Проект "Математическое воспитание детей дошкольного возраста"

Разделы: Математика


Введение

Данный проект направлен на воспитание и формирование математических представлений детей дошкольного возраста в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 “Незабудка” общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей II категории в городе Сургуте.

Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  2. “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации” (от 9.12.2004г).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 “Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности”. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. №164.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.12660-10.
  5. Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008г.).
  6. ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года

Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.

Новизна состоит в работе с разновозрастными детьми группы от 3 до 7 лет в рамках единого образовательного пространства (ЕОП) дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 “Незабудка”.

Актуальность

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.

Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.

- Развивать высокую познавательную мотивацию;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” -   школе;

- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе, позволяющий им поступать в любые элитные учебные заведения;

- Формировать широкую любознательность;

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;

- Развивать умения “добывать” знания из разных источников;

- Формировать чувства ответственности за начатое дело.

Для достижения поставленных задач нужна такая, форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.(Приложение 3 таблицы: 4-8)

Управленческо-кадровый аспект

Управление проектом осуществляется заведующим и заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 90 “Незабудка”, в функциональные обязанности которых входит:

  1. Заключение договоров со школами № 30 и 46.
  2. Подготовка отчетной документации.

Учебно-воспитательный процесс организует воспитатель:

  1. Планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
  2. Построение математически развивающей среды в дошкольном учреждении.
  3. Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на математическое развитие детей.
  4. Активное участие родителей в образовании дошкольников.
  5. Диагностика уровня развития детей.

Управление проектом осуществляется по направлениям:

Организационно-управленческая деятельность

  • Контроль педагогического процесса организации и проведения сюжетно-ролевой игры.
  • Координирование взаимодействия между педагогами, родителями.
  • Организация работы по воспитанию детей с родителями и лицами их заменяющими.
  • Создание условий для развития социальной компетентности воспитанников.

Методическая деятельность

  • Обеспечение методического оснащения образовательного процесса.
  • Повышение творческой инициативы педагогов в данном направлении.
  • Анализ собственной деятельности педагогами с целью ее совершенствования.
  • Использование современных технических средств обучения воспитанников.

Экспертная деятельность

  • Диагностика уровней сформированности математического развития и поисково-исследовательских навыков в процессе экспериментальной деятельности.
  • Анализ полученных результатов диагностирования.

Я считаю, что обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при умелом сочетании игровых методов и методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически. Постепенный переход от интереса детей к игре, к учению совершенно естествен. Игра-творчество, игра-труд. В процессе дидактических игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс развития интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра – не самоцель, а средство обучения и воспитания.[18, с.4].

Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дошкольнику легче осмыслить пространственные и временные отношения, чем причинно- следственные связи.

Содержание проекта

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.
  2. Взаимодействие “дети – математика” учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче развить у него социальную компетентность и сформировать устойчивые привычки к математике.
  3. Социальная безопасность. Необходимо воспитывать соблюдение определенных норм и правил поведения, потому что неправильные действия опасны для жизни и здоровья как самого ребенка, так и окружающих.
  4. Самоорганизация, саморегуляция и самовоспитание. Осознание детьми выполнения правил безопасного и правопослушного поведения. Это умение регулировать свое поведение и замечать нарушения правил сверстниками и взрослыми.

Основные направления реализации проекта:

1. Отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются подвижными играми;

2. Имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу;

3. Материалы размещаются на открытых полках;

4. Для разрезных картинок – головоломок выделена отдельная полка;

5. Создание среды и материалов для реализации раскрытия логического мышления в детском саду;

6. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования;

7. Математическое просвещение родителей.

Алгоритм разработки проекта (Приложение 3 таблица №1)

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный: 2009 – 2010 учебный год (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики).

2 этап – основной: 2010 – 2011 учебный год (создание развивающей среды; организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на математическое воспитание дошкольников. Разработка диагностического инструментария; привлечение родителей; апробация проекта).

