Цели урока: (слайд 2)
- Формирование алгоритмов умножения и деления степеней, возведение в степень выражений.
- Выработка умения строить графики прямой пропорциональности (у = kx, у = kx + b).
- Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умение контролировать свои действия.
Задачи урока: (слайд 3)
- Не производя построения графика функции, определить, принадлежит ли точка данному графику или нет, а также уметь находить точку пересечения графиков линейных функций, не строя графики.
- Развивать умения и навыки умножения, деления и возведения в степень выражений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование урока: мультимедийная доска, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашней работы (слайд 4)
По вариантам, обмен тетрадями с соседом, решение через мультимедийный проектор.
Вариант 1
- а) 0,4 • (–5)2 –16 • (0,5)4; б) (– 0,5)3 – (– 1,83)0.
- 5 – х2 при х = – 3.
- а) (n4)2 • n5; б) (у • у6) : у5; в) (– 4аb)3.
- а) 0,42 • 2502; б) (25 • 54) : 55.
- (((–х)2)3)4.
Вариант 2
1.а) 625 • (0,2)4 – 0,05 • (–10)2; б) (– 0,89)0 – 0,23.
2. 1 – х5 при х = – 1.
3.а) (с3)5 • с4; б) (х4 • х) : х3; в) (– 3ху)4.
4.а) 1,254 • 84; б) 614 : (36• 610).
5. (((– х)3)4)2.
Простым карандашом выставить оценку соседу по парте на полях тетради.
II. Устная работа
1. Сравните с нулем значения выражений: (слайд 5)
(– 3,8)2; (– 17,5)3; – 552; – 80; – 163; 90.
2. Укажите, равно ли значение выражения нулю, положительному или отрицательному числу (соедините стрелками данные таблички): [6] (слайд 6)
3. Вычислите наиболее рациональным способом: (слайд 7)
а) 0,63 • 53; б) 42 • 52; в) – 23 • 0,53.
4. Упростите выражение (d6 • (d3)3) : (d7)2.
5. Впишите пропущенные числа вместо вопроса: (слайд 8)
а) (с?)3 • с9 = с15;
б) х7 • (х?)2 • х = х18;
в) у12 : у? = у7.
IV.Повторение
Давайте вспомним и поговорим на тему «Графики прямой пропорциональности»
1. Дайте характеристику каждому из графиков функций:
а) у = – 2; б) у = 4х; в) у = 2х – 1; г) у = 2х + 3. (слайд 9)
Ответы: а) у = – 2 – график линейной функции, ордината равна –2 при любом значении x. График функции параллелен оси Ох. (слайд 10)
б) у = 4х, k = 4 > 0, b = 0. График прямой пропорциональности, проходит в I и III координатных четвертях, проходит через точку – начало координат. Для построения графика достаточно построить только одну точку. (слайд 11)
в) у = 2х – 1; г) у = 2х + 3 – графики линейной функции, для построения необходимо задать две точки (а;0) и (0;в). Т.к. k = 2 > 0, b =/= 0 (k – равны). Графики функций параллельны. (слайд 12)
2. Принадлежит ли графику функции у = 3х точка М(– 3; 9)? (слайд 13)
Ответ: Так как точка М(– 3; 9) принадлежит II координатной четверти, а график прямой пропорциональности (k = 3 > 0) проходит в I и III координатных четвертях, то точка М(– 3; 9) не принадлежит графику функции у = 3х. (слайд 14)
3. Найдите координаты точек пересечения графиков у = – 2х + 3 и у = 4х – 3. (слайд 15)
Ответ: Р (1; 1)
4. В одной и той же системе координат постройте графики функций: у = 3; у = 2х; у = 3х – 2; у = – 2х + 3. (слайд 16)
Ответ: (слайд 17)
V. Тестирование
У каждого обучающегося тест на парте.
Вариант 1 (слайды 18-19)
1. Выполните действия:
а) х8 • х14;
А) х17
Б) х6
В) х22б) х18 : х5;
А) х23
Б) х13
В) х11в) (х4)3 • х15;
А) х22
Б) х19
В) х27.г) (– 2а3b)5.
А) 2а3b5
Б) 32а8b5
В) –32а15b5
2. Из данных выражений найдите те, которые равны 81: [6]
а) 34; б) (– 9)2; в) – 34; г) – 92; д) – (– 9)2; е) – (– 3)4; ж) – (– 81)1.
3. Найдите значение выражения (55)2 • 511 : 519.
А) 125
Б) 25
В) 10.
4. Вычислите значения выражений:
а) (– 3 • 22)2;
б) 3 • (– 2)2;
в) – 3 • 22;
г) – (3 • 2)2.
Вариант 2 (слайды 20-21)
1. Выполните действия:
а) х9 • х15;
А) х24
Б) х6
В) х27.б) х13:х5;
А) х18
Б) х6
В) х10в) (х2)3 •х12;
А) х14
Б) х18
В) х17г) (–3а3b)4
А)12 а3 b4
Б) 81а12b4
В) –81а12b4.
1. Из данных выражений найдите те, которые равны 64:
а) 43; б) (–8)2; в) – 43; г) –82; д) – (–8)2; е) – (–4)3; ж) – (– 64)1.
2. Найдите значение выражения (73)2 • 713 : 717.
А) 7
Б) 14
В) 49.
3. Вычислите значения выражений:
а) ( – 4 • 22)2;
б) 4 • (– 2)2;
в) – 4 • 22;
г) – (4 • 2)2
Коды ответов через проектор на доску. Обучающиеся ставят себе простым карандашом оценку. (слайд 22)
VI. Домашнее задание (слайд 23)
Контрольные вопросы на стр. 101, n. 18-20, № 448, 450, 535.
VII. Итог урока
Ребята анализируют урок самостоятельно.
Благодарю обучающихся за урок. (слайд 24)
Литература
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7. М.,
Просвещение, 2011.
2. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Математика ГИА.
Методическое пособие. 9 класс. Сборник заданий. М.,
издательство «Экзамен», 2012.
3. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении
математике. – М., Просвещение,1995.
4. Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Тематический
контроль по алгебре. 7 класс. – М., Интеллект
–центр,1999.
5. Сборник текстовых заданий для тематического
контроля и итогового. Алгебра 7класс. – М.,
Интеллект-центр, 2000.
6. Предметно учебно-методическая газета
«Математика». Издательский дом «Первое
сентября», 2004.