Тема урока: "Звук [ж], буква Ж, ж. Звуки [з], [з'], буква З, з. Соотнесение ситуации и звуков, произносимых животными"

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к заданиям Азбуки;

Метапредметные:

  • Регулятивные: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • Познавательные: анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;
  • Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в обращении правила вежливости;

Предметные:

  • познакомить со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает;
  • познакомить со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает.

Оборудование:

  • “Азбука” Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
  • “Я читаю.”Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
  • Рисунки с буквами Ж, З
  • Аудиодиск “Календарь природы”
  • Магнитофон.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Послушайте и отгадайте.

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?(Летом)

Назовите летние месяцы.(Июнь, июль, август)

Кто из вас летом на лугу?

Давайте представим, что мы находимся на летнем лугу. Послушайте, что вы услышали? (Птицы поют, деревья шумят, насекомые летают)

Музыка.

Как назвать одним словом, что мы слышим?(Мы слышим звуки природы)

Вот полетел жук. Что услышим? Произнесите хором.(Звук ж)

А вот комарик. Как он поет? Произнесите хором.(Звук з)

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке.(Сегодня на уроке мы будем изучать звуки ж и з).

II. Работа над темой.

1.Мы сегодня знакомимся с новымизвуками.

Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.(Это согласный звонкий звук)

Попробуйте произнести этот звук мягко.

Что заметили? (Мягко его произнести нельзя.)

Какой вывод можно сделать? ([ж] – всегда твёрдый согласный.)

Назови слова с этим звуком в начале.

2. Какой буквой обозначается звук [ж]?(Звук [ж] обозначается буквой Ж ж)

Найдите эту букву на форзаце учебника.

На что похожа эта буква?(Буква ж похожа на жука)

Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

Физкультминутка.

В какой сказке жук является одним из персонажей?(Сказка “Дюймовочка”)

Давайте выполним сказочную зарядку.

Буратино – длинный нос,
А Жар-птица – пышный хвост.
Дядя Степа – выше крыши,
Мальчик-с-пальчик – ниже-ниже,
Чебурашка – ушки-ушки,
Поскакали как лягушки,
Толстый-толстый бегемот,
А Кощей наоборот.
Репку тянем-тянем-тянем,
Вытянуть не можем,
Ну и что ж, зарядку мы закончим.

3. К нам еще один звук пришел в гости. Какой звук издает комар? Произнесите. (З-з-з-з)

Какой это звук?(Этот звук согласный звонкий) Этот звук бывает твердым или мягким? (Он бывает и твердым, и мягким).

Подбери слова с твердым и мягким звуком.(девочки называют слова с твердым звуком, мальчики – с мягким).

4. Какой буквой обозначаются эти звуки?(Этот звук обозначается буквой З).

Найдите эту букву на форзаце учебника.

На что похожа эта буква?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
С. Маршак

III. Работа с учебником (с. 49).

  • Рассмотрите рисунки.
  • Назовите слова, в которых слышится звук [ж] и звуки [з], [з,].(Лыжи, коза, ваза, гвоздика)
  • Раскрасьте предметы, в названиях которых слышатся звуки [ж].
  • К каким названиям относятся эти схемы?(Работа со схемами на доске и в Азбуке)
  • Впишите буквы согласных звуков.

Мы с вами поговорили о лете, а сейчас какое время года? (Осень) А после осени, какое время года наступит? (Зима)Сегодня так холодно, будто зима уже наступила. Наверное, уже зима наступила? (Нет). Почему? (Сейчас идет месяц ноябрь, а это осенний месяц). Что вы будете зимой делать, чем будете заниматься на улице? (Мы будем кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки, лепить снеговиков). Давайте посмотрим в Азбуке, чем занимаются ребята. (Дети едут с горки на лыжах). Кто хочет прочитать рассказ, чтобы узнать, как зовут ребят, и кто первым спускается с горки? Чтение текста по цепочке. Определение места каждого ребенка при спуске.

IV. Закрепление изученного.

  • Откройте “Я читаю.” на странице 12.
  • Кого вы видите на рисунках?(Курица, муха, собака, кошка, комар)
  • Могут ли разговаривать эти животные?
  • Впишите, кто как “говорит”:

Ж-ж-ж-ж, тяф-тяф-тяф, р-р-р-р, ко-ко-ко, кудах-тах-тах, ф-ф-р-р-р, мяу-мяу, з-з-з-з.

  • Найдите в рисунках буквы С, Т, У, Ф, Ш.

V. Итог урока.

– С какими звуками и буквами познакомились сегодня на уроке?

– Дайте характеристику этим звукам.

– Что ещё нового узнали сегодня на уроке?