Эпиграф:
Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает...
Из письма Крамского Ф.Васильеву
(5 июля 1872 г)
Цели:
- Знакомство учащихся с творчеством И.И.Шишкина;
- Воспитание чувства любви к Родине, к родной природе, культуре своей страны через произведения выдающегося художника, посвятившего свое творчество, русской природе.
Задачи: погружение в мир удивительных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина.
Оформление: М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…», «Среди долины ровныя…» (песня), «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргский; репродукции картин: портреты И.И.Шишкина (Крамской), «Рожь», «Среди долины ровныя…», «Рубка леса», «В полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый бор», «На севере диком», «Разливы рек ее подобные морям…», « Лесные дали», «Бурелом» и т.д., презентация «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».
Возможные формы проведения: «выставочный зал» (репродукции картин), музыкально – художественная композиция с использованием презентации (классный час или урок истории, МХК).
Вступление:
Смена слайдов (слайд-шоу) с репродукциями картин Шишкина и музыкальное сопровождение – М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…». Слайд 2. (Презентация 2)
Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит удивительная встреча с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося художника второй половины XIX века.
Портрет И.И.Шишкина. 1880г., (Крамской) Слайд 4 |
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского. |
Портрет И.И.Шишкина. 1873г., (Крамской) Слайды 5,6 «В окрестностях Дюссельдорфа». 1865г. Слайд 7 |
Родился Иван Иванович в 1832г. в городе
Елабуга на Каме. Там провел детство и раннюю
юность, туда возвращался не раз в пору зрелости и
возмужания. Учился Шишкин в Московском училище живописи и ваяния и в Петербургской Академии художеств. В качестве пенсионера Академии, удостоенного Большой золотой медали, молодой художник был послан на три года в Германию и Швейцарию, где прославился своим мастерством рисовальщика. |
«Рубка леса». Слайд 8 |
Первой его крупной работой по
возвращении на Родину стало полотно «Рубка
леса»(1867г.). В нем ярко проявилось одно из главных
свойств творческого метода Шишкина – интерес
к деталям. Ничто не ускользает от взгляда художника: ни особенности строения пня спиленного дерева, ни различные породы растущих у его подножия цветов и трав, ни вспугнутая лисичка…. Все, что определяет жизнь леса, привлекает внимание художника и удостаивается его тщательного изучения. Все это он воспроизводит в картине. Правда, композиционно она еще как бы распадается на отдельные куски, живущие вполне самостоятельной жизнью. Столь же условна и передача освещения, мало связанного с общим живописным строем полотна. |
«В полдень в окрестностях Москвы». Слайд 9 |
С картиной «В полдень в окрестностях Москвы»(1869г.) (мотив пейзажа был найден художником в селе Братцево, под Москвой) в творчество Шишкина вошла тема Родины. Широта полей и урожайных нив с островками деревень и сел, высокий шатер неба, взметнувшийся над бескрайним простором, вызывают чувство радостного приобщения к великому и вечному, что зовется Родной землей, Отчизной. |
«Сосновый бор». Слайд 10 |
Написанный через два года « Сосновый бор» явил собой силу возросшего мастерства живописца. Яркий образ могучего соснового леса выражен здесь в глубоко продуманной и четко построенной композиции. Подробная детализация уже не нарушает цельности изображения, и освещение выглядит естественным и натуральным: пространство кажется наполненным солнечным светом и воздухом. |
«Рожь». |
70 -80-е годы – время наивысшей творческой
активности Шишкина. Одна за другой создаются его
лучшие работы. С ними приходят к художнику слава
и всеобщее признание.
