Урок русского языка в 4-м классе: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице"

Разделы: Начальная школа


 

Тема урока: “Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице”. 4-й класс
Оборудование: карточки, учебник, алгоритм, опорный сигнал, эталоны.

Ход урока

Название этапа

Содержание

Технологичность

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цели:

Создание положительного самоопределения к деятельности на уроке; обозначение области в учебном содержании

Средства: беседа (область в учебном содержании), сообщение, добрые пожелания.

Результат: внутренняя актуализация; положительное личностное отношение.

– Проверьте, готовы ли вы к уроку? Правильно ли вы сидите?

– Ребята, что дает нам изучение русского языка?

(правильно писать, говорить, быть грамотными) НАДО

– Изучению слов какой части речи были посвящены предыдущие уроки? (глагол) МОГУ

– Расскажите о глаголе как части речи, используя опорный сигнал № 1

img2.gif (1448 bytes)

– Как вы думаете, мы все знаем о глаголах?

– А вы хотите узнать больше? ХОЧУ

Сегодняшний урок мы посвятим расширению знаний о глаголе. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов.

Составление учебных задач
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для открытия “нового знания”; развитие мыслительных операций; установка на каллиграфическое написание букв

Средства: фронтальная беседа; мыслительная гимнастика

Результат: фиксация затруднения в деятельности

– Прочитайте девиз урока (хором):

Землю красит солнце, а человека– труд.

– Почему так говорят? (Солнечный свет украшает жизнь всего живого на земле, а ратный труд прославляет человека.)

– Какие качества потребуются нам на уроке, чтобы узнать больше?

(Ум, старание, трудолюбие)

Еще раз прочитайте девиз, найдите глагол, назовите его признаки (глагол – красит, 1 спр.,   несов. вида, в форме наст. времени, 3-его лица, ед. числа) На доске– запись.

  • Минутка каллиграфии

– Прочитайте слова:

засе. . ть обид. . ть св. . ркать

– Что их объединяет? (глаголы неопределенной формы)

– Объясните орфограммы.

– Рассмотрите минутку каллиграфии:

рм     рк

– Какое соединение у строчной буквы р с буквами м, к? (Нижнее, верхнее)

– Посмотрите на соединение букв р, м, к в пословице – девизе урока.

– Объясните орфограммы.

– Вспомните, как нужно сидеть за партой, напишите соединения и девиз урока. Запишите слова, обозначьте орфограммы

Осознание личной значимости процесса познания и результата
3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: постановка учебной проблемы; формулирование темы урока; реализация принципа личностно –ориентированной технологии (развитие познавательных способностей, активизация творческой познавательной деятельности)

Средства: “ яркое пятно”; создание проблемной ситуации; работа в группах

Результат: учебная программа, цели урока

Прочитайте слова:

Смеят…ся кружит. . ся клубит. . ся боит. . ся

Работа в группах (правила работы в группе)

– Подумайте, как можно распределить слова в две равные группы?

- Обсудите, запишите.

Прочитайте первую группу слов, вторую (открываю варианты на доске)

смеяться    кружится

клубиться    боится

смеяться    клубится

кружиться    боится

– Какое задание мы выполняли? (классифицировали слова)

– Поднимите руки те, кто не смог выполнить задание.

– В чем было затруднение? (не знали, к какому слову задать вопрос неопрделенной формы)

- В какой форме стоят слова 1-ого столбика? (в неопределенной).

– В какой форме стоят слова 2-ого столбика?

(в форме 3-его лица ед.ч.)

Можете ли вы назвать тему урока?

Запишите тему урока.

Выдвижение гипотез

Обоснование гипотез

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: открытие нового знания

Средства: подводящий диалог

Результат: понимание нового знания большинством класса

– Для чего необходимо научиться распознавать глаголы неопределенной формы и 3-его лица с возвратным суффиксом? (чтобы грамотно писать)

– Как нам справиться с затруднением? (составить план действий)

– Какой способ действия выбираем? (сопоставим, сравним, найдем общее)

- Какие используем средства? (упражнения, создадим алгоритм, выведем правило)

Постановка познавательной задачи как цели и результата
5. Реализация построенного проекта.

Цель: вербальное фиксирование нового знания; запись нового алгоритма; включение знаний в систему

Средства: языковые, символические, знаковые

Результат: Структурное оформление новой информации (схема, правило, алгоритм)

Здоровьесберегающие технологии

– Давайте выясним, в чем особенности данных глаголов. Поработаем с индивидуальными таблицами. Возьмите карточку №1.

Опорный сигнал №2

1) На какие вопросы отвечают глаголы, оканчивающиеся на -ТЬСЯ?

2) На какие вопросы отвечают глаголы, оканчивающиеся на -ТСЯ?

3) В какой форме стоят глаголы 1-ого столбика?

4) В какой форме стоят глаголы 2-ого столбика? (последовательно открываю)

– Давайте наши выводы сравним с выводами авторов учебника. Прочитайте, пожалуйста, правило на стр. 83.

Вы сделали правильные выводы! Открытие состоялось!

