В данной статье мы с коллегой хотели бы подробно описать семинар, проводимый для социальных педагогов г. Лобня Московской области. В своей работе социальные педагоги, работающие с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, часто сталкиваются с тем, что служб профилактики в городе, работающих с данной категорией граждан, как правило, достаточно много, их функции дублируются. В связи с этим порой возникает путаница, рассогласованность в действиях, отсутствует единый алгоритм совместной работы. Как следствие, деятельность социального педагога бывает затруднена, часто растягивается во времени, что может повлечь тяжелые последствия для граждан, нуждающихся в квалифицированной помощи. Если и Вы в своей работе сталкиваетесь с подобными проблемами, мы надеемся, что наш семинар будет Вам полезен. Итак.
Цель: определить и на практике отработать типичные ошибки, возникающие в процессе взаимодействия служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.
Задачи:
- Дать теоретическую основу деловой игры как формы работы с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию и их семьями.
- Провести психологическое упражнение на определение меры ответственности.
- Провести деловую организационно-деятельностную игру “Лабиринт”.
- Провести “Аукцион идей”.
Оборудование: адресные листы (Приложение 1); таблицы типичных ошибок (Приложение 2); карточки с описанием педагогической ситуации; планшеты, ручки, карточки с текстом Постановления №101-ПГ по различным субъектам профилактики; бейджи с именами присутствующих; раздаточный материал (по количеству присутствующих): буклет СРЦН, текст Постановления №101-ПГ, ФЗ 120, столы (по количеству субъектов), карточки на столы с наименованиями Служб системы профилактики, малярный скотч.
Подготовка: На полу наклеить малярную ленту неровной линией.
Программа Семинара
Время | Форма | Содержание |
1500 -1515 | Кофе-пауза | |
1515 - 1525 | “Круг” | Вступительное слово |
1525 - 1535 | Психолого-педагогическое упражнение | Психолого-педагогическое упражнение “Скала” |
1535 - 1615 | Деловая игра “Лабиринт” | 1. Вступительное слово о сути деловой игры |
2. Проведение игры | ||
1615 - 1635 | Круг, “Аукцион идей” | Рефлексия. Заключительное слово ведущего. |
1635 -1645 | “Заключитель-ный круг” | Заключительное слово, обратная связь |
ХОД СЕМИНАРА
Кофе-пауза, экскурсия по СРЦН (по желанию участников семинара).
I этап. Вступительное слово
Все участники семинара сидят в кругу.
1.1. Директор приветствует участников семинара.
1.2. Ведущий социальный педагог: “Сегодня наш семинар будет проходить по не совсем обычной схеме.
Мы все находимся в кругу, и, как вы сами понимаете, работа в кругу имеет определённые правила. В контексте настоящего семинара эти правила будут следующими:
- уважать мнение другого, не перебивая говорящего;
- стараться излагать своё мнение четко и лаконично, давая возможность высказаться и другому;
- стараться оценивать не человека, а его поступок или фразу;
- работаем все.
Нашей творческой группой предложена следующая структура нашей дальнейшей работы:
- Вступительная часть, проговаривание правил, что мы уже сделали;
- Проведение практического упражнения;
- Мы познакомимся с новой формой работы на семинаре – деловая игра “Лабиринт”;
- Используя материалы деловой игры, мы обозначим сложности межведомственного взаимодействия.
- Проведение заключительного обсуждения в кругу и подведение итогов.”
II этап. Психолого-педагогическое упражнение “Скала”.
Тренер: “Уважаемые коллеги, а сейчас чтобы настроиться на дальнейшую работу, я хотела бы провести небольшое упражнение, которое проиллюстрирует возможности социального педагога в помощи несовершеннолетним”
Упражнение “Скала”
Тренер: “Встаньте, пожалуйста, перед чертой на полу, лицом к черте. Но не на равном расстоянии от черты, а на разном – кто-то ближе, кто-то дальше. Вы – это скала, за чертой – пропасть, расстояние между вами и чертой – это тропинка. Задача каждого участника – пройти по тропинке и не упасть в пропасть. Пожалуйста, начинаем.
Расскажите, легко или сложно было пройти из конца в конец? Что или кто Вам помогал, а что мешало? Удобно или нет было буквально пролезать между, в общем-то, не очень близкими Вам людьми?
Обратите внимание: это упражнение показывает, насколько вы в своей жизни и в работе привыкли рассчитывать на себя, как вы просите или принимаете помощь других людей – это умение взаимодействовать. А умение взаимодействовать как с несовершеннолетними, так и с различными службами города – основа работы социального педагога”
III этап. Деловая игра “Лабиринт”.
Ведущий социальный педагог: “А теперь хочу предложить вашему вниманию ещё один вид работы - деловая игра.
Деловая игра, равно как и иные игры должны обязательно составлять часть работы социального педагога, так как они работают со школьниками. Начиная с 3-х лет и до позднего подросткового возраста, игровая деятельность является основой развития личности. Меняются только формы игры и их значение в зависимости от возраста. С возрастом меняется основная, ведущая деятельность ребенка, направленность его познавательных процессов, а игра остается. Да и взрослые, уже личностно сформированные люди продолжают играть. Играя с несовершеннолетним, организовывая эти игры, социальный педагог налаживает связь с ребенком, здесь возникает область доверия и закладываются основы дальнейшей эффективной работы.
Деловая игра — это часто игра для взрослых. Это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.
Проводя деловую игру на этом семинаре, мы преследовали 2 цели:
- Ознакомить социальных педагогов с одной из форм игры.
- Определить и на практике отработать типичные ошибки, возникающие в процессе взаимодействия служб системы профилактики и социальных педагогов в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.
А теперь давайте обозначим роли каждого участника семинара:
1. Специалисты служб системы профилактики:
- занимают места за столами, на каждом расположено наименование службы;
- на адресных листах пишут свою резолюцию (кратко) ставят отметки в таблице типичных ошибок, где отмечают каждого обратившегося. В ней мы предлагаем вам отмечать следующие пункты “Обратились по адресу”, “Качество обращения”, достаточно ли данных, чтобы данный субъект профилактики начал работать и т.д., и “Правильность составления документа”.
2. Социальные педагоги:
- получают карточки с педагогическими ситуациями и адресные листы;
- знакомятся с ситуацией, анализируют её и определяют шаги по решению тяжелой жизненной ситуации несовершеннолетнего
- взаимодействуют с той Службой системы профилактики (подходят к соответствующему столу) и в таком порядке, как определили в соответствии с намеченным алгоритмом работы. Получив резолюцию и, по необходимости, скорректировав алгоритм, обходят далее необходимые Службы системы профилактики до разрешения ситуации.
Предлагаем Вам приступить к игре, её регламент – 20 минут”
IV этап. “Аукцион идей”.
“Мы только что в условиях семинара в сжатой форме проиграли ситуации, максимально приближенные к реальной жизни. Обратите ваше внимание на количество бумаг, накопившихся у каждого участника. Каковы ваши впечатления от проделанной только что работы. Что бы хотелось сказать или наоборот, спросить у присутствующих?” В конце концов, обязательно акцентировать внимание участников на идее (озвученной на одном из предыдущих семинаров) о необходимости проведения совместных с различными службами системы профилактики консилиумов по несовершеннолетним, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и о Клубе социальных педагогов.
V этап. Заключительный круг.
Все сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается, что ему понравилось – не понравилось в проведенной работе, было ли что-либо важное для каждого из участников. После чего, ведущий акцентирует внимание на проведённых формах работы: работа в кругу, разбор педагогической ситуации, деловая игра и на том, как они помогают в достижении цели, а именно в работе социального педагога и в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики в решении трудной жизненной ситуации несовершеннолетнего.
Спасибо за внимание к нашей статье и мы надеемся, что она будет полезна в Вашей работе!
Приложение 1
Адресный лист
Служба системы профилактики | Текст обращения в службу (тезисно) | Резолюция специалиста службы |
Приложение 2
Таблица типичных ошибок
Обратились по адресу | Качество обращения | Правильность составления документа |