В методике развития связной речи учащихся выделяют различные виды упражнений, которые классифицируются разными авторами в зависимости от того, какой признак положен в основу этого разграничения. Наиболее часто исследователи выделяют следующие признаки:
- цель использования: обучающие и проверочные;
- место выполнения: классные и домашние;
- способ выполнения: устные, смешанные и письменные;
- характер мыслительной деятельности: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический;
- последовательность выполнения: пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обучающие и творческие (Г.Н.Приступа);
- репродуктивные и продуктивные;
- степень самостоятельности и творческой деятельности: упражнения по образцу, конструктивные и творческие (М.Р.Львов);
- соотношение действий по готовому и создаваемому тексту: упражнения аналитического характера по готовому тексту, упражнения в переработке готового текста, упражнения в создании нового текста на основе данного, упражнения в создании собственного текста учащимися (Т.А. Ладыженская)
В данном случае система упражнений в связной устной речи будет основываться на выделенных пяти коммуникативно-речевых умениях. То есть коммуникативно-речевые упражнения распределяются на пять групп в соответствии с теми основными умениями, которые необходимо сформировать у младших школьников.
Таблица № 1
Вид группы упражнений | Коммуникативно-речевые упражнения в процессе создания связных высказываний |
1 группа | |
Упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, ориентироваться в ситуации общения: | определить цель данного высказывания; |
определить тему высказывания ; | |
отобрать фактический материал, соответствующий теме высказывания; | |
сформулировать основную мысль высказывания; | |
составить собственное высказывание, исходя из целей общения в конкретной ситуации; | |
2 группа | |
Упражнения, направленные на формирование умения отбирать и систематизировать материал к устному или письменному высказыванию: | выбрать группы слов и выражения наиболее подходящие для раскрытия темы предстоящего высказывания; |
составить наброски плана предстоящего высказывания; | |
найти в отобранном материале для высказывания слова и предложения, которые помогут раскрыть основную мысль, избежать повторения слов; | |
составить рабочие материалы будущего высказывания на основе организованных учителем специальных наблюдений (например, "Осень в парке"); | |
составить высказывание по картинке (коллективное собирание материала) | |
3 группа | |
Упражнения, направленные на формирование умения выражать свои мысли правильно с точки зрения норм литературного языка: | составить предложение:
|
отредактировать деформированные предложения; | |
расположить данные предложения в нужном порядке; | |
проанализировать предложенное высказывание с позиции норм правильного литературного произношения слов; | |
отредактировать высказывание, заменить просторечные, диалектные слова в высказывании литературными синонимами. | |
4 группа | |
Упражнения, направленные на формирование умения лексически разнообразить устное высказывание и в определённой композиционной форме в зависимости от типа и стиля речи: | определить типвысказывания по заголовку; |
составить высказывание по предложенному началу (или концу); | |
найти сравнительный оборот в описании и заменить его синонимичным, используя слова: "как", "словно", "как будто"; | |
составить лексико-семантическую группу слов (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия) к предстоящему высказыванию; | |
проанализировать уместность создания высказывания данного стиля в соответствии с конкретной ситуацией общения. | |
5 группа | |
Упражнения, направленные на формирование умения контролировать собственную речь в процессе высказывания: | Исправить речевые недочёты предложенного высказывания; |
вставить в рассуждение слова, выражающие уважительное отношение к собеседнику; | |
включить в высказывание слова или выражения, привлекающие внимание собеседника (например, "Знаешь, Света, эти слова больше подходят:") | |
оценить созданное высказывание с позиций удобства его восприятия слушателями; | |
отредактировать предложенное высказывание, используя основные приёмы выразительности устной речи: интонацию, паузы, логическое ударение, громкость, мимику и т.д. |
Происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребёнка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Выделены три базовых аспекта коммуникативных УУД: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством, коммуникацией как условием интериоризации.
Применение этой системы развития коммуникативно-речевых упражнений возможно в любом курсе касающегося речевого развития обучающихся. Это создаёт условия для развития универсальных учебных действий в рамках ФГОС. Для примера представлено применение коммуникативно-речевых упражнений в курсе "Речь" под редакцией Т.Н.Соколовой.
