В формировании музыкальной культуры школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение. Слушание музыки является важнейшим видом музыкальной деятельности, которое обеспечивает развитие всех основных музыкальных способностей учащегося. Согласно теории музыкального образования главной задачей слушательской деятельности является формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки.
Слушательская деятельность в рамках предмета “Слушание музыки” призвана содействовать: а) развитию интереса к музыке; музыкального слуха; музыкальной памяти; образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей; б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке; в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания; г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Проблемой формирования слушательской деятельности занимались в своих исследованиях многие учёные, музыканты, такие как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л. Бернстайн, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, А.А. Пиличяускас, Б.Л. Яворский и другие.
История курса “Слушание музыки” уходит корнями в начало XX века. Значительный вклад в её развитие внёс отечественный музыковед I половины XX века Б.Л. Яворский. Он вёл интенсивную деятельность по разработке учебных программ в курсах “Сольфеджио”, “Теория музыки”. Особое внимание он уделял процессу восприятия музыки, и явился создателем новой для того времени учебной дисциплины “Слушание музыки” [8, 78].
Впоследствии многие музыкально-теоретические и педагогические идеи Б.Л. Яворского получили дальнейшее развитие, например, в трудах Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, М.Ю. Самакаевой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр и других.
На сегодняшний день содержание, организация музыкально-слушательской деятельности основательно разработана учёными Э.Б. Абдуллиным, Е.В. Николаевой. В своих трудах авторы определяют следующие педагогические условия: а) какая музыка (народная, классическая, современная) будет изучаться на уроке; б) каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры данного класса; в) каком направлении предлагается развитие музыкально-творческих способностей учащихся; г) каков круг музыкальных интересов и потребностей учащихся [1, 74].
При организации процесса развития слушательской культуры школьников следует иметь в виду существование различных подходов к пониманию смысла и содержания музыкального искусства.
Первый из них основан на понимании музыки как отражения действительности в образной форме. Согласно этой позиции, понимание музыки возможно лишь в опоре на раскрытие связей музыки и жизни. “Понять музыкальное произведение, - подчёркивает Д.Б. Кабалевский, - значит понять его жизненный замысел” [7, 31].
Вторая позиция заключается в том, что смысл музыки должен быть найден в самой музыке. Так, по мнению Л. Бернстайна, “музыка никогда не бывает о чём-то. Смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в её мелодиях, гармонии, ритмах, оркестровом колорите, и в особенности в способах её собственного развития” [4, 89].
Говоря о развитии музыкально-слушательской культуры учащихся, необходимо помнить, что каждый ребёнок слушает и слышит музыку по-своему. Педагог – музыкант А.А. Пиличяускас, решая эту проблему, разработал “идеально – комплексную” модель познания музыки [9].
В нижеследующей таблице 1 автор предлагает различные подходы к определению понятия “слушание музыки”, её структуре, задачам.
Таблица 1
Различные подходы к определению понятия
“слушание музыки”
Автор | Определение | Структура | Задачи |
Д.Б. Кабалевский | Понимание музыки как отражение действительности в образной форме | Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия | Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусств |
Л. Бернстайн | Смысл музыки должен быть найден в самой музыке, в способах её собственного развития | _ | _ |
А.А. Пиличяускас | Идеально-комплексная модель познания музыки. Её объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения | Трёхкомпонентная структура: 1) музыкальный образ; 2) эстетически-нравственный фон; 3) художественный образ |
Помочь учащимся раскрыть художественную ценность и социальную значимость академической музыки |
Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева | Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе учащихся были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии | Три стадии: 1)накопление интонационно-слухового опыта; 2)выявление интонационно-слуховых комплексов в произведении; 3)постижение стиля через восприятие музыкального образа |
Научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитать потребность в слушательской деятельности |
Если слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся, то восприятие музыки – это сложный психологический процесс постижения содержания музыкального произведения. Очень ёмкую трактовку понятия “восприятия” дал известный венгерский композитор Ференц Лист: “Восприятие музыки – это познание самого себя”.
Проблема восприятия музыки привлекала и привлекает внимание психологов, педагогов, музыкантов, искусствоведов, таких как Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, М.Ю. Самакаева, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон и другие.
Однако нет единого определения самого понятия “восприятие музыки”. Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор Д.Б. Кабалевский ещё в 70-е годы. По его мнению “активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней” [11, 9].
Большинство исследователей считают, что восприятие музыки – это единство эмоционального отклика и дифференцированного слышания музыки. “Мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем его”, - писал Б.В. Асафьев [3, 64].
Н.Л. Гродзенская в качестве важнейшего компонента музыкального восприятия выделяет оценку: “Понимать музыку – значит воспринимать её сознательно, отдавать себе отчёт в её содержании, в её форме” [6, 7]. С данным определением созвучно и определение Л.В. Горюновой [5, 17].
Музыкальное восприятие отличается от обычных форм слухового восприятия, прежде всего тем, что слушатель в процессе восприятия музыки фиксирует интонации, а не просто звуковые последовательности. Об этом в своих трудах говорят Г.С. Тарасов [10, 9], А.Н. Сохор [12, 147].
Проблема восприятия музыки стала активно разрабатываться отечественными педагогами – музыкантами после Великой Октябрьской революции. Уже в первом сборнике “Музыка в единой трудовой школе” (1919 г.) видные деятели Н. Ковин и В. Каратыгин поднимали вопросы, связанные с развитием способностей “воспринимать музыку, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью” [2, 41]. Большую ценность представляла работа М.М. Койранской, в которой был поставлен вопрос о необходимости создания определённой системы и последовательности при обучении восприятию музыки [10, 11]. Значительный вклад в развитие теории и практики музыкального воспитания внёс Б.Л. Яворский. Делая упор на единстве эмоционального и рационального, автор развивал мышление учащихся, их фантазию.
Проблемы восприятия музыки находятся в центре внимания педагогов – музыкантов разных стран, например в Германии это - К. Дитрих, К. Гофман, П. Михель, Югославии - К. Кос, Чехии - Ф. Лысек, Болгарии - Л. Витанова – Сталева, Америке - Д. Тейлор, Е. Гордон [10, 14].
В нижеследующей таблице 2 автор предлагает различные подходы к определению понятия “восприятие музыки”.
Таблица 2
Различные подходы к характеристике понятия
“восприятие музыки”
№ | Автор | Характеристика понятия |
1. | Н. Ковин, В. Каратыгин | Воспринимать музыку, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью |
2. | М.М. Койранская | В основу развития внимания у ученика должен быть положен принцип – от общего ощущения – к большей детализации, от основных слагаемых музыкального впечатления: мелодии, ритма - к анализу внутренней жизни произведения |
3. | Б.В. Асафьев | Восприятие музыки – это единство эмоционального отклика и дифференцированного слышания музыки |
4. | Б. Л. Яворский | Делая упор на единстве эмоционального и рационального в процессе восприятия музыки, педагог развивал мышление учащихся, их фантазию |
5. | Д.Б. Кабалевский | Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом |
6. | Н.Л. Гродзенская | Понимать музыку – значит воспринимать её сознательно, отдавать себе отчёт в её содержании |
7. | Л.В. Горюнова | Восприятие музыки – процесс, складывающийся из элементов: соответствия становления музыкальных образов в сознании ребёнка, развитию самой музыки и эмоциональной реакции учащихся на содержание музыкального произведения |
8. | Г.С. Тарасов, А.Н. Сохор | В процессе восприятия музыки слушатель распознаёт логику интонационных высказываний. Необходимо воспринимать музыкальные интонации как “слова” знакомого “языка” и понимать их значение |
9. | К. Дитрих, К. Гофман, П. Михель (Германия) | Анализируют особенности восприятия музыки, выявляют возможности педагогической диагностики музыкальных способностей детей, разрабатывают вопросы значения музыкального воспитания в общем и эстетическом развитии школьников |
10. | К. Кос (Югославия) | Изучает значение зрительных представлений в процессе восприятия музыки. Именно благодаря взаимосвязи акустических и оптических стимулов происходит целостное переживание музыкального произведения |
11. | Ф. Лысек (Чехия) | Обращает внимание на зависимость музыкальности учащихся, их уровня восприятия музыки от интеллекта. Исследования направлены на поиск методических подходов к развитию способности усвоения музыкального произведения |
12. | Л. Витанова - Сталева (Болгария) | Для развития восприятия детей необходим фактор “знаний”, который управляет музыкальным мышлением учащихся; доказывает, что обученность детей, формирование у них соответствующих умений и навыков имеет определяющее значение во всех видах деятельности |
13. | Д. Тейлор, Е. Гордон (Америка) | Восприятие музыки изучается в двух
направлениях: 1)музыкальная педагогика – организация музыкального образования, поиск эффективных методов обучения; 2) психоакустика – влияние изменений качеств звука на восприятие звуковысотных отношений |
Таким образом, слушательская деятельность играет важную роль в формировании музыкальной культуры школьников. Одна из главных задач предмета “Слушание музыки” – помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в той степени, чтобы музыка была им близка и понятна, а потребность в общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна. – М.: Музыка, 2006.- 336 с.
2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания в советской школе // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1974. Вып. 9. – С. 40-45.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Просвещение, 1965. – 240 с.
4. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи / Пер. с англ. и предисловие Е.Ф. Бронфин. – Л., 1991. – 67 с.
5. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1971. Вып.7. – С.15-21.
6. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. – 84 с.
7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. – 191 с. – (Библиотека учителя музыки).
8. Морозова С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.Апраксина. Вып.12.М., Музыка, 1977.–С.75-85.
9. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. – М., 1992. – 234 с.
10. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. Учебное пособие. Свердловск, 1989. – 63 с.
11. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.–М.: Издательский центр “Академия”, 2000.–128 с.
12. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1970. – 186 с.
13. Явгильдина З.М. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников; вопросы теории и практики: Монография / З.М. Явгильдина. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. – 184 с.