Урок биологии по теме "Лишайники". 6-й класс

Разделы: Биология, Презентация к уроку

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Организационный момент (1 мин)

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Как называется наша наука? - ботаника
  2. Какие растения мы сейчас изучаем? – низшие
  3. В чем особенность низших растений?- нет деления на отделы
  4. С какими низшими растениями мы уже познакомились? - водоросли

Для того чтобы мы определили новую тему урока, я предлагаю ответить на мои вопросы:

Вопросы:

  1. Голосеменное растение из символов Нового года.
  2. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому.
  3. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
  4. Тонкие белые нити образующие тело гриба.
  5. Как называется тело низших растений.
  6. Низшие растения, живущие в основном в воде.

На интерактивной доске нарисован кроссворд, дети отвечают на вопросы и записывают на доске ответы.В центре кроссворда получилось ключевое слово - ЛИШАЙНИКИ.

Тема  урока - Лишайники, какую цель урока мы с вами должны поставить?- познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека

Доклад ученика:

Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название “лишаи”. Первые описания известны из “Истории растений” Теофраста, который указал два лишайника — Usnea и Rocella, которую уже тогда использовали для получения красящих веществ. Теофраст предполагал, что они представляют собой наросты деревьев или водоросли. В XVII веке было известно только 28 видов. Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов. Хотя к 1753 году было известно свыше 170 видов, Карл Линней описал только 80, охарактеризовав их как “скудное крестьянство растительности”, и включил вместе с печёночниками в состав “наземных водорослей”.

Как называется совместное сожительство организмов? - симбиоз, где мы еще встречались с таким явлением? - приводят примеры (подосиновик и осина, рыба-прилипала и акула и т.д.)

С помощью учебника давайте определим, какую выгоду они извлекают друг от друга? (Грибы-дают минеральные вещества и воду; водоросли-органические вещества).

Лишайники нельзя назвать ни растением, ни грибом, их выделили в отдельную самостоятельную группу организмов изучением которой занимается наука – лихенология.

Чтобы представить, как грибы уживаются с водорослями и в целом представляют собой один организм, мы с вами рассмотрим строение лишайников

Тело лишайников называется слоевище, или таллом

Строение лишайников

Cлой Функции
Верхний корковый Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения
Слой водорослей Образует органические вещества
Сердцевина Проводит воздух к клеткам водорослей
Нижний корковый Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения

А теперь скажите, что бы вам еще хотелось узнать о лишайниках?

Учащиеся.

– где растут лишайники?

- как они выглядят?

- как размножаются лишайники?

- каково их значение в природе?

- зачем человеку они нужны?

Вот сколько вопросов! Чтобы ответить на них, я предлагаю вам на время стать учеными лихенологами.

Работая по учебнику ребята отвечают на все вопросы.

9. “Значение лишайников”.

Значение лишайников в природе Значение лишайников в жизни человека
   

10.  Подведение итогов (рефлексия)

- с какой группой организмов мы познакомились?

- каково строение лишайников?

- какие бывают лишайники? (Мы выяснили, что лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные. Коллекция)

- значение лишайников в природе и в жизни человека?

11. Д.З. Что означают выражения:

1. Лишайники - индикаторы чистого воздуха.

2. Лишайники - “пионеры”.