Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Развивающие - развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развитие потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.
Воспитательные:
Задачи урока:
- Продолжить формирование научной картины мира, его многообразия, рассмотрев особенности вирусов, как неотъемлемой части живой природы.
- Развивать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками литературы по данной теме; развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: изучение нового материала.
- по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
- по форме проведения: использование ИКТ технологии, самостоятельная работа учащихся с использованием дополнительной информации.
Технологии: элементы личностно-ориентированного обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий,,здоровьесберегающая технология, технология критического мышления.
Методы:
- По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые.
- По виду источника знаний: словесно-наглядные
- По форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа, презентация.
Оборудование: Учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль, самопроверка учащихся
Ход урока
I. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале “Вокруг света”: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.
Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
/Вирусы/
И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: “Вирусы – таинственная загадка природы!”. Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы будете заполнять по ходу урока!
На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы.
Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.
II. Первичное осознание.
Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почемуя не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)
Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”!
Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы с вами выясним, какие же особенности строения и жизнедеятельности влияют на паразитический образ жизни вирусов?
Презентация 1.Вопрос: Что человечеству известно о вирусах?
История открытия вирусов.
В 1892 году Д.И.Ивановский изучал болезнь табачной мозаики и установил, что ее возбудитель: невидим в микроскоп даже при очень сильном увеличении; проходит через фильтры, задерживающие бактерии; его невозможно вырастить на искусственных питательных средах как клетки. Он предположил, что мозаичную болезнь табака вызывает “жидкое заразное начало”, которое размножается только в живых организмах. Первым вирусом сфотографированным и наиболее изученным стал вирус табачной мозаики(ВТМ).
Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.
Строение вирусов.
Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую, форму кристаллов. Известно более 1000 видов!
Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.
В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, человека, растений и бактерий (бактериофаги).
Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.
Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.
Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом. Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса. Вирусы – это внутриклеточные паразиты!
Строение вируса
Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом.
Химический состав
В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими .
Прошу Вас заполнить таблицы в тетради.
Функция.
Нуклеиновых кислот - Хранилище наследственной информации.
Белковой оболочки - Защитная. Ферментативная.
Вирус, поражающий бактерии – БАКТЕРИОФАГ, он имеет такое же строение как остальные вирусы, имеет особую форму и его тело разделено на голову и хвост.
Так просто не устроен ни один живой организм. Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных и бактерий?
Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в тетрадях.
Задание №1 Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные заносят в таблицу информационного листа.
Проверяем результаты и делаем вывод!
Вывод: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.
Вывод: вирусы – это неклеточная форма жизни.
Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку - ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:
Посмотрим, как это происходит.
- Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.
- Этап 2. Проникновение вируса в клетку.
Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает всвятая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение).
Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Происходит сборка вирионов.
Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.
(Демонстрация интерактивной модели )
Вирусы, поступившие в живую клетку:
- управляют клеточным механизмом клетки-хозяина
- вносят в клетку только свою генетическую информацию.
Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки-хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной ткани и т.д.
Вопрос. Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?
(Ответы учащихся).
Комментарий учителя. К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.
III. Первичная проверка понимания (работа строится по технологии критического мышления).
Первая стадия - “вызов”,во время которой y учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материaла.
Учитель читает текст о человеке, который болен СПИДом. (Приложение №1)
Вторая стадия -“ осмысление” - содержательная, в ходе которой и проискодит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
При этом понятие “текст” трактуется весьма широко: это иписьменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. (Приложение №2)
Комментарий учителя.
Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов 20 века. Краткая формулировка прогноза гласила: "В 80-е годы может появиться гриппоподобное заболевание с высокой летальностью". Предсказание основывалось на двух экологическик правилах. Лервое: ниша не может пустовать. Второе: пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм. Экологическая ниша начanа пустеть в результате успеков медицины, когда многие возбудители инфекционных заболеваний были уничтожены практически полностью.
Меры по их уничтожению были применены быстрые и верные, ностратегия была рискованная: в борьбе с инфекциями следовалоопасаться абсолютной победы - полного уничтожения инфекций. Не остереглись. "Дремавший на задворкак биосферы" ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу.
Исследователи обнаружили ВИЧ во всекбиологическикжидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельныкжидкостяк различно.
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайночувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильныхусловияк, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.
Можно ли убить возбудителя СПИДа? (Приложение №3)
1. 50-70° спирт |
несколько секунд |
2 Попадание в желудочно- кишечный тракт | разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой |
З. t°=56° | 30 минут |
4. Попадание на кожуп | через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже |
5. Кипячение | мгновенно |
6. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) | мгновенно |
Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей тела, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, которые обладают защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным. ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела с высокой концентрацией вируса проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопическик, незаметных трещинакслизистык оболочек прямой кишки, женскик и мужскикполовык органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови.
Игра “Пообщаемся”(Приложение №4)
Задача: выработка собственной модели поведения в критической ситуации.
Учащиеся получают карты, на которых изображена компания подростков и дана инструкция к работе. Необходимо проделать все описываемые действия и сделать вывод.
IV. Рефлексия.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксируетего либо с помощью собственного текста, либо своей позиции вдискуссии. Именно здесь происходит активное переосмыслениесобственнык представлений с учетом вновь приобретенны хзнаний. (Приложение №5)
Индивидуальная работа по написанию синквейна (это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований).
Правила написания синквейна:
1. понятие (одно слово)
2. прилагательные (два слова)
3. глаголы (три слова)
4. предложение (из четырех слов)
5 существительное (одно слово).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся 1 из 5
1. Компьютерная презентация "Вирусные болезни" Ур "С"
2. Таблица "Значение вирусов "Ур "А"
3. Тест "Вирусы - неклеточные формы жизни "Ур "В"
4. Сообщение о значении вирусов в молекулярной биологии. Ур "В"
5. Создать свою презентацию по теме "Всё о СПИДЕ" Ур "С"