Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Древняя китайская мудрость
Цели урока
- Образовательные: применять распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания) при упрощении выражений, при решении уравнений, при решении задач на составление уравнений; обобщить знания по теме “Упрощение выражений”.
- Воспитательные: повысить интерес к математике; способствовать развитию чувства товарищества, взаимопомощи.
- Развивающие: активизировать работу учащихся за счет вовлечения их в игру; способствовать развитию познавательного интереса на уроках математики; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное перо, презентация с использованием мультимедиа технологии, карточки с заданиями (путеводитель), математическое лото.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Сегодня он будет необычным, урок – “Путешествие в затерянный мир” (слайд 1).
Цели урока: применять распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания) при упрощении выражений, при решении уравнений, при решении задач на составление уравнений; обобщить знания по теме “Упрощение выражений”.
Сегодня на уроке мы будем работать не с традиционным учебником математики, а с путеводителем, который лежит у каждого на парте (приложение 1).
II. Проверка домашнего задания.
Проверяют на перемене помощники – консультанты, о результатах сообщают учителю. В конце урока тетради собираются учителем на проверку.
Слово учителя. Добро пожаловать в завораживающий мир динозавров! Жизнь на планете “Земля” возникла около 3000 миллионов лет назад, началась она с крошечных одноклеточных существ. Но лишь примерно 250 миллионов лет назад в процессе эволюции на земле появились гигантские ящеры – динозавры. Это было удивительное время! Время, когда и земля, и воздух, и вода были отданы динозаврам в полное распоряжение (слайд 2).
III. Устный счет.
1. Проверим правила (слайд 3).
- Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения.
- Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно вычитания.
- Сформулируйте сочетательное свойство умножения.
(Ответы проверяем при помощи слайда компьютерной презентации).
Слово учителя. Слово динозавр состоит двух частей “дино” и “завр”. Выполнив устно следующее задания, вы узнаете значение слова “динозавр”.
2. Вычислите действия по цепочке (слайд 4):
90 – 45 : 15* 28 – 12 : 8 + 27 : 2 * 5
(Ответы проверяются при помощи слайда компьютерной презентации).
Слово учителя. Итак, “динос” а переводе с латинского языка означает – чудовище.
Соедините стрелками выражение из первого столбика с правильным ответом из второго столбика (слайд 5):
5х + 3х - 4 8а (5 + у) * 4 12 + 2с 4а * 3 45х 2а – а + 7а 48х 12у – 7у – 2 8х – 4 4х * 6 * 2 20 +4у 9 * х *5 12а (6 + с) * 2 5у – 2
Работа с интерактивной доской.
Учащиеся выходят по одному к доске и проводят стрелки электронным пером на интерактивной доске.
В конце устной работы обучающиеся узнают, что “завр” переводится с латыни, как ящер. Динозавр – чудовище, ящер.
IV. Решение задач и примеров на закрепление.
Слово учителя. В 1902г. В США при раскопках был найден скелет этого ящера. Передвигался он на двух ногах, плотоядный, крошечные передние конечности, огромные челюсти, острые пилообразные зубы.
Задание №1 (путеводитель).
Заполните таблицу, и вы узнаете, скелет какого ящера был найден (слайд 6).
Работа с интерактивной доской.
Таблицу заполняют обучающиеся электронным пером на интерактивной доске (к доске выходят по желанию). По окончании выполнения задания учащиеся узнают, что это был тираннозавр рекс (король ящеров – тиранов) (слайд 7).
Слово учителя. Современниками динозавров были летающие ящеры. Ископаемые останки их впервые были обнаружены в Великобритании в 1827г. Одним из представителей этих ящеров был птеранодон (птицерукий) (слайд 8).
Выполнив следующие задания по группам, вы узнаете размах крыльев птеранодона, длину его тела, длину головы и массу ящера (слайд 9).
Задание №2 (путеводитель).
Запишите предложение в виде равенства и найдите. При каком значении буквы это равенство верно(слайд 10):
- 1 группа: сумма 2х и 5х равна 56;
- 2 группа: разность 20у и 3у равна 51;
- 3 группа: сумма 18а и 13а равна 31;
- 4 группа: разность 25с и 5с равна 2000.
(Ответы проверяются по группам при помощи слайда компьютерной презентации).
