Тема урока "Становление Российской государственности"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Листая страницы Российской истории, школьники путешествуют по истории Российской империи. Без знания истории развития страны замедляется движение в будущее. Современному поколению российских школьников необходимо знать историю, чтобы не повторять ошибки прошлого.

2012 год объявлен годом Российской государственности. Данная презентация к уроку (“презентация-викторина”) “Становление Российской государственности” посвящена 1150-летию Российской государственности. Данная презентация-викторина проводилась для старшеклассников школ Новосибирского района Новосибирской области. Данный урок получил положительные отзывы, и было проведено после данной презентации еще два урока-презентации, являющиеся логическим продолжением - “Укрепление Российской государственности” и “Русь, Россия – от Империи к Федерации”.

Ход урока

Слайд 1 Тысячелетие назад зарождалась уникальность российского государства. Его развитие шло не по пути дробления, а через объединение многочисленных племен и народов. "Это один из серьезных фундаментальных исторических уроков, - подчеркнул Медведев. - Вхождение в одно государство способствовало формированию общих ценностей". Поэтому 2012 г. стал праздником всех многочисленных народов, проживающих, сегодня на территории России и не только.
Слайд 2 Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость.... Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которых выросло раскидистое и могучее “древо государство Российского”?

Много лет прошло с тех пор, как на землю, которую мы сегодня называем своей Родиной, впервые вступили наши предки. История России – это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность понимания будущих путей развития нашего государства.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
....
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь. (А. Блок)

Слайд 3 Вопрос №1. Из года в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве. Как на Руси называли книгу, в которую записывали события истории?
Слайд 4 На слайде представлен фрагмент Лаврентьевской летописи. Запись событий каждого года в летописях обычно начиналась словами: “в лето ...” (то есть “в году ...”), отсюда и название — летопись. Благодаря труду летописцев мы сегодня можем ответить на многие вопросы об истории нашего государства.
Слайд 5 Вопрос №2. Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. В летописи записаны легенды о происхождении славян, их расселении, образовании государства Русь. Предания, записанные в летописи, представляют собой практически единственный источник сведений о первом древнерусском государстве?
Слайд 6 На слайде представлен фрагмент свода “Повесть временных лет”.

Охваченный период истории начинается с библейских времен в водной части и заканчивается 1117 годом. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Слайд 7 Вопрос №3. Самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – поход 1185 г. русских князей на половцев, предпринятый Игорем.
Слайд 8 В кратких и сжатых выражениях “Слова...” изображаются не только события похода на половцев князя Игоря, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен.
Слайд 9

Слово начинается...
“Не начать ли слогом старым, братья,
Чтя далеких песен лад и ход,
Наш рассказ об Игоревой рати -
Вспомнить Святославича поход?
Да, начнем. Но сделать надо это
По приметам века своего”.

Слайд 10 Перед нами “ В Слове...” народная история, народная эпопея в книжном изложении конца XII в.
Слайд 11 Вопрос №4. Совокупность норм, основанных на естественном праве, древнерусских обычаях и традициях, по большей части, носивших уголовный характер (телесные повреждения, различные виды кражи, поджог и т.д.). Восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке был сложным по составу источником права, применявшимся в судебной практике князей.
Слайд 12 Перед вами на слайде “Закон Русский” — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. На слайде представлен Синоидальный список Русской Правды, датируемый 1282 годом.
Слайд 13 Родоначальником русской княжеской династии считают Игоря, а Княгиня Ольга была первой и единственной женщиной, правительницей Киевской Руси.
Слайд 14 Князь Игорь был удачливым полководцем.
Слайд 15 Вопрос №5. С кем Игорь заключил мир во время своего правления:

а) с печенегами; б) с византийцами; в) оба ответа верные.

Слайд 16 Вопрос №6. Игорь покорил племена, которые обитали:

а) на Днестре; б) на Дунае; в) между Днестром и Дунаем.

Слайд 17 Вопрос №7. Игорь подавил восстание:

а) древлян; б) печенегов; в) византийцев.

Слайд 18 Кто не слышал о княгине Ольге? Множество книг повествуют о мудрой правительнице обустраивавшей Русь.

“Среди мирских кумиров и знамен,
Живой родник – питает имя "Оля",
Суровость древних княжеских времен,
И звон копыт по утреннему полю...” (Роман Маневич)

Слайд 19 Вопрос №8.

Ольга устроила сельские округи (места сбора дани) в Древней Руси, на которые были возложены подати. Как называли эти сельские округи:

а) погосты; б) административные центры; в) оба ответа верные.

