Тема: Зимовье диких зверей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Ознакомление детей с жизнью диких животных в лесу зимой.

Задачи:

  • Формировать умение выделять и охарактеризовывать особенности внешнего облика животных, образа их жизни
  • Заложить основы экологического воспитания
  • Активизировать работоспособность детей с помощью физических упражнений
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности, сопереживания ко всему живому.

Оборудование: макеты деревьев и кустарников в снежном уборе, игрушки – зверята, картинки с изображением диких животных, контуры животных, картонажные фигурки птиц, чудесный мешочек, кукольный театр, следы для печатания на снегу.

Предварительная работа: Беседа о зиме, какие звери обитают в наших лесах, лепка “Лесные жители”, обводка и штриховка диких животных.

Ход занятия

Звучит музыка “Тройка” Свиридова. На ее фоне воспитатель читает стихотворение Марины Серовой “Зима”.

Снег, снежок летит, кружится.
Что ты шепчешь нам, зима?
Пролетаешь ты, как птица:
Перья сыплешь из крыла.

Все дорожки и тропинки
Пухом белым замело,
И морозом так чудесно
Разрисовано стекло!

Воспитатель приглашает детей на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает Старичок – Лесовичок, который загадывает загадки о животных:

Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка ).

Любит груши и мед, сладкоежкою слывет
А еще могу сказать, очень любит он поспать. (медведь ).

Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной (еж).

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом (лиса).

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк).

Летом белый, зимой серый? (заяц).

Физминутка: “Прогулка в зимнем лесу”.

Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся.
И тихо на землю ложатся.
Вот  и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.

Кукольный театр: Лесные звери – куклы встречают детей на полянке и рассказывают о том, как они зимуют.

Белка: Я белка, веселый зверек . По деревьям скок да скок. А зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять. всю осень Дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, орехи, ягоды, чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? Трудно белке зимовать... Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы к людям я тогда скачу, помощи у них ищу.img5.jpg (10175 bytes)

Еж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился, не ленился! Меня вот разбудили и к вам , ребята пригласили, чтоб о себе все рассказать. Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит и будить его нельзя. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа: крепко спать и весны ждать.

Заяц: Я – заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет, все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.

Лиса: Я зимы не боюсь! В шубу теплую ряжусь. Хвост красивый какой, мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать. Об этом наверное мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет ни какой.

Старичок – Лесовичок рассказывает о волке: А еще есть верь лесной, он ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались, вы его бы испугались. Угадайте! Это волк. Я сам расскажу как зимует он в лесу. Волки в одиночку не ходят , они стаями бродят, серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. Старичок – Лесовичок обращается к ребятам:

Давайте, ребята, разберем предложение: Птицам и зверям голодно в лесу. Сколько слов в предложении? Сколько слогов в слове” Птицам?” А в остальных словах сколько слогов? Теперь сделаем звуко-буквенный анализ.

А теперь поиграем в игру “Накорми зверей и птиц”. В этом Чудесном мешочке находится пища для зверей и птиц.(зерно, орехи, мед, сыр, морковка, яблоко и т.д.).Вы должны на ощупь определить, что это за еда, для кого она. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра: “Назови ласково” . Ребята, видите как повеселели лесные жители? Давайте назовем их ласково.

Указываю на игрушку и называю ее, а дети образовывают уменьшительно – ласкательные слова.

Белка – белочка, сова – совушка, медведь – медведушка, лиса – лисонька, заяц – зайчик и т. д. Старичок-Лесовичок: Дети, вы можете на пальчиках показать мне волка, белочку, медвежонка? Хорошо, покажите мне.

Пальчиковая гимнастика. (дети с помощью пальцев изображают лесных жителей).

Давайте подарим лесным жителям их портреты. ИГРА: “Сложи открытку”. Двое детей на фланелеграфе у доски, а остальные за столами собирают разрезные пазлы с изображением зверей и птиц.

Теперь поиграем в игру: “Один – много” Я называю птиц и зверят в единственном числе, а вы во множественном.

Волк – волки, еж – ежи, кабан – кабаны. Лось – лоси, дятел – дятлы, снегирь – снегири и т.д.

Старичок – Лесовичок знакомит детей с пословицами о природе:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой край не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. О зимовьи каких лесных зверей мы сегодня узнали? Как живется им зимой в лесу? Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным, птицам?

Дети прощаются со зверями и уходят.

Список литературы.

[1] Н.В. Дубровская “Природа” 2006.

[2] О.Ф. Горбатенко “Система экологического воспитания” 2007.