В практике детской психотерапии игра впервые была использована З.Фрейдом. С развитием психологической науки фактически все направления зарубежной психокоррекционной практики в рамках своих школ выработали подходы к игротерапии. В отечественной психологической практике применение игры как терапевтического средства основывается на теории игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Эльконина. В психокоррекционных целях игру использовали Л.Абрамян, А. Захаров, А. Спиваковская.
А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Все эти функции взаимосвязаны и вытекают одна из другой. Так, наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с миром и самим собой. С другой стороны игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является “властителем” своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта.
Включение игр в воспитательно-образовательный процесс повышает его эффективность, так как игра:
- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;
- способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является игровая терапия. Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Главная особенность игры – двуплановость – способствует тому, что у ребенка снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обуславливает развивающий эффект игры.
В своей работе я использую элементы игротерапии в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми. Применение групповой формы работы способствовало обучению детей отношениям друг с другом, с взрослым. На мой взгляд, игротерапия помогает решить ряд проблем детей старшего дошкольного возраста, в том числе развитии личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с подготовкой в школу.
Игротерапия включает в себя игры и игровые ситуации с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми. Игры и упражнения под руководством психолога учат детей дружбе, сплочению детского коллектива, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать друг другу (“Клубочек”, “Найди друга”, “Рукавички”, “Доброе животное”, “На что похоже настроение”, “Комплименты”).
Некоторые игровые приёмы также позволяют снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приёмами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить чёткие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности (“Тень”, “Дракон кусает свой хвост”, “Замри”, “Зеваки”, “Повтори за мной” и другие”).
Наиболее эффективное обучение детей познавательным процессам наблюдается в игровой деятельности. В условиях игры ребёнку легче сосредоточиться, он больше запоминает, проявляет гибкость мышления. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения (“Четыре стихии”, “Где мы побывали, что мы повидали”, “Испорченный телефон” и другие.)
В игре повышается и речевое развитие детей, так как речь неизбежно включена во все виды детской деятельности и выступает как средство общения с одной стороны, и как средство мышления с другой (при решении мыслительных задач и их словесном описании). “Зато, или позитивная альтернатива”, “Ну-ка, отгадайте” и тому подобные.
Появление в сознании ребёнка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7 летнего возраста проявляются в игре в школу. Центральным моментом игры у ребёнка всегда становится наиболее важное и существенное для него в данный момент переживание, то есть содержание игры всегда соответствует актуальным потребностям ребёнка (“Собери портфель в школу”, “Познакомься с школьной атрибутикой”, “Буквы алфавита”, “Подари подарок” и другие).
Также в основу работы педагога-психолога входят игры и игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков, т.к. по данным исследований Л.С. Выготского, в процессе игры легче, чем при выполнении какой – либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими.
Можно с уверенностью сказать, что в результате такой работы у детей повысились коммуникативные навыки. Это проявлялось в детских играх. Дети не стеснялись проявлять свои чувства, спокойно говорили о симпатиях и привязанности (“Комплименты”). Если раньше дети иногда отказывались выполнять задание с детьми, не пользующимися в группе авторитетом, то теперь действовали в соответствии с правилами игры, отдавая предпочтения всем участникам игры (“Повернитесь к соседу”, “Улыбнись другу”, “Рукавички” и другие). Основными показателями повышения коммуникабельности детей также является снижение скованности в движениях, уменьшение суетливости, множества ненужных жестов и мимики, установление доверительного контакта с психологом и детьми в группе.
Нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, излишнюю тревожность и раздражительность у детей хорошо снимают подвижные коллективные игры. В народной педагогике накоплен огромный запас таких игр: прятки, лапта, казаки-разбойники, жмурки, кошки-мышки и другие. В своей практике я использую игры, специально разработанные для занятий с детьми дошкольного возраста.
Игра - это процесс, способствующий реализации творческих способностей, где ребенок может перевоплощаться в творца своей жизни, своего поведения, преодолевать свою скованность, где можно убедиться, что из самых сложных ситуаций можно найти выход, учит налаживать контакты с детьми и взрослыми.
Используемая литература:
- Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Весёлые, грустные…: Учебное наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б., Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, М., 2000.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, М., 2001.
- Развивающие игры для детей старших групп детских садов и младших школьников, методическое пособие, Калуга, 1996.