Слайд 20 Вопрос №9.

В 968 году Ольга руководила защитой города от печенегов. Этот город - резиденция первых русских князей. Что это за город?

а) Киев; б) Новгород; в) Псков.

Слайд 21 На слайде представлено два изображения: одно “Крещение киевлян”, а второе – современный Киев. Прослушайте стихотворение о Киеве:

“Остров белых каштанов, загадочный Киев,
Сердце Древней Руси и легенд колыбель.
Город, где смотрит в небо святая София
И где летом слышна соловьиная трель.
В мае склоны Днепра здесь укрыты сиренью,
Льется звон колокольный в душистой тиши.
Столько лет, столько долгих забытых столетий,
Защищая от брани Руси колыбель”.

Слайд 22 Княгиня Ольга не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память. Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского государства.
Слайд 23 Развитие книжности и летописания, переводы византийских сочинений на славянский язык являются блестящим выражением расцвета древнерусской культуры при Ярославе Мудром.

“Есть среди князей на Руси мудрый князь Ярослав,
При нем Русь достигла расцвета.
Конечно, правитель бывал и не прав,
Но помнят его не за это.
Прошло с той поры десять долгих веков.
Мы можем мечтать лишь о славе,
Добилась что наша страна от трудов
Влюбленного в Русь Ярослава”. (Просвирнов А. Ю.)

Слайд 24 Вопрос №10. Какой свод письменных законов (как гражданских, так и уголовных) укрепил внутреннее положение государства? Из этого свода, можно было почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества.
Слайд 25 “Русская Правда” содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
Слайд 26 Вопрос №11. Какой собор был построен на месте окончательного разгрома печенежской орды в память о великой победе 1036 г.?
Слайд 27 Софийский собор главный религиозный, общественно-политический и культурный центр Русского государства. В стенах собора находилась первая в России школа.
Слайд 28 Вопрос №12. Какой закон о порядках в Новгороде был создан Ярославом?
Слайд 29 Вопросы истории - это возможность проявить эрудированность школьникам. Эти вопросы требуют смекалки, энтузиазма и решительности в выбранном ответе.

(Это небольшой перерыв во время урока)

Слайд 30 Славянский Бог песен: БАЯН или СВАРОГ?

Пояснение после ответа учеников: Баян - бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Вещий мифический сказатель. В Слове о полку Игореве Баян, назван внуком Велеса (Велес, покровитель скотоводства, считался и богом песен).

Слайд 31 Крестьянское орудие труда: БОРОНА или ЛОПАТА?
Слайд 32 Первая русская золотая монета, чеканившаяся в Киевском княжестве в конце 10 – начале 11 вв.: ЗЛАТНИК или СРЕБРЕНИК
Слайд 33 Семейная община славян, состоящая из нескольких поколений потомков одного отца с их женами и детьми: ВЕРВЬ или ЗАДРУГА?
Слайд 34 Вступление в былинах, подводящее слушателя к основным событиям сюжета: НАЧАЛО или ЗАПЕВ?

Пояснение после ответа учеников: Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины являются героические события, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – “старина”, подразумевающее, что действие, о котором идет речь, происходило в прошлом).

Слайд 35 Славянский праздник: ЗАРНИЦА или КОЛЯДА?

Пояснение после ответа учеников: Коляда? — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов). Колядки обозначали первый день месяца.

Слайд 36 Как на Руси называлась библиотека: КНИГОВНИК или КНИГОХРАНИЛИЩЕ?
Слайд 37 Рассмотрим Политический строй Древней Руси. Слушаем вопросы и отвечаем.
Слайд 38 Вопрос №13. Какой титул носили правители Киевского княжества в X-XII вв. на Руси до Ивана Грозного?
Слайд 39 Вопрос №14. Постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли (Киев). Совет всегда действовал вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: “Государь указал, и бояре приговорили” или “По государеву указу бояре приговорили”.
Слайд 40 Вопрос №15. Княжеское войско как военная сила помогает князю в добывании выгодного престола, поднимает значение князя в глазах народа. Это реальная военная сила государства, всегда готовая к бою, а также советники князя.
Слайд 41 Вопрос №16. Глава города, “посаженный” князем (первоначально, позже народным собранием) в землях, входивших в состав Древнерусского государства?
Слайд 42 Вопрос №17. Народное собрание на Руси в 10 – начале 16 вв., решающее вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями?
Слайд 40 Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою". (С. Есенин)

Изучайте и чтите историю своей Родины! Вам продолжать историю страны.