3 этап – заключительный: 2011 – 2012 учебный год (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Распределение деятельности по этапам проекта (Приложение 3 таблица №2)

Возрастные особенности дошкольников

К началу дошкольного детства (3 года) восприятие ребенка развито настолько, что у него накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Однако эти представления ещё неполноценны. Они не позволяют ребенку строить ясные и точные образы предметов. Начиная с 3-летнего возраста, ребенок пробует сознательно рисовать, конструировать, лепить. Рисование, конструирование, лепка, аппликация получили в педагогической психологии название продуктивных видов деятельности, потому что их результатом является получение определенного продукта – рисунка, конструкции и другое. Хотя ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, для развития восприятия большее, нежели игра, значение имеют продуктивные виды деятельности. В процессе знакомства с этими видами деятельности восприятие ребенка полностью “очеловечивается”, достигает высокого уровня развития.

Но для таких сложных видов деятельности восприятие ребенка ещё не приспособлено. Младшие дошкольники пока не умеют расчленять формы, соотносить отдельные части в целой постройке или в составленной мозаике, лепить, рисовать, передавая отдельные части, нужный цвет, форму изображаемого предмета.

Для того чтобы рисунки, конструкции, с одной стороны, удовлетворяли эстетическим требованиям, а с другой – были бы все-таки похожи на изображаемую реальность, само восприятие должно сначала стать аналитическим. Когда взрослый человек попадает в незнакомый город, он обычно обращает внимание на архитектуру данного города, при этом невольно рассматривая форму зданий (прямоугольное, квадратное, овальное, круглое, с куполом и прочее). Таким образом осуществляется анализ свойств разных предметов, отнесение их к определенному образцу, эталону. В процессе производственной, художественной и других видов деятельности человеком были выделены чувственные качества вещей, их свойства (геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, языковые фонемы), которые и представляют собой одиночные эталоны или системы эталонов (ряд величин, светлот, музыкальных тонов и другие). В рисовании, конструировании, аппликации сам материал соответствует этим эталонам. Формы конструктора – формы геометрические; цвета красок или карандашей – это цвета солнечного спектра с различными оттенками и насыщенностью. Действуя с этими предметами, ребенок учится их применять, а значит, и “видеть”. Однако процесс этот редко бывает самостоятельным, потому что взрослые вмешиваются в него, отвечая на вопросы детей, показывая те или иные свойства предметов.

На 4-м году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец (эталон), при сравнении с которым можно определить форму предмета. Но запоминание не должно быть механическим, нельзя ограничиваться простым показом и называнием форм. Лучше поиграть с ребенком, используя различные находящиеся под рукой предметы: блюдце, пуговицу, мяч (круглые); флажок, морковь (треугольные); платок, карточка лото, строительный материал (квадратные); яйцо, огурец (овальные). Все эти или другие аналогичные по форме предметы надо дать рассмотреть ребенку. Потом взять вырезанные из одноцветной бумаги геометрические образцы (круг, треугольник, квадрат, овал) и предложить их ребенку последовательно, по одному, например: показать круг – назвать его. Затем пусть ребенок назовет его самостоятельно, выберет (сначала с помощью взрослого, а потом сам) из лежащих перед ним предметов круглые и положит рядом с образцом. То же самое повторите с квадратом, а далее с овалом. Для одного занятия достаточно, чтобы ребенок подбирал предметы не более, чем к трем формам. Подобное задание можно усложнить, увеличив количество форм и предметов. Это же задание будет ещё сложнее, если вместо реальных предметов разной формы предложить детям картинки с изображением предметов разной формы, оставив в качестве образцов те же самые геометрические фигуры.

Неизменным успехом пользуется у детей от3 до 5 лет дидактическая игра “Волшебный мешочек”. Смысл её состоит в том, что дети на ощупь отгадывают фигуры разной геометрической формы. Затем можно видоизменить игру следующим образом: показать ребенку предмет определенной формы и попросить отыскать подобный в мешочке на ощупь.

Можно также обратить внимание малыша на окружающие предметы с тем, чтобы он научился выделять основную форму больших предметов: стола (прямоугольный, квадратный), стул (овальный, прямоугольный), шкафа, кресла и прочее.

На 5-м году жизни для развития восприятия ребенка полезно, научить его умению зрительно расчленять форму предметов на заданные части. Для этой цели использовать разрезные картинки, которые продаются в магазинах игрушек: показать ребенку, как сначала из двух, затем из трех и более (но не больше шести) частей складывается целая картинка. Следует помнить о необходимости называния всего предмета в целом и отдельных его частей (например, звездочка – многоугольник, состоящий из нескольких треугольников).