Физминутка

Проверка гипотез

(заполняется детьми)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Средства: упражнения.

Результат: первичное закрепление

Выполним упр. 354. Прочитайте пословицы. Выберите из них те, в которых есть глаголы на -ТЬСЯ, -ТСЯ(№2,3,7)

– Спишите пословицы, в скобках запишите вопросы к глаголам.

Объясните написание (комментирование у доски)

– Объясните написание окончаний глаголов в остальных пословицах?

– В каком случае -ТЬСЯ пишем с ь?

- Объясните написание окончаний глаголов в остальных пословицах.

Формировании способов решения задач
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: демонстрация самому ученику фиксации нового знания в его сознании; ситуация успеха и ее самоощущение

Средства: С. р. ; самоконтроль, самооценка, индивидуальная деятельность

Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка

Здоровьесберегающие технологии

– А сейчас мы выполним самостоятельную работу, которая позволит каждому из вас продемонстрировать умение различать глаголы на -ТЬСЯ,-ТСЯ.

Прочитайте задание карточки № 2

1. Прочитай слова.

2. Вставь ь там, где это необходимо.

3. Объясни свои действия (укажи, в какой форме стоят данные глаголы – в н. ф. или в форме 3 л.)

Увлекат. . ся, занимает. . ся, увлекает. . ся, занимат. . ся, ссорит. . ся, ссорят. . ся, добит. . ся, добьют. . ся.

Образец для самопроверки.

  • Задаю вопрос: что делать? увлекаться; глагол н. ф.,   значит, пишу ь.
  • Задаю вопрос: что делает? занимается; глагол 3 л., ед. ч.,  значит, ь не пишется.
  • Задаю вопрос: что делает? увлекается; глагол 3 л., ед. ч.,  значит, ь не пишется.
  • Задаю вопрос: что делать? заниматься; глагол н. ф.,   значит, пишу ь.
  • Задаю вопрос: что делать? ссориться; глагол н. ф.,   значит, пишу ь.
  • Задаю вопрос: что делают? ссорятся; глагол 3 л., мн. ч.,  значит, ь не пишется.
  • Задаю вопрос: что сделать? добиться; глагол н. ф.,   значит, пишу ь.
  • Задаю вопрос: что сделают? добьются; глагол 3 л.,   мн. ч.,  значит, ь не пишется.

Проверка по кодоскопу.

– У кого не было затруднений?

– В чем были затруднения?

– В чем особенность правописания ь в глаголах на -ТЬСЯ?

Зрительная гимнастика

Проверка правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых корректив
8. Включение нового знания в систему

Цель: включение нового уточненного знания в систему; реализация принципа личностно-ориентированной технологии

Средства: использование нового знания совместно с изученным; разноуровневые задания

Результат: выявление границ новых знаний; установление связей между новыми знаниями и ранее полученными

– А теперь применим новое знание, повторим то, что нам известно

Работа в парах

Прочитайте задание карточки№3.

Вставьте пропущенные буквы (-ТЬСЯ,-ТСЯ). Запишите сначала словосочетания с глаголами в неопределенной форме, затем с глаголами в форме 3 –его лица. Объясните свои действия.

Улыба… р. . бёнку, провали. . сквозь землю, верти… на …зыке, умыва… х…лодной в…дой, умывае… после р…боты, …зык (не) поворачивае…, улыбае… при встреч. .,  верну… из дальн… пое…дки.

– Если нужна инструкция, поднимите руку, я выдам.

Инструкция

  • Задай вопрос к каждому глаголу
  • Если в вопросе есть ь, пиши -ТЬСЯ на конце слова (это глагол неопределенной формы),если в вопросе нет ь, то это глагол в форме 3 л и Ь не пишется.

Проверка на кодоскопе

– Какое словосочетание вызвало затруднение?

– Как можете доказать правильность выбранного вами варианта? (Составить предложение)

– В последнем словосочетании может быть 2 варианта записи. Устно составьте предложение с последним словосочетанием.

Я хочу вернуться из дальней поездки.

Родители скоро вернутся из дальней поездки.

– У кого не было затруднений? В чем были затруднения? Помогла ли вам инструкция?

Технология сотрудничества
9. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание метода собственной познавательной деятельности; реализация принципа личностно-ориентированной технологии;

Средства: беседа;

домашнее задание – разноуровневое

Результат: знание нового алгоритма; определение понятия метода построения и применения

– Каким образом вы преодолевали трудности? За счет чего?

– Каков главный результат для вас лично при изучении темы?

– Чему вы научились лучше всего?

– Что не получилось и почему?

– Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы.

– Как вы считаете, мы теперь все знаем о глаголах?

– А вы хотите узнать? Будем продолжать работу на следующих уроках.

Домашнее задание (по выбору)

  • Напишите трактат будущим школьникам “Глаголы с возвратным суффиксом”. Какие рекомендации и пожелания Вы дадите будущим ученикам?
  • Подобрать примеры глаголов с возвратным суффиксом, когда выбор написания ь зависит от контекста, в котором употреблен глагол
  • Выписать из упр. 356 глаголы в неопределенной форме.
Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок