Введение
Изучение особенностей природы родного края Республики Татарстан позволит, расширить знания о сохранении видового состава растительного и животного миров. Живые организмы являются составной частью биосферы и окружающий нас также лес. Определяет не только огромный экономический потенциал, но и все возрастающие социальное значение на всю окружающую среду. Наблюдения за объектами живой природы и оказание своевременной посильной помощи в летних лагерях труда и отдыха, будут способствовать воспитательному процессу.
Цель: привлечь внимание обучающихся учреждения к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому воспитанию школьников эколого-биологическому образованию и их профессиональному образованию.
Задачи:
- привлечь внимание родителей к интересам детей в летний период;
- способствовать формированию особого отношения к окружающей природе родного края;
- развивать творческие возможности. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению решать логические задачи, рассчитанные на сообразительность.
Слово родителям и педагогам.
Отдых детей в летнее время требует серьёзной подготовки со стороны педагогов , родителей, администрации района. Анализируя работу летнего лагеря труда и отдыха “Темперамент” В МБОУ “Бураковская СОШ” предлагаю методическую разработку “День Эколога”, для расширения знаний о профессии эколога, о работе эколого- ресурсной службы, представители которой направляют все силы на то, чтобы жители нашей республики могли дышать чистым воздухом, пить чистую воду, растить здоровых детей. Благодаря работе экологов в нашей республике созданы и активно обустраиваются природные парки и родники, проводятся массовые мероприятия по сохранению лесов, защищаются водные ресурсы, воздушный бассейн и охраняются недра, на протяжении последних лет вся общественность задействована в ежегодной общероссийской акции “Дни защиты окружающей среды от экологической опасности”.
Главная мысль методической разработки “День эколога” заключается в пропаганде материалов о сохранении окружающей среды всем миром, помня , что каждый день бездействия ведёт к утере её ресурсов и красоты.Участие школьников в судьбе природы становится необходимым проявлением патриотизма. В прошлом году в нашей школе работал лагерь труда и отдыха “Темперамент”. Придание лагерю экологической направленности позволило продолжить образование детей во время летнего отдыха, экономя при этом средства, необходимые на создание таковых лагерей “с нуля”. За время отдыха обучающиеся подготовили маршруты по экологическим тропам, провели рейды на территории “Спасского заказника”, обследовали чистоту водных просторов реки Актай на разных её участках, поухаживали за саженцами древесных культур. За время экскурсий школьники собрали материал для защиты своих проектов, и вышли на республиканский конкурс исследовательских работ “Моя малая Родина”. Для расширения экологического образования в лагере предлагаю методическую разработку “День эколога”.
Инструктаж при выполнении исследовательских работ.
- Четкое выполнение правил по технике безопасности при работе на водных объектах, в лесу, на лесных полянах.
- Сохранение видового состава растений и животных во время наблюдений и исследований.
- Содержание в порядке рабочего места каждого школьника.
- Сохранность оборудования и своевременный ремонт сачков, лотков, Папок-определителей.
Слово учителю о профессии - эколог.
Каждая профессия требует определённых личностных качеств человека. Остановимся подробнее на профессии эколог.Внимательность, терпение, наблюдательность позволяет человеку составить анализ водоёмов, почвенных ресурсов или других наиболее важных объектов в природе. Умение обоснованно доказать важность решения и принять единственно важное действие, которое не всегда находить союзников. Для изучения профессии эколога рассмотрим конкретные примеры: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Зима
В зимний период особое внимание отводится сохранности лесных массивов. Пропаганда использования “зелёных елочек” изготовленных из бытовых отходов. Проводим презентацию буклетов посвященных операции “Ель”. Защита буклетов показывает подготовленность детей по данной теме.
Авторы обучающиеся НОУ “Темперамент” МБОУ “Бураковская СОШ”. Заключительное слово родителям и педагогам. Выделить в работах детей, желание, сохранить ёлочку и обратить внимание всех людей на посадку новых лесных массивов.
Весна
В один из дней общения проводим изучение водных ресурсов Спасского района РТ. Место исследования река Актай. Визуальное определение чистоты воды на разных её участках. Изучение методики исследования воды, просмотр видеофрагментов . Изучение дополнительных информационных материалов.
Выступление детей:
Многих животных природа наградила “метеорологическим чутьем”, получившим в ряде случаев и научное обоснование. Они реагируют на изменение давления, температуры и влажности воздуха, солнечной радиации.
Ученые считают, что “синоптическими способностями обладают более 600 представителей животного мира. Например в водах реки Актая , множество представителей земноводных. У лягушек органы дыхания очень чувствительны даже к незначительному увеличению влажности. Это и является причиной того, что перед дождём у “квакушек” рот не закрывается. Очень чутко реагируют на изменение погоды козы. В американском городе Берлингтоне очень популярна коза по кличке Лулу. Она знаменита тем, что предсказывает погоду. Как только животное почувствует приближение снегопада или дождя, оно немедленно уходит в загон. Даже местные метеорологи часто справлялись у хозяина козы о её поведении.
