Цели урока:
- создать содержательные и организационные условия для усвоения учебного материала по теме “Отряды Грызуны и Зайцеобразные ” на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания;
- актуализировать знания учащихся о роли грызунов и зайцеобразных в живой природе и хозяйственной деятельности человека;
- содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках животных изучаемых отрядов;
- воспитывать ценностный подход к сохранению биологического разнообразия видов в природе;
- способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
- способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся.
Оборудование: рабочие листы, фотографии грызунов и зайцеобразных.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
- Первичный контроль.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Герои нашего урока являются самыми многочисленными как по численности, так и по разнообразию видов среди Млекопитающих. Живут в разных условиях. Роль их в живой природе и жизни человека разнообразна, например, некоторые из видов считаются побочным продуктом цивилизации, развиваясь вместе с нами, и чем сложнее и плотнее человеческое поселение, тем вольготнее они себя чувствуют. Кто же они (ответы детей)
Запись в тетрадь темы урока. (Слайд 1) Установление целей урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний.
Перед вами фотографии представителей Грызунов и Зайцеобразных. По каким признакам их можно отнести к классу Млекопитающих? (Слайд 3,4)
III. Изучение нового материала.
Ребята, как вы думаете, почему животные из отряда Грызуны получили такое название? (ответы детей)
А теперь давайте подумаем, с какими проблемами столкнулись Грызуны в процессе эволюции в связи со своими пищевыми пристрастиями – (пища чаще всего твёрдая, грубая, состоящая из трудно перевариваемой целлюлозы).
Предположите, как Грызуны смогли решить возникшие проблемы – (две пары резцов на челюстях, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу).
Как вы думаете, почему Грызуны постоянно что-то грызут, с чем это связано, к каким последствиям может привести питание мягкой пищей?
Скажите, как Грызуны решают проблему сохранения своей численности – (ранняя половая зрелость, несколько помётов в год, большое количество детёнышей в помёте) (Слайд5)
Работа с учебником, дополнительными материалами (Приложение) (в рабочих листах заполнить схему “Многообразие Отряда Грызуны”) (Слайд 6,7)
А теперь поговорим о Зайцеобразных. Долгое время учёные объединяли Зайцеобразных с Грызунами в один отряд. Почему? (ответы детей)
В настоящее время существует два отряда. Пользуясь дополнительным материалом, найдите признаки сходства и отличия между Грызунами и Зайцеобразными. (Слайд 8)
Все Зайцеобразные делятся на два семейства: Заячьи и Пищуховые.
А теперь давайте заполним схему “Значение Грызунов и Зайцеобразных в биоценозах и жизни человека”. Воспользуемся мыслительными шляпами (Слайд 9, 10, 11)
IV. Физкультминутка
А сейчас давайте немного отдохнём. (Слайд 12)
V. Первичное закрепление.
Аннотация текста (Слайд 13)
План аннотации:
- Название текста.
- Основные идеи текста
- Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
- Противоречия
- Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо)
- Пути решения проблемы
В пустыне Намиб обитает маленький золотистый слепыш, который успешно решил задачу сохранения энергии. Ежедневно после охоты за термитами на поверхности, зверёк зарывается в песок, где и остаётся на 19 и более часов. Под песком температура тела опускается и все процессы в организме замедляются – слепыш впадает в анабиоз. Но чем же он дышит.
VI. Первичный контроль.
Экспертиза текста – найти и исправить ошибки. (Слайд 14,15)
Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи (из отряда Зайцеобразные), Беличьи. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти (две пары на челюстях), не имеющие корней. Для переваривания грубой пищи грызуны имеют сложно устроенный желудок (хорошо развита слепая кишка).
VII. Рефлексия.
Составление синквейна (Слайд 16,17)
- Существительное – название синквейна.
- Два прилагательных (как описание).
- Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон.
- Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).
- Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.
VIII. Информация о домашнем задании. (Слайд 18)
Читать параграф 32, вопрос 3, устные сообщения о Грызунах и Зайцеобразных
Литература.
- Волцит О.В. и др. 1000 тайн животного мира. – М.: АСТ Астрель, 2001
- Моррис Р. Тайны живой природы – М.: РОСМЭН, 1998 г
- Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: РАУБ Цитадель, 1997
- Энциклопедия – Азбука природы. – М.: Ридерз Дайджест, 1997
- http://www.all-about-pets.ru/recomendation/63-interesnye-fakty-o-gryzunah.html
- http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=620&art=7445.
- http://factopedia.ru/tags/gryzuny
Рабочий лист
“Значение Грызунов и Зайцеобразных в биоценозах и жизни человека”
“Многообразие Отряда Грызуны”
План аннотации:
- Название текста.
- Основные идеи текста
- Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
- Противоречия
- Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо)
- Пути решения проблемы
В пустыне Намиб обитает маленький золотистый слепыш, который успешно решил задачу сохранения энергии. Ежедневно после охоты за термитами на поверхности, зверёк зарывается в песок, где и остаётся на 19 и более часов. Под песком температура тела опускается и все процессы в организме замедляются – слепыш впадает в анабиоз. Но чем же он дышит?
Экспертиза текста
Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. Для переваривания грубой пищи грызуны имеют сложно устроенный желудок.
Составление синквейна
- Существительное – название синквейна.
- Два прилагательных (как описание).
- Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон.
- Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).
- Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.