Предварительная работа:
1 Целевые прогулки по проспектам
2. Просмотр видеофильмов о Новочеркасске.
3.Экскурсия по городу
4. Рассматривание альбома “Старый город и новый”
5. Цикл бесед об истории города
6. Работа с родителями:
Беседа об истории города
Предложить родителям совместно с детьми составить рассказ о нашем городе.
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение старших дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Закреплять знания детей о родном городе и его архитектуре.
- Побуждать детей добиваться при рисовании выразительной передачи знакомых им предметов.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей ребенка обстановке
- Развивать у детей монологическую и диалогическую речь. Учить использовать в речи сложные предложения.
- Пополнять активный словарь: Новочеркасск, проспект Платовский, улица Московская, проспект Ермака, проспект Баклановский.
Методические приемы:
- Вводная беседа
- Сюрпризный момент
- Создание проблемной ситуации
- Вопросы поискового характера. Разрешение проблемной ситуации.
- Рисование
- Самоконтроль в процесс рисования
- Анализ работ
- Организация выставки.
Материал и оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеозапись фильма Новочеркасск, фотографии проспекта Ермака, Платовского, Баклановского. CD-диск “Новочеркасск” автор А.Миронов, стаканчики – непроливайки, гуашь, листы А3, акварель, пастель, палитра, кисти № 2,3,4,5, бумажные салфетки.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на интересную беседу.
Ребёнок читает заранее приготовленное стихотворение.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья!
Воспитатель: Как можно назвать наш общий дом?
Дети: Планета, Земля.
Воспитатель: Что ещё может быть домом для человека?
Дети: (Улица, город, деревня, село)
Воспитатель: Кто расскажет, как появляются города на свете? (Ответы детей)
Дети: Людей всегда тянет к новому, интересному и неизвестному. Они переезжают на новые места, обживают их. Образуются деревни, потом строятся города, заводы, фабрики и производят продукцию.
Воспитатель: Я, Вам предлагаю посмотреть отрывок из фильма “История Новочеркасска” и вспомнить, как образовался наш город и почему его так назвали. (Просмотр фильма.)
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Наш город называется Новочеркасск. Расположен на высоком холме, окруженном поймами рек Аксай и Тузлов.
Воспитатель: Правильно. А кто знает, почему он так называется?
Дети: Наш город называется Новочеркасск. Ещё называют его столицей донского казачества, потому что дал название ему атаман Матвей Платов, старая столица была в Черкасске, в наше время станица Старочеркасская.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: В городе много улиц, где живут Новочеркассцы. У улиц тоже есть имя. На какой улице находится наш детский сад?
Дети: Наш детский сад находится на улице Ленгника.
В это время раздается свист и крик, в группу залетает мешок и затем появляется Разбойник, который тащит за собой сундук, после этого разбойник начинает бегать по группе.
Разбойник: Золото, все, мое, мое. Это все мое золото. Ничего не трогайте.
Воспитатель: Подождите, подождите. Вы кто? Пришли, не поздоровались, золото какое-то ищите.
Разбойник: Какое золото? Наверное, вы его уже забрали?
Воспитатель: Кажется, я догадалась. Вы - разбойник и ищите сокровища. Но у нас нет никакого золота.
Разбойник: Да, я разбойник, но я не пришел, а приплыл на пиратской бригантине. Вы думаете, я ничего не знаю? Ростовская область?
Дети: Да, Ростовская область.
Разбойник: город Новочеркасск?
Дети: Да, Новочеркасск!
Разбойник начинает бегать по группе и что-то искать, подбегает к цветам и начинает их выкапывать, а воспитатель оттаскивает его.
Воспитатель: Что вы делаете? Это же уголок природы!
Разбойник: Вы меня не обманете (начинает все вытаскивать из карманов и достает газету
“Новочеркасские ведомости”. Что вы думаете, если я разбойник, то я и читать не умею? Знаете, сколько я заплатил за эту газету? Целое состояние! Затем начинает читать по слогам. Газета - “ Новочеркасские ведомости” Где-то золото, богатство.
Воспитатель: Кажется, я начинаю понимать, в чем тут дело. Наш город был признан “маленьким Парижем” потому что все улицы ведут к проспекту Ермака. Ребята, как вы думаете, почему разбойник думает, что наш город золотой и богатый?
Дети: Потому что он у нас самый чистый, красивый, в нем много деревьев, разных остановок. Строят много новых домов, старинных домов и особняков, новых поликлиник для граждан, чтобы они были здоровыми. В нашем городе много улиц, и ещё есть проспекты.
Разбойник: А что такое проспекты?
Дети: Проспект, это главная улица в городе, самая большая, самая широкая, самая красивая улица.
Воспитатель: В нашем городе -3 проспекта. Ребята, какие в нашем городе проспекты?
Дети: Проспект Ермака, Проспект Платовский, Проспект Баклановский.
Воспитатель: Наш детский сад находится на улице Ленгника, недалеко от проспекта Баклановского.
И наши дети каждый день проходят по этой большому, красивому проспекту. Ребята, какие здания находятся на проспекте Баклановском?
Дети: На проспекте Баклановском находятся: Ледовый дворец, стадион Ермак, Узел связи, детские сады, школы, сбербанки, магазины, аптеки, оптика, художественная школа имени Дубовского, кинотеатр Космос, автовокзал.
Воспитатель: Вот видишь разбойник, какой красивый у нас город. И сколько зданий находится, только на одном проспекте. Ребята, а как вы думаете, каким будет наш город через несколько лет?
Дети: Будет еще больше цветов, деревьев. Нигде не будет ни одной бумажки, появятся новые дома, а старые украсят.
Воспитатель: Правильно, ребята. И вот сейчас наши ребята станут юными художниками и нарисуют проспект Баклановский, каким вы его видите. А может быть, кто-то из ребят нарисует проспект Баклановский таким, каким он будет в будущем. Интересно, что же вы нарисуете?
Разбойник: А я тоже нарисую город своей мечты.
Во время рисования звучит аудиозапись песен А. Миронова. “Снова Новочеркасск зажигает огни”, “Улица, ты улица”
Дети и разбойник рисуют.
После рисования воспитатель совместно с детьми проводит анализ работ.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что нарисовал Разбойник.
Разбойник: А я нарисовал проспект будущего. Дорога-серебрянная, дома – золотые, на деревьях – яблочки алмазные....
Воспитатель: Ну, тебе разбойник, только бы сокровища!
Разбойник: Всё, мне некогда, где мой сундук, где мой мешок, я пойду искать город моей мечты. Я найду тебя, мой город! Разбойник убегает.
Воспитатель: Даже не попрощался. А рисунок у него красивый получился. Правда, ребята?
Из всех наших рисунков мы сделаем выставку, которая будет называться “Проспекты нашего города”.