Ребенок растет, и по мере его взросления усложняются, становятся лучше, красивее, точнее возводимые им сооружения, создаваемые рисунки. Восприятие дошкольника совершенствуется с каждым годом.

После 5 лет продуктивная деятельность дошкольников приобретает значительную самостоятельность. Естественно, что родители стараются не мешать творческим проявлениям детей. Однако и в старшем дошкольном возрасте полезно направлять восприятие формы, обучая ребенка подробному словесному описанию сложных форм, узнаванию самых разных предметов по словесному описанию. Всем известно, как дети любят угадывать. Неплохо поиграть в “угадайку”: взрослый рассказывает историю о ком-нибудь (о звере, о птице) или о чем-нибудь, не называя предмета, а давая его словесное описание, основанное на внешней форме. Например, рассказывая о вазе, взрослый говорит: “В этой комнате есть что-то, я не скажу тебе, как это называется, но ты попробуй угадать - оно снизу овальное и широкое, а сверху – узкое и длинное, с круглым горлышком”. Начинает игру взрослый, загадывая предметы, а затем ведущим становится ребенок. Для аналогичной игры особенно подходят прогулки с детьми: ведь цветы, деревья, листья, бабочки, стрекозы – богатейшая природная кладовая форм. Сначала взрослый описывает какое-нибудь растение, потом – ребенок. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему узнать форму, задавая наводящие вопросы.

Многие родители делают детям из бумаги пилотки, кораблики, драконов и прочее. Такое бумажное конструирование с удовольствием выполняется детьми после 5-6 лет. Оно формирует умение расчленять на составляющие части сложную форму, устанавливать расположение частей, связав их между собой. После такого анализа у ребенка складываются образы предметов, и он оказывается в состоянии не только самостоятельно, но и творчески создавать новые бумажные конструкции (зверей, кукол и других).

В последнее время издано достаточное количество популярной и специальной литературы по развитию основ и самого логического мышления. Хочется отметить такие пособия, как “Развитие логического мышления детей” Л.Ф.Тихомировой, А.В.Басова, С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина и другие, которые содержат богатый практический материал по работе с детьми дошкольного, младшего школьного возраста.[3, с.6].

Проанализировав педагогическую литературу, наблюдая за связью дошкольного и школьного образования, а так же беря во внимание сегодняшний проект образования, я предпочла такую тему, как: “Раскрытие способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста по средством дидактических игр”.

Моей задачей является раскрыть математические способности и, насколько возможно, подготовить детей к последующему усвоению систематического курса математики, обратить внимание родителей на выявленные способности ребенка к математическому мышлению. Я разработала перспективные тематические планы и опорные конспекты для детей младших, средних и старших групп. Систематизировала дидактические игры и упражнения по раскрытию способностей и задатков математического мышления. Изготовила пособия для развития логического мышления. Также разработала перспективные планы по осуществлению взаимосвязи с родителями и педагогами. (Приложение 3 Таблица №9, 10)

На основе диагностического материала: Канаева Б.И., Кудрина Г.Я., Соколова, Ильина М.Н. и методических рекомендаций: А.З.Зак, Тихомирова Л.Ф., Щербакова Е.И., Скорлупова О.А., я разработала диагностический инструментарий. За основу уровней интереса и склонности детей младшего и среднего дошкольного возраста была взята трёхуровневая шкала по методу Б.И.Канаева.

“-” - Уровень ниже нормы - ребенок может выполнить задание, только с помощью воспитателя; нередко он затрудняется в оперировании сенсорными эталонами;

“+” - Уровень “нормативный” - ребенок самостоятельно называет форму геометрических фигур, предметов, группирует их по различным признакам; нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий с предметами;

.” - Уровень “опережающего развития” - ребенок очень хорошо ориентируется в изученных сенсорных эталонах, сравнивает и группирует предметы по различным признакам (форма, цвет, величина); самостоятельно выявляет отношения равенства - неравенства, свободно оперирует числами. Точно выполняет последовательность действий.

В качестве основного метода диагностики старшей группы, я использовала задания – игры для активизации развития умственной деятельности ребенка под редакцией А.З.Зак. А так же были использованы диагностические методы обследования детей дошкольного возраста под редакцией Г.Я.Кудрина. За основу уровней мышления детей дошкольного возраста была взята четырёхуровневая шкала.

