Классный час "В дружбе ‒ сила". 5-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 5


Цели: углубить представление подростков о дружбе, формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе, побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Задачи:

  • Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и её значение в жизни каждого человека.
  • Способствовать формированию умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.
  • Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Форма проведения: нравственная беседа.

Оформление: на доске изречения: "Без истинной дружбы жизнь - ничто" (Цицерон), "Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга" (У. Шекспир), "Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей" (Н. Макиавелли), плакат "Правила дружбы".

Оборудование: а/з песни "Песенка о дружбе", музыкальный центр.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Словарная работа "Знакомый, приятель, товарищ, друг".
  3. Проблемная ситуация "Как выбрать друга".
  4. Притча.
  5. Игра "Подбери пословицу".
  6. Стихотворение "Друзья".
  7. Правила дружбы.
  8. Заключительное слово.

Ход классного часа

1. Вступительное слово.

Уч. - Наш разговор будет посвящен очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово - ДРУЖБА.

Известный историк древности Платон сказал, что "дружба - это соучастие в благих делах и испытаниях".

Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести элексир дружбы. Выпил его - и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать - нет друзей, нет обязательств, ты свободен.

По-разному трактуется слово "ДРУЖБА".

Кто-то говорит, что дружба - это схожесть характеров, внутренняя потребность быть рядом.

Другие говорят, что дружба - это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров.

Уч. - Что же такое дружба? (ответы детей).

Вывод: Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Иметь друга - великое благо.

2. Словарная работа "Знакомый, приятель, товарищ, друг".

Уч. - Представьте, что к нам в класс пришёл репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нём вас привлекает?

Примерные ответы детей:

- Дружу с : С ним интересно, он много читает.

- Дружу с : Мы дружим с детского сада, дружат наши родители.

- Дружу с : Живём в одном дворе, ходим в одну спортивную секцию.

- Дружу с : Любим одинаковую музыку, болеем за одну команду.

- Дружу с : Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем прочитанное.

Уч. - Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова "друг". И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова "товарищ", "знакомый", "приятель". Как вы считаете, можно ли назвать эти слова синонимами? Как бы вы расположили эти слова по степени важности?

(Знакомый, приятель, товарищ, друг).

Уч. - А теперь вы сможете уверенно сказать, когда и какое слово употребить. Закончите предложения:

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать : (знакомый).

О человеке, с которым время от времени обсуждаете спортивные матчи, фильм, какие-то события, вы можете сказать :(приятель).

Об однокласснике, с которым за 5 лет съеден пуд соли, скажете :(товарищ).

О человеке, которому вы доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете :. (друг).

3. Проблемная ситуация "Как выбрать друга".

Уч. - Послушайте рассказ.

": У Миши было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их "три мушкетёра". Они подружились ещё в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроём болели за "Спартак", все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придётся выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?

С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на кармане расходы, и Олег не вылезал из зала игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они прибегали в "игровуху" вместо школы. Это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они как белые люди, трясут "однорукого бандита", да ещё и выигрывают деньги!

Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном - и Мишка старался во всём подражать ему.

Ну а с Денисом они встречались редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но самое противное - он постоянно критиковал Мишку за прогулы, за то, что бросил спорт, за то что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать "Олег или Денис".

Уч. - Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них мнимый друг, а кто настоящий?

Примерные ответы детей: -Нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет. У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке нужно добиваться всего своим умом.

- Олег - плохой товарищ, он думает только о себе, а Денис - хороший, он критикует Мишку, значит, желает ему добра. Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он ответственный.

- Мишка легко поддаётся влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.

- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от пагубной привычки

- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.

4. Притча.

Уч. - Прочитайте 105-е наставление из "Книги о воспитании" Каюма Насыри и сформулируйте качества, необходимые для настоящего друга.

"Один мудрец сказал сыну: "О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом - слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случиться пойти к такому за помощью - испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи также стороной разиню и труса, с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия"

(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным и смелым).

5. Игра "Подбери пословицу".

Друга можно найти, но очень легко его потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Друга иметь - себя не жалеть.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Уч. - Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них всё перепутано. Помогите разобраться. (Дети находят соответствующую концовку к началу пословицы).

Кто старых друзей забывает, а товарища выручай.
Дружба крепка не лестью, лучше новых двух.
Птица сильна крыльями, а тот, кто на ум наставляет.
Старый друг а правдой и честью.
Не имей сто рублей, а человек - дружбой.
Сам погибай, тот новых не наживёт.
Не тот друг, кто потакает, а имей сто друзей.

Молодцы! Справились с заданием.

6. Стихотворение "Друзья".

Уч. - Послушайте стихотворение "Друзья" (читает ученик).

Мы с соседом Петькой -
Верные друзья.
Он получит двойку -
Получаю я.
Вместе мяч гоняем,
Вместе лёд сосём,
На уроке пения
Громче всех поём.
Он залез в малину -
Я малину рву.
Он порвёт штанину -
Я свою порву.
Мы всегда весёлые,
Мы навек друзья.
Потеряй он голову -
Потеряю я.

Уч. - Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?

7. Правила дружбы.

Уч. - Ребята, а как вы думаете, есть ли у дружбы свои правила, свои законы. Дети дают свои ответы, затем открывается плакат "Законы дружбы".

  1. Не спорь с другом по пустякам, не ссорься.
  2. Не ябедничай, лучше помоги.
  3. В разговоре и игре не будь грубым, не кричи.
  4. Помоги другу в беде.
  5. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
  6. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
  7. Доверяй другу.
  8. Умей хранить чужую тайну.

Уч. - Конечно, существует много законов дружбы. Но это основные. Если мы в классе будем следовать этим правилам, мы будем сильными, непобедимыми. И все, глядя на наш класс, сделают вывод, что вся сила - в дружбе.

8. Заключительное слово.

Уч. - Ребята, давайте вместе и каждый подумаем над всем тем, о чём мы говорили сегодня, будем стараться воплощать сказанное в нашу классную жизнь. И начнём с того, что встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и подарим друг другу "Песню о дружбе". (Звучит песня).

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды, это просто.
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто.

Припев: Воскресенье, суббота.
Дружба - это не работа./2раза

Есть друзья, а для них -
У друзей нет выходных!
Если свалится счастье, подели его на части
И раздай всем друзьям, это просто.
А когда будет надо, все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.