Слово учителя. Этот ящер был одним из самых крупных наземных животных. Огромный динозавр питался исключительно растениями. Впервые скелет ящера найден в 1900г. В штате Колорадо, США. Решив верно уравнения, вы узнаете, как назывался этот динозавр (слайд 11).
Задание №3 (путеводитель).
Решите уравнение:
- 1 группа: 8а + 14 = 94;
- 2 группа: 7у – 5 = 72;
- 3 группа: 4 * 25 * х = 800;
- 4 группа: 3 * 33 * с = 990.
Учащиеся выполняют это задание по группам.
(Ответы проверяются по группам с помощью слайда компьютерной презентации).
Слово учителя. Этого динозавра звали “брахиозавр”. Брахиозавр означает “плечистый ящер”. Масса 70 тонн – это больше, чем вес 20 слонов. Голова брахиозавра возвышалась над землей на 15 м (слайд 12).
Решив задачу, вы узнаете длину тела этого динозавра от кончика хвоста до головы.
Задание №4 (путеводитель).
На улице построили два новых дома. Известно, что высота одного из них в 3 раза меньше второго. Чему равна высота меньшего дома, если их общая высота 108м (слайд 13). Работа с интерактивной доской.
(Анализ задачи осуществляется при помощи слайда презентации, один ученик решает задачу на интерактивной доске электронным пером).
Слово учителя. Вот это размер! Величина тела брахиозавра в длину достигала 27 м, а это высота девятиэтажного дома (слайд 14).
V. Самостоятельная работа по группам (математическое лото) (приложение 2).
Задания в путеводителе. (Учащиеся выполняют самостоятельную работу, карточки (картинки) с ответами берут со стола учителя, в результате выполнения работы у каждой группы должна получиться картинка – динозавр, если картинка сложилась, то с заданием учащиеся группы справились).
Самостоятельная работа (математическое лото).
Вариант №1.
№1 Упростите выражение:
12а + 13 + 6а + 4
№2 Найдите значение выражения:
66х + 34х, если х = 24
№4 Решите уравнение:
8х + 7х = 105
№5 Решите уравнение:
7у + у – 12 = 28
Вариант №2.
№1 Упростите выражение:
4х + 23 + 12х + 5
№2 Найдите значение выражения:
91а – 61а, если а = 32
№4 Решите уравнение:
4х + 3х = 77
№5 Решите уравнение:
2х + 7х – 12 = 69
Вариант №3.
№1 Упростите выражение:
5а + 8 + 13а + 14
№2 Найдите значение выражения:
45х + 55х, если х = 46
№4 Решите уравнение:
5m + 7m = 132
№5 Решите уравнение:
6а – а + 18 = 43
Вариант №4.
№1 Упростите выражение:
7у + 40 + 13у + 8
№2 Найдите значение выражения:
37а + 63а, если а = 39
№4 Решите уравнение:
9х + 8х = 68
№5 Решите уравнение:
7t + t +27 = 99
После выполнения самостоятельной работы учитель проверяет, получилась ли картинка в каждой группе. Знакомит учащихся с информацией о динозаврах (слайды 15 - 18).
Слово учителя. Падение метеорита. 65 миллионов лет назад огромный метеорит – пришелец из глубин космоса – врезался в поверхность Земли. Он был размером с небольшой город. По мнению многих ученых, именно этот катаклизм и привел к вымиранию динозавров (слайд 19).
Облако пыли. Когда метеорит ударился о поверхность Земли, произошел грандиозный взрыв. Гигантское облако пыли окутало Землю на долгие месяцы. Солнечный свет не мог пробиться сквозь эту завесу. На земле воцарились холод и мрак. Воздух был насыщен пылью. Животным стало трудно дышать. Падение метеорита вызвало землетрясение чудовищной силы. На поверхности земли появились глубокие трещины. Условия жизни для животных стали невыносимыми. Вымерли динозавры, летающие ящеры и большинство морских рептилий (слайд 20).
VI. Задание на дом.
Учебник (Виленкин – 5 кл.): №623, №625 (б) (слайд 21).
(Обсудить выполнение домашнего задания с учащимися).
VII. Подведение итога урока.
Слово учителя. Ребята, мы сегодня провели необычное путешествие в “Затерянный мир”, в результате чего вспомнили, какие животные существовали на нашей планете миллионы лет назад. А помогла нам в этом наука математика!
(слайд 22)