  • 0 баллов- критический уровень – у ребенка не сформированы умения мыслить, рассуждать.
  • 1 балл. - низкий уровень - сформированы умения, ребенок может выполнять задание с помощью воспитателя;
  • 2 балла. – достаточный уровень – хорошо сформированы умения, ребенок нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий;
  • 3 балла. - высокий уровень развития - ребенок очень хорошо ориентируется в предлагаемом материале, умеет самостоятельно объяснить действия.

(Приложение 3. Таблица№3)

Критерии диагностики, взяты Дошкольное образование. Словарь терминов /[Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: Айрис - пресс, 2005.- 400с.

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка.

Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Продуктивность мышления – беглость мышления, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения разнообразных проблем.

Сравнительный анализ результатов диагностики детей центра “Смышлёныш”

1 год обучения (Приложение 3. Таблица№14)

Уровень раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста под средством дидактических игр.

На начало учебного года наглядно-действенное мышление, проявилось у 8 человек с “+”, 16 с “-”, то на конец года проведя работу, я получила следующие результаты: 9-“+” (это на одного больше), 14- “-”( на 2 человека меньше, а значит ещё у 2-х проявился интерес к математике) и 1- “.”.

Наглядно-образное мышление на начало учебного года 4 “+”, 20 “-”, а на конец года результаты повысились 1 “.”, 8 “+” и 15 “-”.

Образно-логическое мышление на начало учебного года, было таким: 5 “+”,

19 “-”, конец года дал следующие результаты: 2 “.”, 10 “+”, 12 “-”.

Словесно-логическое мышление раскрывалось следующим образом, на начало учебного года 6 “+”, 18 “-”, а конец года показал опять высокий результат: 4 “.”,

9 “+” и 11 “-”.

Способности вычленять формы объекта проявились на начало учебного года у 6 с “+”, 18 с “-”, на конец года 3 “.”, 16 “+”, 5 “-”.

Сравнительный анализ результатов диагностики детей центра “Смышлёныш” 2 год обучения (Приложение 3. Таблица№15)

Уровень раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста под средством дидактических игр.

На начало учебного года наглядно-действенное мышление, проявилось у 11 “+”, 13 “-”,на конец года проведя работу, я получила следующие результаты: 13 “+” (это на два больше), 6- “-”( на 7человек меньше, а значит ещё у 7-и проявился интерес к математике) и 5- “.”.

Наглядно-образное мышление на начало учебного года 12 “+”,

12 “-”, а на конец года результаты повысились 2“.”, 20 “+” и 2“-”.

Образно-логическое мышление на начало учебного года, было таким: 10 “+”,

14 “-”, конец года дал следующие результаты: 2 “.”, 17 “+”, 5“-”.

Словесно-логическое мышление раскрывалось следующим образом, на начало учебного года 11 “+”, 13 “-”, а конец года показал опять высокий результат: 4 “.”,

17 “+” и 3 “-”.

Способности вычленять формы объекта проявились на начало учебного года у 11 с “+”, 13 с “-”, на конец года 2 “.”, 19 “+”, 3 “-”.

Поделанная работа по формированию у детей математических интересов, склонностей и представлений дала свои положительные результаты. Из полученных данных видно, что произошел прирост в показателях математического мышления. Улучшение показателей обусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр и упражнений. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических интересов и склонностей у детей. Из 24 детей, 7 человек имеют способности к математике – это кроме моих наблюдений и диагностике, подтвердили анкеты для родителей “Интересы и склонности ребенка”. Если рассмотреть в %, уровень ниже нормы – 55%, уровень нормативный – 45%, это на начало года. А на конец года уровень ниже нормы –17% составил, уровень нормативный – 71%, а уровень опережающего развития составил – 12%. Можно снова говорить о систематичности, когда она есть, будут высокие результаты.

Сравнительный анализ результатов диагностики детей центра “Смышлёныш” 3 год обучения (Приложение 3. Таблица№16)

Уровень раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста под средством дидактических игр. Проведённая диагностика на начало года, дала следующие результаты:

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности ребенка. Из 7 –ми взятых детей три показали высокий уровень развития, очень хорошо ориентируются в предлагаемом материале, умение перешло в навык, у четырех хорошо сформированы умения.

Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Пять из семи с – высоким уровнем развития, два с достаточным уровнем.

