Тема урока: “Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице”. 4-й класс | ||
Оборудование: карточки, учебник, алгоритм, опорный сигнал, эталоны. | ||
Ход урока |
||
Название этапа |
Содержание |
Технологичность |
1. Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности. Цели: Создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании Средства: беседа (область в учебном содержании), сообщение, добрые пожелания. Результат: внутренняя актуализация; положительное личностное отношение. |
– Проверьте, готовы ли вы к уроку?
Правильно ли вы сидите? – Ребята, что дает нам изучение русского языка? (правильно писать, говорить, быть грамотными) НАДО – Изучению слов какой части речи были посвящены предыдущие уроки? (глагол) МОГУ – Расскажите о глаголе как части речи, используя опорный сигнал № 1 – Как вы думаете, мы все знаем о глаголах? – А вы хотите узнать больше? ХОЧУ Сегодняшний урок мы посвятим расширению знаний о глаголе. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов. |
Составление учебных задач |
2. Актуализация знаний и фиксация
индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для открытия “нового знания”; развитие мыслительных операций; установка на каллиграфическое написание букв Средства: фронтальная беседа; мыслительная гимнастика Результат: фиксация затруднения в деятельности |
– Прочитайте девиз урока (хором): Землю красит солнце, а человека– труд. – Почему так говорят? (Солнечный свет украшает жизнь всего живого на земле, а ратный труд прославляет человека.) – Какие качества потребуются нам на уроке, чтобы узнать больше? (Ум, старание, трудолюбие) Еще раз прочитайте девиз, найдите глагол, назовите его признаки (глагол – красит, 1 спр., несов. вида, в форме наст. времени, 3-его лица, ед. числа) На доске– запись.
– Прочитайте слова: засе. . ть обид. . ть св. . ркать – Что их объединяет? (глаголы неопределенной формы) – Объясните орфограммы. – Рассмотрите минутку каллиграфии: рм рк – Какое соединение у строчной буквы р с буквами м, к? (Нижнее, верхнее) – Посмотрите на соединение букв р, м, к в пословице – девизе урока. – Объясните орфограммы. – Вспомните, как нужно сидеть за партой, напишите соединения и девиз урока. Запишите слова, обозначьте орфограммы |
Осознание личной значимости процесса познания и результата |
3. Выявление места и причины
затруднения. Цель: постановка учебной проблемы; формулирование темы урока; реализация принципа личностно –ориентированной технологии (развитие познавательных способностей, активизация творческой познавательной деятельности) Средства: “ яркое пятно”; создание проблемной ситуации; работа в группах Результат: учебная программа, цели урока |
Прочитайте слова: Смеят…ся кружит. . ся клубит. . ся боит. . ся Работа в группах (правила работы в группе) – Подумайте, как можно распределить слова в две равные группы? - Обсудите, запишите. Прочитайте первую группу слов, вторую (открываю варианты на доске) смеяться кружится клубиться боится смеяться клубится кружиться боится – Какое задание мы выполняли? (классифицировали слова) – Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание. – В чем было затруднение? (не знали, к какому слову задать вопрос неопрделенной формы) - В какой форме стоят слова 1-ого столбика? (в неопределенной). – В какой форме стоят слова 2-ого столбика? (в форме 3-его лица ед.ч.) Можете ли вы назвать тему урока? Запишите тему урока. |
Выдвижение гипотез Обоснование гипотез |
4. Построение проекта выхода из
затруднения. Цель: открытие нового знания Средства: подводящий диалог Результат: понимание нового знания большинством класса |
– Для чего необходимо научиться
распознавать глаголы неопределенной формы и
3-его лица с возвратным суффиксом? (чтобы грамотно
писать) – Как нам справиться с затруднением? (составить план действий) – Какой способ действия выбираем? (сопоставим, сравним, найдем общее) - Какие используем средства? (упражнения, создадим алгоритм, выведем правило) |
Постановка познавательной задачи как цели и результата |
5. Реализация построенного проекта. Цель: вербальное фиксирование нового знания; запись нового алгоритма; включение знаний в систему Средства: языковые, символические, знаковые Результат: Структурное оформление новой информации (схема, правило, алгоритм) Здоровьесберегающие технологии |
– Давайте выясним, в чем особенности
данных глаголов. Поработаем с индивидуальными
таблицами. Возьмите карточку №1. Опорный сигнал №2 1) На какие вопросы отвечают глаголы, оканчивающиеся на -ТЬСЯ? 2) На какие вопросы отвечают глаголы, оканчивающиеся на -ТСЯ? 3) В какой форме стоят глаголы 1-ого столбика? 4) В какой форме стоят глаголы 2-ого столбика? (последовательно открываю) – Давайте наши выводы сравним с выводами авторов учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило на стр. 83. Вы сделали правильные выводы! Открытие состоялось! Физминутка |
Проверка гипотез (заполняется детьми) |
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. Средства: упражнения. Результат: первичное закрепление |
Выполним упр. 354. Прочитайте пословицы.
