Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования нового поколения (от 17 декабря 2010 г.) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника “...умеющего учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике”.
В Примерной программе основного общего образования по физике, выделены цели обучения физике, состоящие в формировании у школьников следующих умений, навыков и способов деятельности: использовать для познания окружающего мира наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование; различать факты, гипотезы, законы, теории; познакомиться с методом научного познания, способами решения теоретических и экспериментальных задач, научиться выдвигать гипотезы и экспериментально их проверять. Современному школьнику предстоит стать активным участником образовательного процесса, что потребует от него самостоятельности в приобретении знаний и умений. Достичь поставленных целей, можно, через формирование у учащихся исследовательских умений.
Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их учебной деятельности.
Данный урок показывает возможное сочетание использования ИКТ и деятельностного подхода при обучении физики.
Цели урока:
- Обучающая: Сформировать знания учащихся об архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.
- Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике.
- Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”; познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике, для повышения интереса к изучаемому материалу осветить роль Архимеда в физике.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска,
ПО: MS PowerPoint 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока, Macromedia Flash 8.0 и выше для просмотра флеш-роликов, Media Player Classic.
Использованные материалы: материалы ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru и http://infoteka.intergu.ru
Флеш-объекты из ЕКЦОР встроены в презентацию. Во время запуска презентации необходимо разрешить подключение содержимого, для этого выставить низкую степень защиты.
Условные сокращения и обозначения: Обычный шрифт в конспекте – действия учителя или учащихся.
Шрифт-курсив – слова учителя или учащихся.
- переход на следующий слайд
№ | Этап урока | Содержание |
I | Организационный момент. | Учитель. Здравствуйте, ребята! |
II | Сообщение темы и целей урока. Мотивация. | Учитель. Сегодня мы с вами
отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. (просмотр видео, кликнуть заголовок слайда 2) Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда. |
III | Объяснение нового материала.
I. Создание проблемной ситуации. |
Учитель. Исследуем, как действует
жидкость или газ на погруженные в них тела. (слайд 3) |
(Слайд 4. Трое учеников по очереди
выходят к доске и работают с интерактивной
моделью “Измерение силы Архимеда”. Грузики
подвешивают к динамометру, записывают показания
динамометра; опускают в мензурку с водой,
записывают показания.) Вывод: вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе. Учащиеся убеждаются, что на тело, погруженное в жидкость, действует сила направленная вертикально вверх, которая выталкивает тело из жидкости. (Слайд 5) Учитель . Верно. Эта сила называется архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют. |
||
II. Как объяснить существование выталкивающей силы? | Учитель. Ребята давайте подумаем,
как можно объяснить существование выталкивающей
силы? (Слайд 6. Учащиеся высказывают свои предположения, учитель направляет и помогает. ) |
|
Учитель. Посмотрим на модели как
появляется сила Архимеда. (Слайд 7. Кликнуть название модели: откуда появляется архимедова сила.) Учитель. Таким образом, причиной появления выталкивающей силы является давление жидкости, возникающее под действием силы тяжести. Рассчитаем значение выталкивающей силы. (Слайд 8 учащиеся делают записи в тетрадях) Учитель( анализируют полученную формулу F = pж gV= Pж) Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела. Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела. (Слайд 9. Опыт Архимеда - видео. Кликнуть на черный фон) |
||
Учитель. Закон Архимеда
формулируется таким образом: на тело,
погруженное в жидкость или газ, действует
выталкивающая сила, равная весу жидкости или
газа в объеме этого тела(или погруженной его
части). Fа= Pж (Кликнуть в любом месте слайд 10. Учащиеся записывают в тетради) |
||
III. От чего зависит сила Архимеда | Учитель. А сейчас вы -
исследователи, вы выясняете, от чего зависит
архимедова сила. У каждой группы своя задача.
Приступаем к работе (слайд 11). Работа в группах (прил. 1). После получения результатов каждая группа сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы. Представители от групп по очереди выходят к доске и кликают на “свою” рыбку. (Слайд 12) Учитель обобщает высказывания и кликнув в любом месте слайда, показывает формулу, которую учащиеся записывают в тетради. |
|
(Слайд 13) Учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, повторяет физический смысл и единицу измерения данной величины. Затем кликнув значок “стрелка” подводит итог. | ||
IV | Закрепление полученных знаний. | Учитель. А теперь давайте
решим задачу, которую поставил перед Архимедом
царь Гиерон. (слайд 14, кликнуть в любом месте) 1. Сначала Архимед вычислил выталкивающую силу.Fа = Рв – Рж 2. Затем Архимед определил объем короны.3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне?Учитель. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. |
V | Итог урока. | Учитель. Сегодня мы
познакомились с новой темой “Архимедова сила”,
а главное мы решили задачу Архимеда, совершив
путешествие в 3 век до нашей эры, выяснив при этом,
от чего зависит выталкивающая сила. (слайд 15, сняв знак “галочка”, учитель по очереди наводит курсор на F, pж, g, V, спрашивает у учащихся физический смысл и единицу измерения данной величины.) |
VI | Домашнее задание | Учитель предлагает ученикам подумать
дома над вопросом. (слайд 16). Учащиеся записывают домашнее задание (кликнуть в любом месте слайд 16). Урок окончен. (слайд 17) |
Используемая литература.
1. ФГОС от 17 декабря 2010 года.
2. Примерной программе основного общего образования по физике, изд. “Просвещение”.
3. Полянский В.А. Поурочные разработки по физике, 7 класс, изд. ВАКО.