Продуктивность мышления – беглость мышления, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения разнообразных проблем. Пять из семи с – высоким уровнем развития, два с достаточным уровнем, хорошо сформированы умения, но ребенок нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий.

Если брать в процентном соотношении, то оригинальность мышления составило 43% высокий уровень развития, и 57% хорошо сформированы умения.

Гибкость мышления составило 71% высокий уровень развития, очень хорошо ориентируются в предлагаемом материале, умение перешло в навык и 29% с достаточным уровнем, хорошо сформированы умения, но ребенок нередко испытывает трудности в самостоятельном объяснении своих действий.

Продуктивность мышления дал такой же результат, как и гибкость мышления.

Все задания и материалы, используемые для проведения диагностики, отбирались с учётом возрастных особенностей детей.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решать практические задачи, а потому усваиваются легче и быстрее. В связи с этим я особое значение придаю построению развивающего пространства в группе, которое способствует раскрытию математических способностей.

Среда и материалы для реализации раскрытия логического мышления

(Приложение 3 Таблица №6,7,8)

Средой для реализации раскрытия логического мышления послужил проект программы развития детского сада “Раскрытие природных задатков и способностей ребенка в условиях ДОУ”, с помощью которого я организовала центр математики. Для раскрытия математических способностей отведено специальное пространство, удаленное от мест, где занимаются более подвижными играми. В этом центре имеются столы и стулья, где работают одновременно несколько детей, не мешая, друг другу. Сами материалы размещаются на открытых полках. Для разрезных картинок – головоломок выделена отдельная полка, чтобы они не терялись и не смешивались с другими предметами. Материалом для реализации развития логического мышления могут послужить не только специальные обучающие материалы, но и предметы из повседневной жизни. Пока, я предлагаю то, что может быть в центре, так как я только начала его создавать и пополнять нужным материалом.

Дюймовые кубики, равно как и любые другие унифицированные кубики, - для счета и измерения.

Напольные цифры – не скользкие квадраты, с изображенными на них цифрами от 1-10. Они ценны для подвижных игр, в которых движения закрепляют навыки счета. Их можно нарисовать на бумаге. Они могут также использоваться для игр, содержащих упорядочение и определение числа.

Измерительные приспособления. Конкретные упражнения по измерению не требуют стандартных измерительных устройств (могут использоваться мерки, сделанные воспитателем или выбранные самими детьми). Измерительным материалом, могут быть: бруски, карандаши, тетради, ленты, банты, расчески, ветки, соломинки, листья деревьев. Все что под рукой. Мерные чашки разных размеров для сухих и жидких продуктов, мерные ложки, измерительные линейки, ленты, весы и термометры ценны для использования детьми или для демонстрации. Простые балансовые весы более приемлемы, чем весы с измерительной шкалой, они дают детям возможность наглядного сравнения двух предметов, а также измеряемого и стандартного веса.

Числовые ряды полезны, когда дети начинают понимать смысл подсчета и упорядочивания и начинают выполнять простые вычисления. Числовой ряд на полу достаточной длины, чтобы пройти вдоль него, с которым ребенок мог бы работать, способствует раскрытию способностей к счету.

Паркетные блоки дают возможность для изучения геометрических форм и последовательностей. Дощечки можно подбирать по цвету или форме и с их помощью можно сконструировать какую-нибудь конфигурацию.

Атрибутные блоки. Этот вид пластиковых блоков может быть очень полезен, при освоении детьми математических понятий. Это блоки трех форм, трех цветов и трех размеров. Один блок может быть в виде маленького, толстого, красного треугольника, другой – в виде большого, тонкого, голубого круга, третий может быть большим, тонким, желтым квадратом. Дети могут сортировать их по одному, двум или трем признакам. Простейший вариант их использования заключается в непосредственном упражнении с геометрическими фигурами. На следующем уровне использования можно получать опыт классификации по одному признаку: размеру, форме, цвету и толщине. Далее ребенок может классифицировать их одновременно по двум признакам. Продвижение от одного признака (все фигуры тонкие; все фигуры красные) к двум признакам (где они и тонкие, и красные) вводит ребенка в мир символической логики.

Монеты. Игрушечные деньги и настоящие монеты малого достоинства помогают в упражнениях на классификацию и вычисление.

