Листая страницы Российской истории, школьники путешествуют по истории Российской империи. Без знания истории развития страны замедляется движение в будущее. Современному поколению российских школьников необходимо знать историю, чтобы не повторять ошибки прошлого.
2012 год объявлен годом Российской государственности. Данная презентация к уроку (“презентация-викторина”) “Становление Российской государственности” посвящена 1150-летию Российской государственности. Данная презентация-викторина проводилась для старшеклассников школ Новосибирского района Новосибирской области. Данный урок получил положительные отзывы, и было проведено после данной презентации еще два урока-презентации, являющиеся логическим продолжением - “Укрепление Российской государственности” и “Русь, Россия – от Империи к Федерации”.
Ход урока
Слайд 1 | Тысячелетие назад зарождалась уникальность российского государства. Его развитие шло не по пути дробления, а через объединение многочисленных племен и народов. "Это один из серьезных фундаментальных исторических уроков, - подчеркнул Медведев. - Вхождение в одно государство способствовало формированию общих ценностей". Поэтому 2012 г. стал праздником всех многочисленных народов, проживающих, сегодня на территории России и не только. |
Слайд 2 | Как и в жизни каждого человека, в
истории государств есть рождение, юность,
зрелость.... Где же начало всех начал русской
истории, где тот росток, из которых выросло
раскидистое и могучее “древо государство
Российского”? Много лет прошло с тех пор, как на землю, которую мы сегодня называем своей Родиной, впервые вступили наши предки. История России – это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность понимания будущих путей развития нашего государства.
|
Слайд 3 | Вопрос №1. Из года в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве. Как на Руси называли книгу, в которую записывали события истории? |
Слайд 4 | На слайде представлен фрагмент Лаврентьевской летописи. Запись событий каждого года в летописях обычно начиналась словами: “в лето ...” (то есть “в году ...”), отсюда и название — летопись. Благодаря труду летописцев мы сегодня можем ответить на многие вопросы об истории нашего государства. |
Слайд 5 | Вопрос №2. Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. В летописи записаны легенды о происхождении славян, их расселении, образовании государства Русь. Предания, записанные в летописи, представляют собой практически единственный источник сведений о первом древнерусском государстве? |
Слайд 6 | На слайде представлен фрагмент свода
“Повесть временных лет”. Охваченный период истории начинается с библейских времен в водной части и заканчивается 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. |
Слайд 7 | Вопрос №3. Самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – поход 1185 г. русских князей на половцев, предпринятый Игорем. |
Слайд 8 | В кратких и сжатых выражениях “Слова...” изображаются не только события похода на половцев князя Игоря, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. |
Слайд 9 |
|
Слайд 10 | Перед нами “ В Слове...” народная история, народная эпопея в книжном изложении конца XII в. |
Слайд 11 | Вопрос №4. Совокупность норм, основанных на естественном праве, древнерусских обычаях и традициях, по большей части, носивших уголовный характер (телесные повреждения, различные виды кражи, поджог и т.д.). Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей. |
Слайд 12 | Перед вами на слайде “Закон Русский” — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. На слайде представлен Синоидальный список Русской Правды, датируемый 1282 годом. |
Слайд 13 | Родоначальником русской княжеской династии считают Игоря, а Княгиня Ольга была первой и единственной женщиной, правительницей Киевской Руси. |
Слайд 14 | Князь Игорь был удачливым полководцем. |
Слайд 15 | Вопрос №5. С кем Игорь заключил
мир во время своего правления: а) с печенегами; б) с византийцами; в) оба ответа верные. |
Слайд 16 | Вопрос №6. Игорь покорил
племена, которые обитали: а) на Днестре; б) на Дунае; в) между Днестром и Дунаем. |
Слайд 17 | Вопрос №7. Игорь подавил
восстание: а) древлян; б) печенегов; в) византийцев. |
Слайд 18 | Кто не слышал о княгине Ольге? Множество
книг повествуют о мудрой правительнице
обустраивавшей Русь.
