Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Организационный момент (1 мин)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Как называется наша наука? - ботаника
- Какие растения мы сейчас изучаем? – низшие
- В чем особенность низших растений?- нет деления на отделы
- С какими низшими растениями мы уже познакомились? - водоросли
Для того чтобы мы определили новую тему урока, я предлагаю ответить на мои вопросы:
Вопросы:
- Голосеменное растение из символов Нового года.
- Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому.
- Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
- Тонкие белые нити образующие тело гриба.
- Как называется тело низших растений.
- Низшие растения, живущие в основном в воде.
На интерактивной доске нарисован кроссворд, дети отвечают на вопросы и записывают на доске ответы.В центре кроссворда получилось ключевое слово - ЛИШАЙНИКИ.
Тема урока - Лишайники, какую цель урока мы с вами должны поставить?- познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Лишайники как симбиотическими организмами, их распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека
Доклад ученика:
Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название “лишаи”. Первые описания известны из “Истории растений” Теофраста, который указал два лишайника — Usnea и Rocella, которую уже тогда использовали для получения красящих веществ. Теофраст предполагал, что они представляют собой наросты деревьев или водоросли. В XVII веке было известно только 28 видов. Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов. Хотя к 1753 году было известно свыше 170 видов, Карл Линней описал только 80, охарактеризовав их как “скудное крестьянство растительности”, и включил вместе с печёночниками в состав “наземных водорослей”.
Как называется совместное сожительство организмов? - симбиоз, где мы еще встречались с таким явлением? - приводят примеры (подосиновик и осина, рыба-прилипала и акула и т.д.)
С помощью учебника давайте определим, какую выгоду они извлекают друг от друга? (Грибы-дают минеральные вещества и воду; водоросли-органические вещества).
Лишайники нельзя назвать ни растением, ни грибом, их выделили в отдельную самостоятельную группу организмов изучением которой занимается наука – лихенология.
Чтобы представить, как грибы уживаются с водорослями и в целом представляют собой один организм, мы с вами рассмотрим строение лишайников
Тело лишайников называется слоевище, или таллом
Строение лишайников
Cлой | Функции |
Верхний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
Слой водорослей | Образует органические вещества |
Сердцевина | Проводит воздух к клеткам водорослей |
Нижний корковый | Укрепляет слоевище и защищает водоросли от чрезмерного освещения |
А теперь скажите, что бы вам еще хотелось узнать о лишайниках?
Учащиеся.
– где растут лишайники?
- как они выглядят?
- как размножаются лишайники?
- каково их значение в природе?
- зачем человеку они нужны?
Вот сколько вопросов! Чтобы ответить на них, я предлагаю вам на время стать учеными лихенологами.
Работая по учебнику ребята отвечают на все вопросы.
9. “Значение лишайников”.
Значение лишайников в природе | Значение лишайников в жизни человека |
10. Подведение итогов (рефлексия)
- с какой группой организмов мы познакомились?
- каково строение лишайников?
- какие бывают лишайники? (Мы выяснили, что лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные. Коллекция)
- значение лишайников в природе и в жизни человека?
11. Д.З. Что означают выражения:
1. Лишайники - индикаторы чистого воздуха.
2. Лишайники - “пионеры”.