Выберите из них те, в которых есть глаголы на
-ТЬСЯ, -ТСЯ(№2,3,7) – Спишите пословицы, в скобках запишите вопросы к глаголам. Объясните написание (комментирование у доски) – Объясните написание окончаний глаголов в остальных пословицах? – В каком случае -ТЬСЯ пишем с ь? - Объясните написание окончаний глаголов в остальных пословицах. |
Формировании способов решения задач |
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Цель: демонстрация самому ученику фиксации нового знания в его сознании; ситуация успеха и ее самоощущение Средства: С. р. ; самоконтроль, самооценка, индивидуальная деятельность Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка Здоровьесберегающие технологии |
– А сейчас мы выполним самостоятельную
работу, которая позволит каждому из вас
продемонстрировать умение различать глаголы на
-ТЬСЯ,-ТСЯ. Прочитайте задание карточки № 2 1. Прочитай слова. 2. Вставь ь там, где это необходимо. 3. Объясни свои действия (укажи, в какой форме стоят данные глаголы – в н. ф. или в форме 3 л.) Увлекат. . ся, занимает. . ся, увлекает. . ся, занимат. . ся, ссорит. . ся, ссорят. . ся, добит. . ся, добьют. . ся. Образец для самопроверки.
Проверка по кодоскопу. – У кого не было затруднений? – В чем были затруднения? – В чем особенность правописания ь в глаголах на -ТЬСЯ? Зрительная гимнастика |
Проверка правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых корректив |
8. Включение нового знания в систему Цель: включение нового уточненного знания в систему; реализация принципа личностно-ориентированной технологии Средства: использование нового знания совместно с изученным; разноуровневые задания Результат: выявление границ новых знаний; установление связей между новыми знаниями и ранее полученными |
– А теперь применим новое знание,
повторим то, что нам известно Работа в парах Прочитайте задание карточки№3. Вставьте пропущенные буквы (-ТЬСЯ,-ТСЯ). Запишите сначала словосочетания с глаголами в неопределенной форме, затем с глаголами в форме 3 –его лица. Объясните свои действия. Улыба… р. . бёнку, провали. . сквозь землю, верти… на …зыке, умыва… х…лодной в…дой, умывае… после р…боты, …зык (не) поворачивае…, улыбае… при встреч. ., верну… из дальн… пое…дки. – Если нужна инструкция, поднимите руку, я выдам. Инструкция
Проверка на кодоскопе – Какое словосочетание вызвало затруднение? – Как можете доказать правильность выбранного вами варианта? (Составить предложение) – В последнем словосочетании может быть 2 варианта записи. Устно составьте предложение с последним словосочетанием. Я хочу вернуться из дальней поездки. Родители скоро вернутся из дальней поездки. – У кого не было затруднений? В чем были затруднения? Помогла ли вам инструкция? |
Технология сотрудничества |
9. Итог. Рефлексия учебной
деятельности. Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности; реализация принципа личностно-ориентированной технологии; Средства: беседа; домашнее задание – разноуровневое Результат: знание нового алгоритма; определение понятия метода построения и применения |
– Каким образом вы преодолевали
трудности? За счет чего? – Каков главный результат для вас лично при изучении темы? – Чему вы научились лучше всего? – Что не получилось и почему? – Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы. – Как вы считаете, мы теперь все знаем о глаголах? – А вы хотите узнать? Будем продолжать работу на следующих уроках. Домашнее задание (по выбору)
|
Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок |