
б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.
4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).
А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пол..жить, зар..сти, соприк..сается
р..сточек, к..снусь, прир..щение
прил..гательное, к..сательная, отр..сль
Р..стислав, ул..жить, выр..стить
А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
распол..жение, к..сой, пор..сль
упр..стить, прик..саться, сл..гаемое
водор..сли, к..сьба, вл..жение
предпол..жение, отр..сль, выр..щенный
Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.
Учитель:
- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.
5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).
Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)
V. Подведение итогов.
Учитель:
- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.
VI. Домашнее задание.
(Приложение 1, слайд 18-19).
Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).