Цели урока:
- продолжить работу над произведением Снегирева “Про пингвинов”;
- развивать любознательность, самостоятельность в работе;
- прививать любовь к окружающему миру;
- учить работе в коллективе.
Ход урока
1) Оргмомент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
У нас сегодня много гостей, поэтому давайте покажем все, что мы умеем и чему научились.
2) Работа над скорочтением
Работаем по листочкам
А – о – у – и -ы - е
Я – е – ю – о - а
Ква – бра – мня - вня
Сло – мно – зда – где
Ан – тар –кти -да -, пе- ноч- ки.
3) Работаем по тексту Снегирева Г.Я. “Кукушка”
Все птицы вьют гнезда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подбросит свое яйцо в чужое гнездо.
Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом как подрос, пеночкиных птенчиков выкинул на землю. И теперь вот какой большой.
Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков и все кукушонку мало, клюв разевает и пищит.
Продолжите мое предложение и вы поймете, о ком мы сегодня будем говорить. Вперевалку шел со льдин
К нам на чтение...(пингвин)
4) Молодцы. Дима Деев прочтет стихотворение про пингвинов.
Наряд пингвина благороден:
Манишка, фрак и гордый вид.
Пингвин немного старомоден,
Но очень-очень родовит.
В мире он такой один
Императорский пингвин.
5) Итак, мы сегодня продолжаем работу над произведением Снегирева “О пингвинах”. Но начнем работу с отчета групп.
1. “Библиографическая”
Эти сведения мы нашли в большой советской энциклопедии.
Снегирев Г. Я. Родился в 1933 году в Москве. С раннего возраста увлеченно шел в мир природы. Сначала путешествовал по карте, воображая. В13 лет пошел работать звероловом в зооцентр. Позже работал в лаборатории, лечил рыб и даже вывел впервые в аквариуме дальневосточную креветку.
Снегирев-писатель-путешественник. Пишет в основном для детей, открывает им окружающий мир во всей его увлекательности, вызывает любовь к родной природе.
И пишет он о природе так, как до него никто не писал: каждая строчка дарит читателю удивление. На многих языках в нашей стране и за рубежом читают дети его книги.
Учитель: 20 марта Снегирев отмечал 70-летие.
Спасибо, а вот о том месте, где это происходило, расскажут географы.
2. “Географы”
Антарктида- материк в южном полушарии, занимающий центральную его часть.
Постоянного коренного населения нет, расположены отдельные научные станции.
Антарктида покрыта мощным слоем льда, толщиной до 1,5метров. Обитают тюлени, птицы-поморы, пингвины Адели и императорские пингвины.
Учитель:
Спасибо. Подробности о пингвинах нам расскажет...(ребенок в костюме пингвина)
Первые мореплаватели , увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки. Это птица, которая не боится холода и не летает.
Сейчас в мире известны 17видов пингвинов. Самые большие птицы - императорские, 80 см роста, весом от 25 до 40 кг. Под кожей у пингвина толстый слой жира и запас питания на “черный день”.
Полжизни и даже больше времени проводят пингвины в ледяной воде.
Питаются рыбой, скорость движения достигает 40 км/ч. Самка откладывает одно яйцо весом 400 граммов и отдает его самцу. Он держит яйцо на лапах 2 месяца, почти не шевелясь. Вылупившихся пингвинов собирают птичьи “детские сады”, но мамы, не ошибаясь, находят своего малыша.
6) Учитель:
Спасибо. Дети из группы “мудрецов” нашли объяснения слов, а “любопытные” побывали в краеведческом музее. Слушаем детей.
3. “Мудрецы”, “Любопытные”
Примус - прибор для нагревания и приготовления пиши с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку (показывают примус)
Фанера – тонкие листы древесины для столярных изделий.
Учитель:
Всем спасибо. А мы устали, будем отдыхать.
7. Физкультминутка:
(под мелодию песни “Пингвины”)
8) Проверка домашнего задания. Открываем учебник на с. 129.
1 часть - слушаем;
1, 2, 3 абзац – читает один ребенок
4, 5 абзац – второй ребенок
6, 7 абзац – третий ребенок
8, 9 – четвертый ребенок
2 часть
Учитель: Почему эта часть названа “Любопытные”?
3 часть
Учитель: почему с пляжа пингвины идут молча? (найдите строки)
За что, почему пингвины дерутся?
Почему пингвины строят гнезда из камушков?
4 часть – читаем цепочкой
Учитель: в нашем классе, как обычно, работает художественная мастерская (выставка детских рисунков)
Спасибо всем за работу (предлагаю рассказать, к какому отрывку из рассказа соответствует рисунок)
5 часть
Учитель: что нового и интересного вы узнали из рассказа на уроке?
Из прочитанного?
Из рассказанного детьми?
6 часть
Учитель: у нас работала еще одна группа “Библиотекари”. Подведем итоги и их работы.
Ребенок сообщает о произведениях Снегирева и обращает внимание на выставку книг.
Учитель: все за работу спасибо.
Оценки. Домашнее задание.