Учебные часы. Самые лучшие часы для обучения умению определять время – с большим циферблатом, секундной, минутной и часовой стрелками, соединенными видимым механическим устройством. Цифры для часов и отметки для минут/секунд должны быть четко обозначены. Посредством манипуляций со стрелками дети смогут обнаруживать связь между секундами, минутами и часами.

Разрезные картинки-головоломки, пазлы, разрезанные открытки. Они помогают детям сосредоточиться на размерах и формах, равно как и на отношениях части и целого. Все эти понятия необходимы как в математике, так и в чтении, где ребенка учат слышать звуки в слове, делить на слоги и читать слово целиком. Играя с головоломками, дети узнают, что такое ключ к разгадке (наука). Они классифицируют свои представления, когда определяют, на какое место в составлении картинки вставить зеленую траву, где находится голубое небо, и на какое место вставить голову, руки, ноги. Работа с головоломками требует также анализирования, проверки идей – другой аспект научной деятельности. На некоторых картинках изображены виды транспорта, на других – профессии, на третьих – животные. Анализ изображенных объектов и их окружения способствует развитию понятий, которые используются в научной деятельности и при изучении жизни общества. Головоломки с цифрами помогают освоению элементов математики.

Доски с отверстиями и колышки. Они бывают разноцветные и подходят для занятий классификацией и сортировкой. Математические понятия формируются, когда дети считают колышки с помощью количественных (один, два, три) и порядковых (первый, второй, третий) чисел. Складывая и вычитая колышки, дети овладевают понятиями “больше, чем”, “меньше, чем” и “столько же”. С помощью таких досок дети могут также выстраивать паттерны (последовательность из повторяющихся элементов). Умение выделять паттерны важно в математике, занятиях наукой, для готовности к чтению и развитию творческого художественного выражения.(Времена года, сутки, слова состоящие из одинаковых слогов, создание узоров и прочее).

Лото. Существует большое разнообразие лото различного типа и степени трудности. Они могут быть построены на идентификации цвета, цифр или картинок. Во всех случаях лото требует от играющих наблюдения, сравнения и подбора пар, что необходимо для развития навыков научной деятельности и готовности к чтению. Лото с изображениями различных профессий способствуют повышению социальной компетенции.

Конструкторы Лего и Дупло. Эти конструкторы предоставляют бесконечные возможности для конструирования домов, башен, транспорта и прочих объектов. Они также дают детям возможность экспериментирования без того, чтобы создавать что-то похожее на знакомые предметы. В составе этих конструкторов имеются колеса, фигурки людей (членов семьи и профессий), транспорт и животные. Игра с этими материалами способствует развитию понятий, имеющих отношение к математике (создание паттернов, количественный и порядковый счет, понимание пространства и сравнение размеров). Когда с помощью этих конструкторов создаются наклонные плоскости, мосты, туннели, ребенок осваивает понятия баланса, силы, устойчивости. Это вводит детей в область архитектуры, орнамента, симметрии и дизайна.

Домино бывает разных видов. В некоторых видах от играющих требуется состыковывать одинаковые геометрические фигуры. В других – картинки или цвета. В третьих – числа, обозначенные точками или цифрами. Как и лото, домино требует от детей наблюдения, сравнения, идентификации и подбора пар.

Цветные бусы. Когда дети нанизывают разноцветные бусы на нитки, они осваивают количественные и порядковые числительные, а также паттерны и цветоразличение.

Цветные магниты. Металлический поддон с разноцветными магнитами различных форм и размеров открывает возможность выкладывания любыех паттернов по своему усмотрению. Это деятельность создает возможности для развития понятия числа и геометрических представлений, способствует пониманию ребенком цвета, творческому выражению и знакомству с научным понятием магнетизма.

Развитие последовательного логического мышления в детском саду происходит по следующей схеме:

- ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочивание объектов (признаки цвета и формы), и обучение их обозначению;

- упорядочивание предметов по различным признакам (классификация по признаку качества);

- выстраивание упорядоченных последовательных рядов (например, по величине, длине);

- сравнение групп по количественному составу (больше, меньше, больше всего, одинаково, поэлементное сравнение последовательного ряда);

- сравнение 2 рядов с одинаковым количеством членов при различных условиях восприятия и при постепенно возрастающем количестве членов ряда (усвоение представления о постоянстве количества).

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата). Так же способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала, вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и другие).

