Упражнение в правильном употреблении личных местоимений в речи

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (440 кБ)


Цель: систематизация знаний учащихся о личных местоимениях.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, активно используемой в общении;
  • учить детей лаконично аргументировать свой ответ;
  • воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Методы и принципы обучения: фронтальный, индивидуальный, дифференцированный, интерактивный, информационно-коммуникативный.

Инновационность состоит в том, что учащиеся учатся основам анализа языкового материала, при этом активно используются возможности мультимедийной техники.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, презентация, перфокарты.

Ожидаемые результаты: ученики активно используют в общении местоимения, могут выполнить морфологический разбор данной части речи, имеют высокий уровень учебной активность при исследовании языкового материала, возникала мотивация к аргументации своих ответов.

Ход урока

I. Словарная работа.

- Вспомним словарные слова и запишем их в тетради под диктовку: Ворона, язык, коровы, вагон, граммы, агроном, салюты.

Слайд 3

- Приготовили зелёные ручки и начинаем самопроверку на основе сравнения своей работы с эталоном на слайде.

- Оцените свою учебную деятельность – на полях зелёной ручкой поставьте себе оценку за эту работу.

II. Работа над понятием.

- Посмотрите внимательно, что же ещё объединяет эти слова? (Как в игре “Слово в слове”, всех этих словах спрятались другие слова- местоимения).

- Назовите встретившиеся вам местоимения. (При этом дети одновременно работают в рабочих тетрадях и подчёркивают найденные слова-местоимения.)

Слайд 3

- Почему местоимения так называют? (Они используются вместо имени существительного)

- Данные местоимения имеют общее название. Какое? (Это личные местоимения) Почему?

- Как можно классифицировать данные местоимения? (Можно разбить данные слова на две группы: единственное и множественное число. Можно представить в виде трёх групп в зависимости от лица.)

- Возможен ли вариант, объединяющий две предложенные классификации? (Да, если это всё представить в виде таблицы)

- Распределяем местоимения в таблице.

  1 лицо 2 лицо 3 лицо
Единственное число      
Множественное число      

Дети на классной доске по очереди заполняют таблицу.

  1 лицо 2 лицо 3 лицо
Единственное число я ты он, она, оно
Множественное число мы вы  

В процессе заполнения таблицы, учащиеся выясняют, что не хватает ещё одного личного местоимения ОНИ, поэтому к словарным словам дописывается слово КОНИ. На слайде также появляется это слово.

Слайд 3

- Чтобы легче было запомнить все личные местоимения, прочитаем правило-стихотворение.

Слайд 4

III. Физкульминутка. Слайд 5

- Пришло время отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!

- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.

  • дети
  • они
  • дело
  • оно
  • им
  • мел
  • пью
  • его
  • около
  • мне
  • ты
  • пенал
  • спать
  • вы

IV. Тренировочные упражнения.

- Что же оказалось наиболее сложным при выполнении физкультминутки? Почему? (Сложнее всего было определить на слух местоимения не из таблицы.)

- Как же вы справлялись с возникшей трудностью? (Надо было ставить все местоимения в начальную форму – именительный падеж, единственное число.)

- Давайте повторим это тренировочное упражнение (слайд).

Слайд 6

Проверьте, все ли из данных слов являются местоимениями. Аргументируйте свой ответ. (Дети классифицируют данные слова по частям речи, дают объяснения по каждому слову. В результате фронтальной работы на слайде высвечиваются только местоимения, которые записываются в тетради.)

Слайд 7

- Выпишите местоимения, которые стоят не в начальной форме, определите у них начальную форму, лицо, число и падеж.

- Проверяем свою работу по образцу на слайде.

Слайд 7

- Почему при определении падежа мы добавляем предлог В? (Местоимения изменяются по падежам и могут стоять в разных пажедных формах.)

- Если местоимения изменяются по падежам, то, значит, они связаны с предлогами. Как же следует писать местоимение с предлогом? (Правило)

- Давайте проверим наше правило в действии. Работаем устно (слайд).

Слайд 8

IV. Самостоятельная работа.

- Запишите словосочетания, открывая скобки.

Слайд 9

- Самопроверка с выставлением оценки за работу на полях.

Слайд 10

- С каким правилом вы ещё встретились при выполнении задания?

- Где можно было найти подсказку в случае сомнения?

V. Экспесс-проверка знаний.

- Приготовили перфокарты.

- Мы начинаем игру “Да-нетка”. Ваша задача – определить, согласны ли вы с моим утверждением и в соответствующей колонке поставить “крестик” или “плюс”. Работаем чётко и быстро.

Слайд 10

 

да

нет

Утверждения

1.

 

+

Местоимения изменяются по временам.

2.

 

+

Местоимения в предложении могут быть только подлежащим.

3.

+

  Личные местоимения могут изменяться по падежам.

4.

+

  Во множественном числе местоимения по родам не изменяются.

5.

+

  Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

6.

 

+

У местоимений могут быть приставки.

7.

 

+

У местоимений нет начальной формы.

Учащиеся завершают работу, достают свой бланк ответов из перфокарты, соединяют “крестики” в рисунок.

Слайд 11

- Покажите мне ваш рисунок и мы определим, кто же безошибочно выполнил задание.

VI. Подведение итогов урока.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, у кого из вас все письменные работы при самопроверки оказались выполненными на отлично? У кого встретилась 1-2 ошибки?

- Что на уроке оказалось наиболее трудным?

Домашнее задание: часть 2, с. 45-46, упр. 34.