Применение системы упражнений в 4 классе в рамках курса "Речь" Школа развития речи
Система знаний в курсе "Речь" Школа развития речи отражена в комплекте пособий курса "Речь"для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся и методического пособия для учителя. Пособия разработаны по программе, составленной Л.Д.Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов. Для 4 класса включает в себя разделы:
- Речь. Техника и выразительность речи.
- Слово.
- Предложение и словосочетание.
- Текст.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны" для обучающихся в 4 классе. В этом случае на помощь приходит курс "Речь" Школа развития речи, являющийся закономерным продолжением уроков русского языка.
Тематическое планирование занятий
Школа развития речи по курсу "Речь"
4 класс
№ урока | Тема занятий | Коммуникативно-речевые упр-я | Развитие коммуникативных УУД (формы работы) |
1 | Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбур.Входная диагностика(наблюдение) | Упр-я 1 группы | Взаимодействие. Работа в парах в № 1 и № 3 |
2 | Фразеологизмы. | Упр-я 2 группы | Сотрудничество. Работа в группах в № 4 |
3 | Фразеологизмы. | Упр-я 3 группы | Работа в группах в № 1 |
4 | Диалектизмы. | Упр-я 4 группы | Интериоризация в № 2 |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворения. | Упр-я 2 группы | Работа в группах в №1 Взаимодействие. Игра в парах в № 3 |
6 | Метафора. | Упр-я 5 группы | Кооперация. Работа в парах в № 1 |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. |
Упр-я 3 группы | Взаимодействие. Работа в парах в № 2 и № 3 |
8 | Сочинение по пословице. | Упр-я 1-4 групп. | Интериоризация в № 2 |
9 | Анализ сочинений. | Упр-я 3 группы | Взаимодействие.Работа в парах на 1 этапе урока. |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. |
Упр-я 5 группы | Сотрудничество. Работа в группах в № 1 |
11 | Сочинение - пейзажная зарисовка. | Упр-я 1-4 групп. | Сотрудничество. Работа в группах в № 2 |
12 | Рифма. | Упр-я 4 группы | Взаимодействие. Работа в парах в № 5 |
13 | Диалог и монолог. | Упр-я 3, 5 групп | Кооперация. Работа в группах в № 1 |
14 | Драматические импровизации. | Упр-я 5 группы | Работа в парах в № 2 |
15 | Драматические импровизации. | Упр-я 2 группы | Сотрудничество. Работа в группах в № 1 |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | Упр-я 2 группы | Игра в парах в № 4 |
17 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | Упр-я 1 группы | Игра в парах в № 2 |
18 | Творческая работа. Шуточный рассказ. | Упр-я 3, 4 групп | Интериоризация в № 5 |
19 | Сочинение-миниатюра в художественном стиле. | Упр-я 2 группы | Интериоризация в № 5 |
20 | Творческая работа. Сказка "наоборот". | Упр-я 5 группы | Сотрудничество. Работа в группах. |
21 | Публицистический стиль. | Упр-я 4 группы | Интериоризация в № 2 |
22 | Газетно-публицистический стиль | Упр-я 3 группы | Работа в парах в № 2 |
23 | Деловая игра "Вёрстка газеты". | Упр-я 5 группы | Сотрудничество. Работа в группах в №3 |
24 | Официально-деловой стиль. | Упр-я 4 группы | Работа в парах в № 3 |
25 | Тезисы. Конспект. | Упр-я 2 группы | Игра в парах в № 3 |
26 | Аннотация. | Упр-я 4 группы | Интериоризация в № 2 |
27 | Я пишу письмо. | Упр-я 5 группы | Интериоризация в № 2 |
28 | Личный дневник. | Упр-я 3 группы | Игра в парах в № 4 |
29 | Сочинение "Мои любимые стихи". | Упр-я 1 группы | Интериоризация в № 1 |
30 | Сочини сценарий для мультфильма. | Упр-я 5 группы | Сотрудничество. Работа в группах в №3 |
31 | Конкурс на лучшее название конфет. Диагностика по методике "Совместное рисование" -нарисовать этикетку к конфетам |
Упр-я 1 группы | Работа в группах |
32 | Лингвистический турнир Диагностика по методике "Кто прав?" |
Упр-я 3 группы | Индивидуальная работа |
33 | Олимпиада по русскому языку Задание "Дорога к дому" |
Упр-я 3 группы | Работа в парах. |
Итого: | 33 часа |