Взаимодействие с семьёй

(Приложение 2, Приложение 3. Таблица№9)

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Прежде всего, я ознакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. В ходе практических занятий, я показала на практике педагогическое положение о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Работу с родителями и детьми вела одновременно, что обеспечивает разностороннее воздействие, направленное на воспитание интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания: “Путешествие по островам”, “Что мы узнали о математическом мышлении и чтобы хотели узнать”; беседы и консультации: “Учить, но как?”, “Современные дети, современные игры”; просмотр занятий и игр детей: “В гостях у сказки”, “От 1 до 5 с чудесами по пути”; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике: “Значение пальчиковых игр”, “Зрительная гимнастика”; пропаганда знаний о роли занимательного материала, в дошкольном возрасте: “Играем вместе в детском саду и дома”, круглый стол: “Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей”; занятия-практикумы: “Игры-зарядки”и прочее.

Финансовое обеспечение проекта (Приложение 3. Таблица 11)

Финансирование деятельности центра “Смышлёныш” складывается из:

- средств бюджетного финансирования согласно установленному нормативу затрат на содержание детей в образовательных учреждениях;

- родительской оплаты (20%) за содержание ребенка в детском саду, согласно установленному нормативу затрат на содержание детей в образовательных учреждениях;

- родительской оплаты за оказание дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольных пожертвований.

Возможными источниками софинансирования могут стать государственные и негосударственные учреждения и организации, заинтересованные в модернизации образования.

Ожидаемые результаты при реализации проекта. (Приложение 3. Таблица 12)

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями.

С 2012 года педагогический коллектив планирует:

- разработку программы по данному направлению;

- выход на федеральный уровень по конкурсу “Перекрёсток”, “Зеленый огонек”;

- привлечение детей, которые не посещают детский сад;

Для реализации данного проекта, необходимо обеспечение различными материалами и пособиями. (Приложение 3. Таблица 13)

Приложение 1

Фото с занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агаева ЕЛ. Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О.М. Дьяченко, - М.: Просвещение, 1991. – 64с.

2.Альтхауз Д. Цвет- форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкол. возраста/Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984.-64с.

3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей5-8лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-112с.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога.-М.: Просвещение, 1993.-128с.

5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.–Ярославль: Академия развития, 1998.-240с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

7.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6лет: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1988.-144с.

8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1989.-127с.

9. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.- М.: Знание, 1993.- 336с.

10. Головкова Г.В. Интересно. Весело. Полезно. – Смоленск: Изд-во Смол. обл. ИУУ, 1999. -160с.

11. Дошкольное воспитание 2007г. №1 “Диагностика умственного развития” Т.Ратанова, с24.

12. Дошкольное воспитание 2005г. №8 С.Мисуна (воспитатель, ДОУ№166, Красноярск) “Развиваем логическое мышление”-с48.

13. Дурова Н.В. 200 упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.-80с.

15. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для четырехлетней начальной школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 47с.

16. ЗакА.З. Как гусеница и муравей в гости ходили./ Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун-та, 1991.-72с.

17. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – СПб.: Дельта, 1999.-224с.

18. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 96с.

19. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста – Иркутск: Институт информации и рекламы, Иркутское отделение Российского фонда культуры, 1993.-107с.

20. Кузьмина Ж.И. Учебное пособие по методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста- Фил. Изд-ва “Тюменская правда”, 1990.-65с.

21. Матюгин И.Ю. Зрительная память.-Издательство “Эйдос” Москва, 1992.-74с.

22. Мир детства: Дошкольник/ Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. Ред. А.В.Запорожец.-2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1987.-256с.

23. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1990.-94с.

24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.-3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990.-160с.

25. Новикова В.П. Математика в детском саду. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.

26.Обруч №1, 2001 “Пирамидка обыкновенная” О.Локтева-с.14

27. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей.-М.: “Мозаика-Синтез”. 2003.-224с.

28. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.-80с.

29.Сербина Е.В. Математика для малышей: (Мл. разновозраст. Группа):Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1992.-80с.

30. Скорлупова О.А. Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2006.-110с.

31. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 5-6лет/Илл. Е.Карпович. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.-64с.

32. Столяра А.А. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.

33. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей – М.: Дрофа, 2006. -270с.

34. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1993.-95с.

35. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.

36. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров.- Спб.: КАРО, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2004. - 112с.

37. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. Отд-ний и фак. Сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 272с.