Цель: систематизация знаний учащихся о личных местоимениях.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о местоимении как части речи, активно используемой в общении;
- учить детей лаконично аргументировать свой ответ;
- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Методы и принципы обучения: фронтальный, индивидуальный, дифференцированный, интерактивный, информационно-коммуникативный.
Инновационность состоит в том, что учащиеся учатся основам анализа языкового материала, при этом активно используются возможности мультимедийной техники.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, презентация, перфокарты.
Ожидаемые результаты: ученики активно используют в общении местоимения, могут выполнить морфологический разбор данной части речи, имеют высокий уровень учебной активность при исследовании языкового материала, возникала мотивация к аргументации своих ответов.
Ход урока
I. Словарная работа.
- Вспомним словарные слова и запишем их в тетради под диктовку: Ворона, язык, коровы, вагон, граммы, агроном, салюты.
Слайд 3
- Приготовили зелёные ручки и начинаем самопроверку на основе сравнения своей работы с эталоном на слайде.
- Оцените свою учебную деятельность – на полях зелёной ручкой поставьте себе оценку за эту работу.
II. Работа над понятием.
- Посмотрите внимательно, что же ещё объединяет эти слова? (Как в игре “Слово в слове”, всех этих словах спрятались другие слова- местоимения).
- Назовите встретившиеся вам местоимения. (При этом дети одновременно работают в рабочих тетрадях и подчёркивают найденные слова-местоимения.)
Слайд 3
- Почему местоимения так называют? (Они используются вместо имени существительного)
- Данные местоимения имеют общее название. Какое? (Это личные местоимения) Почему?
- Как можно классифицировать данные местоимения? (Можно разбить данные слова на две группы: единственное и множественное число. Можно представить в виде трёх групп в зависимости от лица.)
- Возможен ли вариант, объединяющий две предложенные классификации? (Да, если это всё представить в виде таблицы)
- Распределяем местоимения в таблице.
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
Единственное число | |||
Множественное число |
Дети на классной доске по очереди заполняют таблицу.
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |
Единственное число | я | ты | он, она, оно |
Множественное число | мы | вы |
В процессе заполнения таблицы, учащиеся выясняют, что не хватает ещё одного личного местоимения ОНИ, поэтому к словарным словам дописывается слово КОНИ. На слайде также появляется это слово.
Слайд 3
- Чтобы легче было запомнить все личные местоимения, прочитаем правило-стихотворение.
Слайд 4
III. Физкульминутка. Слайд 5
- Пришло время отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!
- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.
|
|
IV. Тренировочные упражнения.
- Что же оказалось наиболее сложным при выполнении физкультминутки? Почему? (Сложнее всего было определить на слух местоимения не из таблицы.)
- Как же вы справлялись с возникшей трудностью? (Надо было ставить все местоимения в начальную форму – именительный падеж, единственное число.)
- Давайте повторим это тренировочное упражнение (слайд).
Слайд 6
Проверьте, все ли из данных слов являются местоимениями. Аргументируйте свой ответ. (Дети классифицируют данные слова по частям речи, дают объяснения по каждому слову. В результате фронтальной работы на слайде высвечиваются только местоимения, которые записываются в тетради.)
Слайд 7
- Выпишите местоимения, которые стоят не в начальной форме, определите у них начальную форму, лицо, число и падеж.
- Проверяем свою работу по образцу на слайде.
Слайд 7
- Почему при определении падежа мы добавляем предлог В? (Местоимения изменяются по падежам и могут стоять в разных пажедных формах.)
- Если местоимения изменяются по падежам, то, значит, они связаны с предлогами. Как же следует писать местоимение с предлогом? (Правило)
- Давайте проверим наше правило в действии. Работаем устно (слайд).
Слайд 8
IV. Самостоятельная работа.
- Запишите словосочетания, открывая скобки.
Слайд 9
- Самопроверка с выставлением оценки за работу на полях.
Слайд 10
- С каким правилом вы ещё встретились при выполнении задания?
- Где можно было найти подсказку в случае сомнения?
V. Экспесс-проверка знаний.
- Приготовили перфокарты.
- Мы начинаем игру “Да-нетка”. Ваша задача – определить, согласны ли вы с моим утверждением и в соответствующей колонке поставить “крестик” или “плюс”. Работаем чётко и быстро.
Слайд 10
да |
нет |
Утверждения | |
1. |
+ |
Местоимения изменяются по временам. | |
2. |
+ |
Местоимения в предложении могут быть только подлежащим. | |
3. |
+ |
Личные местоимения могут изменяться по падежам. | |
4. |
+ |
Во множественном числе местоимения по родам не изменяются. | |
5. |
+ |
Местоимения с предлогами пишутся раздельно. | |
6. |
+ |
У местоимений могут быть приставки. | |
7. |
+ |
У местоимений нет начальной формы. |
Учащиеся завершают работу, достают свой бланк ответов из перфокарты, соединяют “крестики” в рисунок.
Слайд 11
- Покажите мне ваш рисунок и мы определим, кто же безошибочно выполнил задание.
VI. Подведение итогов урока.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, у кого из вас все письменные работы при самопроверки оказались выполненными на отлично? У кого встретилась 1-2 ошибки?
- Что на уроке оказалось наиболее трудным?
Домашнее задание: часть 2, с. 45-46, упр. 34.