Необходимое оборудование: сундучок; воздушный шарик (с лентами по количеству детей); портрет К.И. Чуковского; рисунок Федоры; карточки с изображением посуды; карточки с разрезной посудой; медицинский (белый) халат; фонендоскоп; маска Айболита; витаминки (аскорбинки, по числу детей); телеграмма для Айболита; книжки со сказками К.И. Чуковского.
Цель: продолжать знакомство детей с творчеством К.И. Чуковского.
Задачи:
Социализация:
1) развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений;
2) опираясь на иллюстрации из детских книг рассказывать отрывок из знакомых сказок;
3) продолжать учить классифицировать предметы, используя обобщающие слова.
Познание:
1) развивать логико-математические умения детей находить часть от целого (игра “Собери посуду”) и располагать круги в определённой последовательности по цвету;
2) воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Коммуникация:
1) развивать коммуникативные навыки общения, учить работать в подгруппе;
2) активизировать речь детей;
3) развивать логическое мышление и память.
Здоровье: 1) на примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а любите ли вы путешествовать? А на чём вы сейчас хотели бы отправиться в путешествие?
(Дети перечисляют известные им виды транспорта).
Воспитатель: Вы так много всего назвали, что я даже не знаю, какой вид транспорта выбрать. Смотрите, у нас есть “волшебный” сундучок. Давайте обратимся к нему за помощью. Как вы думаете, он нам поможет? Уважаемый сундучок, на чём нам отправиться в путешествие?
(Приоткрывает сундучок, из которого вылетает “волшебный” шарик. К шарику привязаны ленточки по количеству детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы можем полететь на шарике?
(Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие - встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. А полетим мы в страну под названием “Чука”, где и живут эти замечательные сказки.
(Дети берутся руками за ленточки от шарика).
Воспитатель: Вот мы и очутились в стране “Чука”. Посмотрите, нас встречает сам Корней Иванович (указывает на портрет К.И. Чуковского). Сегодня я хочу вам рассказать о Корнее Ивановиче Чуковском. Его стихи приносят нам радость и веселье. Не только вы, но и ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки тоже в детстве читали его сказки “Телефон”, “Тараканище”, “Бармалей” и многие-многие другие. Эти удивительные сказки написаны в стихотворной форме. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды его маленький сынишка заболел и Корней Иванович вёз его в ночном поезде в больницу. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как-то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку: “Жил да был Крокодил, он по улицам ходил...” Мальчик затих и стал слушать. На следующий день он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю. Так Чуковский и стал писателем.
А знаете ли вы сказки Чуковского? Посмотрите и назовите, о какой сказке эта книжка?
(Дети подходят к стенду с иллюстрациями и книжками).
А строчки из сказок вы тоже можете вспомнить?
(Рассматривают на примере 3-4-ёх иллюстраций)
Воспитатель: А давайте сейчас поиграем и вспомним, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки:
1)
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого удалого
Молодого ... (комара). (“Муха-цокотуха”)
2)
И мне не надо
Ни мармелада ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких ... (детей). (“Бармалей”)
3)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает ... (воробей). (“Тараканище”)
4)
Я за свечку, свечка – в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под ... (кровать). (“Мойдодыр”)
5)
Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными ... (грибами). (“Путаница”)
6)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало,
Глянул заинька в окно –
Стало заиньке ... (темно). (“Краденое солнце”)
7)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит.
Десять ночей подряд
Лечит он несчастных ... (зверят). (“Айболит”)
8)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по ... (дорожке). (“Федорино горе”)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И пока мы летим дальше, давайте послушаем отрывок из стихотворения:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок? (“Федорино горе”). Кто его автор? (Корней Чуковский).
Воспитатель (показывает на картинку изображением Федоры): А вот и Федора сидит.
1) Кто помнит, что же с ней случилось? (от неё убежала посуда)
2) Почему убежала? (была грязной)
3) Посмотрите на Федору. Какая она? (неопрятная , неряшливая, грязная)
4) Кого мы называем грязнулями?
5) Почему так важно умываться, содержать в чистоте дом, вещи, которые в нём находятся?
6) Какая посуда ушла от Федоры? Назовите.
7) Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась?
Давайте мы поможем Федоре, отыщем посуду. Подойдём к окну и посмотрим, не видно ли где Федориной посуды.
Физкультминутка: “И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам...”
Воспитатель: А вот и посуда. Давайте мы её соберём и вернём Федоре. (Дети собирают развешанные на стене карточки с посудой, называют её).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот здесь у нас посуда разбитая. Послушайте, как Чуковский об этом говорит:
А за ними блюдца, блюдца,
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
Игра: “Собери посуду” (разрезные картинки).
Воспитатель: Половинки разбитой посуды я вам раздаю, а вторую половину нужно отыскать на столе. (Дети подбирают вторую половину посуды).
Воспитатель: Обрадовалась Федора, что мы ей помогли. И вот что она сказала:
“Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой”.
Воспитатель: Ну, Федоре мы с вами помогли. Отправляемся дальше.
(Звучит музыка. Из-за ширмы выходит доктор Айболит в маске, в медицинском халате, с фонендоскопом).
Воспитатель: Ребята, а кто это? (ответы детей)
Кто может сказать, из какой сказки пришёл к нам сказочный персонаж? (“Айболит”)
Почему у него так много зверей? Как вы думаете?
Давайте мы с вами изобразим бегемотиков, которые “...ухватились за животики, у них у бегемотиков животики болят...”. Как больно им было? (Дети показывают)
Доктору Айболиту нужна помощь чтобы разложить лекарства, они упали и перепутались. Поможем? (Да)
Игра: “Разложи в определенной последовательности”
(Дети стоят за столами и выкладывают круги и лекарства красного и синего цвета в определенной последовательности).
Айболит: Спасибо вам, ребята! Вы мне помогли. Вот вам от меня витамины, чтобы вы были здоровыми. (Раздаёт детям аскорбинки).
Воспитатель: Доктор Айболит, а ты что Вы читаете?
Айболит: Пришла телеграмма о том, что меня ждут в Лим-по-по. Я улетаю! (Уходит за ширму).
Воспитатель: Ну и вот, Айболит улетел и наше путешествие закончилось. Пора возвращаться в детский сад. (Подводит итоги).
Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Кому мы сегодня помогли? И как?
Произведения Чуковского - это весёлые, озорные, удивительные, интересные сказки в стихах, которые можно слушать много-много раз.