Классическим произведением русского
искусства стала картина «Рожь».
|
«Среди долины ровныя…». Слайд 12 |
Эпические темы широты и раздолья,
величия и могущества русской природы в
творчестве Шишкина нередко вызывают у зрителей
песенно-фольклорные аналогии. К этим аналогиям художник стремится сознательно. Так, по мотивам известной народной песни «Среди долины ровныя…» в 1883 году им была написана картина того же названия. (Звучит песня «Среди долины ровныя …») (слова: А.Мерзлякова)
Однако в картине нет настроения тоскующего одиночества, свойственного этой песне. Полотно, по-шишкински, мажорно и обогащено огромными познаниями и беспредельной любовью к родной природе. |
«На севере диком» 1891г. Слайд 13 |
Не только к народным песням, но и к
классической русской поэзии обращался Шишкин.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна» породило
картину «На севере диком» (1891г.)
|
«Разливы рек ее подобные морям…» 1890 Слайд 14 |
Другое стихотворение Лермонтова
«Родина», вызвало к жизни интересно и сложно
разработанный графический лист «Разливы рек ее
подобные морям…»
|
« Лесные дали» 1884 г Слайд 15 |
Понятие « шишкинский пейзаж»
давно уже стало нарицательным – это, прежде
всего пейзаж лесной или непременно включающий в
себя мотив леса. Лесные сюжеты разработаны в
творчестве Шишкина богато и разнообразно: от
небольших этюдных набросков или зарисовок,
каких-то незначительных на первый взгляд
частностей… до серьезных композиций,
содержащих в себе большие идеи и глубокие образы.
Второй составной частью понятия «
шишкинский пейзаж» является присутствие примет
природы, могучей и сильной. |
«Бурелом» 1888г. Слайд 16 |
Темы гибели, увядания были абсолютно чужды творческому мироощущению художника. Лесная глушь поражала его не страхом тления, а силой жизни природы: мощностью стволов, пышность мохового ковра.
|
«Дождь в дубовом лесу» 1891г. Слайд 17 |
Очень редко на картинах художника
встречаются изображения людей. В своих работах
художник общается с природой. Так в картине «Дождь в дубовом лесу(1891г.) образ по – шишкински могучей дубовой рощи обогащен настроением лирической задумчивости, недосказанности: серая пелена дождя смягчает краски, а фигурки идущих куда – то по лесу людей придают изображению интимность. |
«Сосны, освещенные солнцем» 1886г. Слайд 18 |
Много работая на натуре и непосредственно сталкиваясь с проблемой взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэр), Шишкин создал лучшие пленэровские этюды, например «Сосны, освещенные солнцем». Лесная опушка кажется действительно наполненной светом и воздухом, напоенной сухим запахом хвои. Словно воочию ощущаешь летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем лета. |
«Зима». 1890г. Слайд 19 |
У Шишкина редко встречаются зимние пейзажи, лучший из них «Зима» очень точно передающий впечатление «звенящего» морозного воздуха, иллюзию свежевыпавшего снега.
Или
|
Утро в сосновом лесу. Слайд 20 |
«Шишкинский пейзаж» – это, прежде
всего пейзаж лесной или непременно включающий в
себя мотив леса. С картиной Ивана Ивановича
Шишкина «Утро в сосновом лесу» сложилась
ситуация, похожая на историю картины «Осенний
день. Сокольники» Левитана. Медведи на картине
написаны другим художником. Это Константин
Аполлонович Савицкий (Ошибка Шишкина?). В 1951 г. известный деятель природоохраны, профессор Одесского университета И.И.Пузанов посвятил знаменитой шишкинской картине специальное стихотворение, которое так и назвал «Утро в лесу»:
|
«Корабельная роща». 1898 г. Слайд 21 |
Творчество Шишкина не зало периода
усталости или упадка. И в последние годы своей
жизни живописец работал с прежней неутомимостью,
с прежним стремлением к совершенству. Картина «Корабельная роща» («Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги») была написана незадолго до смерти художника и вобрала в себя все лучшие стороны его таланта. Картина показывает потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета – на своем месте. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Картина прозвучала мощным заключительным аккордом торжественного гимна в честь русской природы. |
Заключительное слово учителя:
Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры. В каждой из его работ прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность. Не случайно современники называли Ивана Ивановича Шишкина – «лесной богатырь – художник».
1. Тестовое задание Слайд 22
2. Напишите синквейн по картине. Слайд 23
Используемая методическая литература:
- «Художественная галерея» Шишкин.№ 065, 2005.
- «Великие художники» Шишкин. М.: Директ-Медиа, 2009.
- «50 художников. Шедевры русской живописи» № 01.2010г.
- Студия Диафильм «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».
- gallerix.ru
- http://tphv.ru/shishkin_malceva.php
- http://www.art-urok.ru/shishkin.htm