(Предложить детям провести наблюдения за своими питомцами в домашних условиях).
Особенно чувствительны к изменению температуры воздуха сверчки и кузнечики. Разгадав биологический механизм их поведения, английские учёные из Королевского института энтомологии смогли определять температуру воздуха не по термометру, а по часам с секундной стрелкой. Для этого достаточно подсчитать , сколько раз в течении 15 секунд прострекочит кузнечик или сверчок, и к полученному числу прибавить 40; полученная сумма и будет означать температуру воздуха по Фаренгейту. Для определения температуры по Цельсию требуется более сложные вычисления.(Практическая работа по подсчёту стрекотаний кузнечика, выявление предполагаемой температуры воздуха). Высокой чувствительностью к малейшим колебаниям освещенности, скоплению в атмосфере электричества, изменению атмосферного давления обладают многие птицы. Так , например, на Кубе широкую известность получил попугай, которому в 1989 году исполнилось 65 лет. Он безошибочно предсказывал погоду. Перед ураганом попугай насвистывал похоронную музыку, перед грозой – самбы, перед дождём – мелодии Штрауса.
(Музыкальная пауза – фрагмент вальса Штрауса).
Совершенно феноменальным “сейсмическим” чутьем обладала маленькая рыбка – нильский слоник. В горах Северного Памира ученые установили аквариум, чтобы его обитатель заранее предсказывал землетрясения. Нильский слоник чувствует приближение стихийного бедствия за четыре дня и начинает волноваться. Объяснить, как улавливает рыбка малейшие изменения, происходящие в земных недрах,пока не удается. Но исследователи не отчаиваются: тайна нильского слоника будет разгадана, а значит, не исключено, что станет реальностью создание, например, сверхчувствительного прибора, который будет заблаговременно предупреждать людей о приходе разрушительной стихии.
(Поход школьников вместе с учителем и родителями на водоёми наблюдение за поведением рыб перед дождём. Запись выводов в лист исследований).
Развитие способностей вести наблюдение за животными, способствует развитию интереса к профессии эколог. Продолжим беседу и слово представляется юным исследователям из НОУ “Темперамент”.
Муравьи перед разливом рек начинают активно бегать по деревьям и затем, собравшись вместе. Передвигаются колонной на новые места. Индейцы штата Акри, наблюдая поведение муравьёв, безошибочно предсказывают начало половодья за семь суток. Про муравья недаром говорят, что у него “голова с просяное зернышко, а ума – чувал”. Или, например, пауки даже в ясный день чувствуют собирающуюся в воздухе сырость – предвестницу изменения погоды. Многолетние наблюдения за поведением животного мира позволили установить приметы, которые в ряде случаев с большой вероятностью предсказывают изменение погоды.
Лето
(Просмотр видеофильма “Планета Земля”). Обратить внимание и запомнить новые виды беспозвоночных животных.
Осень
Слово по изучению профессии эколога – предлагается биологу школы.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы... А А Фет
Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Дни становятся короче, солнце греет меньше. Птицы собираются в отлёт, звери и насекомые спешат приготовиться к зиме, запасают корма, утепляют свои норы. Проследить перелёты птиц, определить численность видов животных на охраняемых территориях, установить кормушки в лесу для лосей, это лишь капелька в море забот человека. Профессия эколога помогает справиться со всеми заботами умело, не раня природу и максимально верно указывая на погрешности , которые могут возникнуть при работе. Например, в октябре, деревья сбрасывают листву, но сжигать листья нельзя. Предлагаю детям нарисовать листья разных деревьев и подписать отрицательные примеры поведения человека в природе. Строим веточку импровизированного дерева и сбрасываем в пространство листочки, тем самым демонстрируя преобладания чистоты в душе человека и в природе.
Заключение
Работа сама по себе, если забыть о людях, которые её делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа –это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определённым результатом. Результат работы эколога –СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. А хорошая или плоха работа – только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой – и будете правы. Вам не нравится – тут ничего не поделаешь. А другому, нравится – и он тоже прав.
Земля, вода, атмосфера объекты для работы эколога. И, следовательно, здесь, выделяем среди профессий: геологов, гидрологов, метеорологов на первое место профессию эколога. Люди изучающие флору, фауну, микроорганизмы: ботаники, зоологи, орнитологи, энтомологи, ихтиологи, биофизики, биохимики, микробиологи и каждый из них обязан знать основы профессии эколога, каждый на своем уровне.
Литература
- С Газарян “Ты выбираешь профессию”., Москва “Молодая гвардия” 1985
- Экологическая газета №11 от 3 июня 2005
- Буклет “Зелёное движение Татарстана”
- Л С Хренов “Народные приметы и календарь”. Москва “Агропромиздат”1991
- Школьный кабинет профориентации., Казань 1985
- Музыкальное приложение.