Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.
С этих позиций разработана программа “Здоровый ребенок”. Она ориентирована на педагогов-практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.
Материалы, представленные в программе, ориентированы на организацию работы с детьми, посещающими дошкольные учреждения с двух до семи лет. Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: программ развития и воспитания детей в детском саду “Детство” В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, “Как воспитать здорового ребенка” В.Г. Алямовской, “Мой мир” С.А.Козловой, оздоровительных технологий Ю.Ф. Змановского “Здоровый дошкольник”, М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, Н.Н.Авдеевой “Безопасность”.
Программа “Здоровый ребенок” направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. В своей работе мы используем программу "Здоровье" по рекомендациям В.Г. Алямовской.
Программа “Здоровье” разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения – это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Программа “Здоровье” предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателям, узким специалистам ДОУ содержания обучения и воспитания. Использование различных методик, позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.
Цель программы “Здоровье”: ориентирована на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
Каждое утро мы с ребятами ходим в спортивный зал и занимаемся гимнастикой, благодаря этому наши детки прошли успешно адаптацию к детскому саду, научились ходить парами за ручки, здороваться с взрослыми. Они с удовольствием заходят в группу и ждут, когда же мы пойдем в спортивный зал. На занятиях ребята испытывают положительные эмоции и заряжаются энергией на весь день. Для того чтобы узнать мнение родителей, мы провели анкетирование. Данная анкета была составлена педагогами группы совместно с психологом нашего детского сада. Опрос показал следующее:
Во-первых, 100% родителей считают положительным сам момент проведения утренней гимнастики. Родители согласны с тем, что выход детей из группы и занятия в физкультурном зале не только влияют на физическое развитие, но и положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей. На вопрос о влиянии физ. занятий на уровень заболеваемости, 70,6% родителей считают это влияние незначительным, но не отрицают его. И около 30% мам и пап говорят о том, что их малыши стали реже болеть и успешно прошли адаптацию к детскому саду.
Для некоторых родителей утренняя гимнастика является положительным стимулом для систематического хождения их ребенка в детский сад.
В общем и целом можно говорить о том, что данные занятия положительно влияют как на эмоциональное, психологическое, физическое состояние детей, посещающих данную группу, так и помогают гораздо быстрее своих сверстников социализироваться в условиях ДОУ, А так же данный комплекс утренней гимнастики вне группы приносит массу позитивных эмоций и заряд хорошего настроения.
Литература
1. Харченко Т.Е. “Утренняя гимнастика в детском саду”, “Упражнения для детей 2-3 лет”, Издательство: Мозаика – Синтез, 2009.
2. Программа “Здоровый ребенок” для ДОУ.