|
Слайд 19 | Вопрос №8. Ольга устроила сельские округи (места сбора дани) в Древней Руси, на которые были возложены подати. Как называли эти сельские округи: а) погосты; б) административные центры; в) оба ответа верные. |
Слайд 20 | Вопрос №9. В 968 году Ольга руководила защитой города от печенегов. Этот город - резиденция первых русских князей. Что это за город? а) Киев; б) Новгород; в) Псков. |
Слайд 21 | На слайде представлено два изображения:
одно “Крещение киевлян”, а второе – современный
Киев. Прослушайте стихотворение о Киеве:
|
Слайд 22 | Княгиня Ольга не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память. Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского государства. |
Слайд 23 | Развитие книжности и летописания,
переводы византийских сочинений на славянский
язык являются блестящим выражением расцвета
древнерусской культуры при Ярославе Мудром.
|
Слайд 24 | Вопрос №10. Какой свод письменных законов (как гражданских, так и уголовных) укрепил внутреннее положение государства? Из этого свода, можно было почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества. |
Слайд 25 | “Русская Правда” содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. |
Слайд 26 | Вопрос №11. Какой собор был построен на месте окончательного разгрома печенежской орды в память о великой победе 1036 г.? |
Слайд 27 | Софийский собор главный религиозный, общественно-политический и культурный центр Русского государства. В стенах собора находилась первая в России школа. |
Слайд 28 | Вопрос №12. Какой закон о порядках в Новгороде был создан Ярославом? |
Слайд 29 | Вопросы истории - это возможность
проявить эрудированность школьникам. Эти
вопросы требуют смекалки, энтузиазма и
решительности в выбранном ответе. (Это небольшой перерыв во время урока) |
Слайд 30 | Славянский Бог песен: БАЯН или СВАРОГ? Пояснение после ответа учеников: Баян - бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Вещий мифический сказатель. В Слове о полку Игореве Баян, назван внуком Велеса (Велес, покровитель скотоводства, считался и богом песен). |
Слайд 31 | Крестьянское орудие труда: БОРОНА или ЛОПАТА? |
Слайд 32 | Первая русская золотая монета, чеканившаяся в Киевском княжестве в конце 10 – начале 11 вв.: ЗЛАТНИК или СРЕБРЕНИК |
Слайд 33 | Семейная община славян, состоящая из нескольких поколений потомков одного отца с их женами и детьми: ВЕРВЬ или ЗАДРУГА? |
Слайд 34 | Вступление в былинах, подводящее
слушателя к основным событиям сюжета: НАЧАЛО или
ЗАПЕВ? Пояснение после ответа учеников: Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины являются героические события, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – “старина”, подразумевающее, что действие, о котором идет речь, происходило в прошлом). |
Слайд 35 | Славянский праздник: ЗАРНИЦА или
КОЛЯДА? Пояснение после ответа учеников: Коляда? — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов). Колядки обозначали первый день месяца. |
Слайд 36 | Как на Руси называлась библиотека: КНИГОВНИК или КНИГОХРАНИЛИЩЕ? |
Слайд 37 | Рассмотрим Политический строй Древней Руси. Слушаем вопросы и отвечаем. |
Слайд 38 | Вопрос №13. Какой титул носили правители Киевского княжества в X-XII вв. на Руси до Ивана Грозного? |
Слайд 39 | Вопрос №14. Постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли (Киев). Совет всегда действовал вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: “Государь указал, и бояре приговорили” или “По государеву указу бояре приговорили”. |
Слайд 40 | Вопрос №15. Княжеское войско как военная сила помогает князю в добывании выгодного престола, поднимает значение князя в глазах народа. Это реальная военная сила государства, всегда готовая к бою, а также советники князя. |
Слайд 41 | Вопрос №16. Глава города, “посаженный” князем (первоначально, позже народным собранием) в землях, входивших в состав Древнерусского государства? |
Слайд 42 | Вопрос №17. Народное собрание на Руси в 10 – начале 16 вв., решающее вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями? |
Слайд 40 | Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". (С. Есенин) Изучайте и чтите историю своей Родины! Вам продолжать историю страны. |